Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».









Методическая разработка

По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Воспитатель: Кочкаева К.А







г. Омск
2015 год

Содержание

Введение. стр.3
1. Роль оригами в реабилитационной практике и развитие
мышления и интеллекта детей. стр.8
2. Игра – средство обучения и воспитания. стр.11
3. Чему учить и как учить? стр.14
4. Использование оригами в коррекционно-воспитательной
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
а) Цель и задачи . стр.18
в). «Тайный язык» и волшебные свойства бумаги. стр.19
г). Общий план занятий и предполагаемые результаты. стр.23
д).Формы и методы обучения. стр.26
5.Диагностика. стр.27
Заключение. стр.28
Литература. стр.30
Приложение. стр.32









Введение.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.    

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего, будет распространяться именно в среде преподавателей, и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.
Какие навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами умственного и физического развития?
Оригами: развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными , как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может.
Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможностями.       Среди современных средств  и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.
Основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является организация коррекционно-развивающего воздействия.
Такое воздействие обеспечивают специальные (коррекционные) школы-интернаты, какой и является наша школа.
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Эти вопросы наверняка возникли у Вас. Действительно, почему именно оригами? Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисот летней давности?
Что скрыто в этом экзотическом искусстве, которое равно привлекает и малышей, и профессоров лучших университетов мира?
Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка и для взрослого. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Лишь немногие по какой-то случайности пробуждают их скрытую мощь подобно Аладдину, который, пытаясь почистить старую медную лампу, вызвал могущественного джина. А ведь лампа могла просто затеряться, как любая ненужная вещь, а с нею был бы похоронен и ее секрет. К сожалению, со способностями такое может произойти. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться.
Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема – это ступенька лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет слишком большим и если все они будут вместе. Пусть лестница удобна и ни одна ступенька не выломана, подняться по ней легко лишь в том случае, если путь этот интересен.
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листка скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.
Оригами развивает способность комбинировать и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изображать детали и фактуру, и потому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт).
Оригами формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложнокоординированные движение пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению, недаром оно является дзэнским искусством, как и трехстишия хокку, каллиграфия, живопись и боевые искусства. Дзэн – одна из культурных традиций Японии – ставила во главу угла озарение и интуицию. Образно говоря, дзэн – это жизнь под девизом «Эврика!»


1.Роль оригами в реабилитационной практике и развитие мышления и интеллекта детей.
Традиционное  японское искусство  оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата  без вырезания и склеивания -  все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как  конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология  и  арт-терапия . В наше время оригами как метод арт-тераии с успехом используют  в лечебной и реабилитационной практике педагоги и врачи самых разных специализаций. В материалах  Первой международной конференции  «Оригами в педагогике и арт-терапии» (12) отмечается позитивное влияние занятий оргами в работе с инвалидами  слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психоневрологических диспансеров, психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни детей сОВЗ,  уменьшают уровень тревожности, помогают забыть   боль и горе, повышают самооценку, способствуют  налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе,  помогают установить контакт между педагогом и ребенком. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической  практике -  «образ жизни оригами».
       В чем  же секрет   применения оригами в реабилитационной работе? Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра  и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление . Путем последовательного несложного складывания бумаги  вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей  красотой  и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить  что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и педагога с учеником, что  является особенно  важным, если пациент – ребенок. Бывают случаи, когда дети,  в состоянии страха, тревоги  отказываются принимать еду или лекарства. Тогда на помощь приходит  кукла в руках арт-терапевта  и не возможное становится возможным. Такой же «волшебной палочкой»  служит  оригами. Известны примеры  успешного применения оригами даже в  случаях аутизма. Известно, что сын Николая П,  Алексей был болезненным и замкнутым ребенком с симптомами аутизма. Преподаватель из Англии,  при помощи занятий оригами, не только сумел разговорить мальчика, но и повысил его интерес к английскому языку .ости, для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений в развитии, социальную адаптацию.         Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга  больных в  больницах и реабилитационных центрах много:
  - во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой  можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество  интересных  моделей. Появляется  мотивация, желание научиться этому;
- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым, (в условиях больницы  учителями могут быть и специалисты-психологи, и родители, и медицинский персонал);
- результат достигается  быстро;
- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому –   сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;
      - есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;       - устраняется барьер между педагогом и ребенком, возникает атмосфера доверия;
- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;          - оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других  арт-терапевтических  направлений:  сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами  драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами  музыки, хорового пения и эвритмии  с присущими им  гармонией и ритмичностью движений  (что также имеет место при складывании в технике оригами и дает терапевтический эффект), терапию цветом (используется разноцветная  бумага);
-метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние человека;
- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. 
Влияние занятий оригами на  развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы, чей сайт оригами  был в свое время признан лучшим в мире. Они пришли  к выводу, что такие занятия:
- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
- повышают уровень интеллекта в целом;
- активизируют творческое мышление;
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;        - улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;       - улучшают память и глазомер(10).
Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ, когда мобилизация психологического состояния является очень важным условием  выздоровления.
2.Игра – средство обучения и воспитания.
В потаенном уголке души каждого человека живет волшебный мир. Даже в серые будни искорка праздника вспыхивает у нас причудливой радугой, искорка детства. Детство наполнено волшебством, имя которому – игра.
Именно в игре возникает необычное состояние души. У этого состояния много различных названий. Одно из них (наверное, самое лучшее) – вдохновение.
Вдохновение возникает и при общении с природой, музыкой, живописью, поэзией, сказками, и главное – в творчестве. Творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Если сравнить детство с ростком, то вдохновение – соки, текущие в нем. Наверное, ребенок растет во время вдохновения. В этом состоянии повышается тонус, в этом состоянии все получается, точнее, мыслями «может не получиться» просто нет места, а потому страх отступает. В игре и вдохновении рождается та неуемная активность, из-за которой малыш все хочет сделать сейчас, немедленно и обязательно сам.
Игра переворачивает все наши представления о возможностях ребенка и не всегда согласуется с нашим незыблемым здравым смыслом: мы знаем, что, когда человек трудится, он устает, игра же заставляет забыть про усталость, она не дает насыщения, а только вызывает новую жажду игры.
Но, к сожалению, в жизни мы часто видим совсем противоположное малыш с каждым годом теряет активность, и интерес, и даже здоровье. Все коренится во взаимоотношениях ребенка и взрослого.
Что же стоит за скукой и нервным напряжением, опутывающими ребенка?
Пример первый. Родители начинают с малых лет учить малыша: студии, хор, спортивные секции следуют бесконечной чередой, не оставляя времени для игры и отдыха. Проходят годы – ребенок становится взрослым. Если ему повезло, и он в силу наследственности имеет могучее здоровье, он будет с улыбкой вспоминать про скрипку, которой его мучили в детстве. Большинству же жертв «учения» будет не до смеха, и многие из них получат неврозы и хронические болезни.
Родитель пытаются руками ребенка добиться того, что сами в детстве упустили. Он превращается в марионетку и испытывает все ощущения невольника.
Пример второй. Родители отзываются о своем сыне уничижительно: «Наш совсем ничего не умеет, рисует какие-то каляки-маляки». Через некоторое время этот мальчик с плачем будет говорить: «Я не умею». Суть происходящего в том, что родители косвенно внушают ему линию поведения неумехи, никчемного человека. Когда ребенок слышит разговор о себе со стороны, то каждое слово может его или убить, или воскресить, поскольку этим словам он доверяет безгранично и защитные механизмы не включаются. Это внушение сильнее внушения гипнотизера, и, к сожалению, оно встречается очень часто и именно в негативном варианте. Чтобы этого не произошло, мы должны помнить о некоторых свойствах психики взрослого: если мы хотим что либо сделать (например, воспитать ребенка), мы находим способы, если на самом деле мы не хотим этого делать, мы найдем оправдания (например, будем говорить, что ребенок абсолютно невоспитуем, бесталантен, бестолков, что он вообще маленький негодяй, и внушать и воспитывать именно эти отвратительные качества). Поэтому я стараюсь меньше оценочно подходить к личности ребенка, больше любить его и верить в его лучшие качества, даже если они едва заметны. Ведь и росточек, проклевывающий землю, незаметен. Он может вырасти в могучее дерево, если мы верим в него, или погибнет, брошенный на произвол судьбы.
Игра – особый вид обучения, в котором максимально реализуется ситуация успеха. Но это не просто обучение, это проигрывание своей будущей жизни, даже точнее бы сказать, что игра – это способ жизни ребенка. В игре ярко проявляется качество, которое древние китайцы и японцы в своих трактирах называли «естественность» и которым пытались овладеть лучшие умы Дальнего Востока. Сейчас это качество больше известно под названием «спонтанность».
Существует такая восточная притча – однажды сороконожку спросили: «Как ты ходишь? Как тебе удается согласовывать движения твоих многочисленных ног?» Сороконожка задумалась: ведь она просто ходила и никогда никакими «согласованиями движений ног» не занималась. Наконец Сороконожка стала аккуратно переставлять ноги, пытаясь определить «правильную длину шага» и стараясь понять, в каком порядке лучше шагать очень скоро ее ноги запутались, Сороконожка упала и умерла от перенапряжения. Когда работа идет спонтанно, или естественно, психического напряжения не возникает, если же нет естественности, то та же работа проходит с сильным психическим напряжением.
3.Чему учить и как учить?
Проблема игры и проблема места игры в образовательном процессе относятся к классическим проблемам педагогики. Во-первых, эти проблемы - сложнейшие и труднейшие, во-вторых, они - фундаментальные, задают основы теоретического понимания игры и практического использования игры. Поэтому проблема игры в обучении, развитии и воспитании имеет многолетнюю историю многократных попыток её решения.
        Мыслители, внесшие свой вклад в разгадку природы детской игры и психологии игры, многочисленны.
Значимый фундамент знаний по педагогике для наших дней заложил русский педагог-демократ - основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), который, хотя и не разрабатывал теорию игры, но указывал на её большое значение в развитии и воспитании ребёнка.
        Австрийский психиатр и психолог, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) в большой мере повлиял на психологизацию общества и культуры. Он напрямую теорией игры не занимался, но оказал большое влияние на швейцарского психолога Жана Пиаже (1896 -1980), который, напрямую не занимаясь теорией игры, видел в игре диагностическую методику и терапевтическое средство.         Многие стороны проблемы игры прояснились в своё время в дискуссии с Жаном Пиаже отечественного психолога-педагога Льва Семёновича Выготского (1896 - 1934), внесшего в педагогику идеи культурно-исторической концепции. Анализ дискуссии Л.С. Выготского и Ж. Пиаже и сопоставление их взглядов с взглядами на игру американского психолога Курта Каффки (1886 - 1941) дают много материала для понимания игры, её роли в педагогике. В трудах Л.С. Выготского находим глубокий психологический анализ детской игры и начала её теории
        Концепции, расширяющие и углубляющие теорию детской игры, в отечественной педагогике представлены в трудах Алексея Николаевича Леонтьева (1903 - 1979) (разработан "деятельностный подход") и Даниила Борисовича Эльконина (1904 - 1984) (разработана тема "психология детской игры").
        В настоящее время игра имеет развёрнутую психолого-педагогическую теорию. Она предстаёт перед современными педагогами в развитии и как комплекс мыслей о понимании загадочной природы игры и детства.         В теории игры имеется немало рекомендаций по применению игровых методик в обучении и развитии, диагностике и коррекции. Только в самое последнее время собственно игра, а вместе с ней и оригами, получили права образовательного процесса. Примечательно высказывание "... потеха и учение у Петра всё время объединялись вопреки древнерусской поговорке, их противопоставлявшей: "Ученью время - потехе час"" (академик Д.Лихачёв "Поэзия садов").
Элементы оригами в дошкольном и школьном образовании использовались многими воспитателями и педагогами. Своеобразие, несхожесть и преимущества использования оригами относительно других не оспаривалось, но и реформирование системы образования с официальным включением оригами в образовательный процесс не происходило и не происходит. Тем не менее, энтузиазм педагогов-новаторов и объединённые усилия любителей оригами шаг за шагом внедряют в сознание широкой общественности понимание необходимости использования оригами в системе образования.
Актуальность освоения оригами в педагогике и образовательном процессе иллюстрируется тематикой докладов на конференциях "Оригами и педагогика" (Санкт-Петербург) и "Оригами в учебном процессе" (Омск) (8-9,11).
Участие в обсуждениях "Чему учить?" и "Как учить?", приводит оригамистов к образовательным концепциям, прежде всего отличающимся по предназначению. Наиболее широкий охват возможных или существующих предназначений предпринят в разработках Литвинова М.М и Опаричевой С.В. (5-7).
        В отечественном экспериментальном учебнике "Оригами в школе и дома" (1) не сделан выбор между основным и дополнительным образованием. Использована третья возможность. Авторы (Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.) приняли позицию популяризации оригами: их учебник адресован семьям, педагогам, родителям, подросткам и детям (для школы и дома).
        О зарубежном использовании оригами в школе можно судить по заметке, написанной известной оригамисткой и педагогом Гай Мерилл Гросс (США) специально для журнала "Оригами. Искусство складывания бумаги." (1999. - № 3 (17). - С. 18 - 19).
       "Оригами в американских школах не является обязательным уроком. Это искусство преподаётся в основном учителями других предметов, увлекающимися им и отдающих себе отчёт в значимости оригами для всего педагогического процесса в целом и своего предмета в частности. Реже оригами преподаётся как отдельный предмет педагогами вроде меня - занимающимися оригами профессионально.
        Несмотря на это, достаточно часто значение оригами как отдельного предмета пока недооценивается в американских школах. Происходит это, по моим соображениям, из-за двух причин. Во-первых, большинство учителей сами ещё недостаточно освоили оригами, чтобы с лёгкостью и успехом преподавать его своим ученикам. Во-вторых, с внешней точки зрения, оригами больше похоже на забавную игру, чем на серьёзный предмет, достойный изучения. С этими проблемами в меру своих сил, стараюсь бороться".
        Следовательно, проблема включения оригами в образовательный процесс как в России, так и в США одинаковы и пока не разрешены.         Содержание концепции. До сих пор теория психологии детской игры активно задействована через игровую методику (игра детей с предметами, детей между собой, детей с взрослыми, взрослых с детьми и их сочетания) и почти не задействована через собственно игру (игра по инициативе, мотивации и заинтересованности ребёнка, по правилам самого ребёнка или "ничейным" правилам, игровое партнёрство взрослого и ребёнка и их сочетания). Между тем, оригами является такой игрой (а не игровой методикой), которая может быть включена в образовательный процесс и позволяет отчётливо видеть различие между игровой методикой и собственно игрой.
        Объединение в образовательном процессе оригами с игрой позволяет относить преподавание оригами к комплексной дисциплине. В ней присутствуют: интеллектуально-познавательные составляющие (логические и технические, развивающие техническую изобретательность и эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость) и досуговые и социально адаптирующие составляющие.         Трактовка оригами как образовательного процесса соответствует положениям в области образования и педагогики, касающимся категорий: "учить" ("знать", "уметь" и "владеть"), "развивать" и "воспитывать". Однако, важно, что основной предмет рассмотрения - оригами - вносит немало специфического. Так, дети вовлекаются в "мир оригами": мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, телекоммуникация); мир искусства (творчество, эстетика, экология человека); мир науки, техники и технологии (творчество, логика, экология природы).
        Оригами обладает перспективами в системе образования, так как имеет возможности объединять: детский и взрослый интересы, детские и педагогические ценности, гуманитарное и политехническое образования, естественнонаучные и логические знания, восточные и западные традиции культуры, нравственно-идеологические и научно-технические системы взглядов.
4. Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
а) Цель и задачи работы.
Цель:
социальная адаптация учащихся.
Задачи: Познакомить с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;
Учить читать технологическую карту;
Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; Учить читать схемы;
Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества

в) «Тайный язык» и волшебные свойства бумаги.
Для объяснения техники оригами необходим особый язык, который был бы доступен и вам, и вашему маленькому партнеру. Это язык понятий, построенный на ассоциативных связях с тем, что ребенок уже имеет в своем опыте.
Перечислим основные элементы техники:
«Косынка» – лист сгибаем по диагонали от угла до угла.
«Книжка» – лист сгибаем пополам по вертикали.
«Конверт» – все четыре угла квадрата сгибает точно в центр листа.
«Домик» – два верхних угла сгибаем к центру.
«Трельяж» – противоположные вертикальные стороны квадрата отгибаем к средней линии, полученной с помощью сгиба «книжка».
«Самолетик» – лист сгибаем так, чтобы две стороны квадрата, образующие один из углов, совмещались с диагональю, проходящей через этот угол.
«Ромб» - (известен под названием «базовая форма тюленя») – согнув «самолетик», повторяем его от противоположного угла. Углы квадрата, оказавшиеся внутри сгиба, вынимаем наружу и сгибаем пополам, совмещая края бумаги, отмеченные на рисунке красной линией.
«Стрела» и «квадратная стрела» (известны как модификации базовой формы журавлика) – отгибаем две диагонали крест-накрест, используя сгиб «косынка» (после каждого сгиба квадратик нужно нужно раскрыть), перевернув лист изнанкой вверх, делаем два сгиба «книжка», также раскрывая заготовку. Получилась система сгибов, причем ребра диагоналей оказались на одной стороне, а ребра сгибов «книжкой» на другой. Если вдавить центр квадрата в одну сторону, получим «стрелу», если вывернем наизнанку, получится «квадратная стрела».
«Рогатка» – сгибаем «ромб» наполовину. Нижнюю половинку квадрата отгибаем на обратную сторону. Полученную фигурку перегибаем по вертикальной оси.
«Складень» – сгибаем «косынку». Угол «косынки» заправляем внутрь, а потом вытягиваем его изнутри на нужный угол, раскрывая наподобие складного ножа. Сгибы защипываем и проглаживаем.
«Капюшон» – сгибаем «косынку». Угол отгибаем так, чтобы он накрыл ребро сгиба «косынки». Затем отводим его от ребра на нужное расстояние.
«Лесенка», или «зигзаг», - несколько раз отгибаем острый угол «самолетика» вперед-назад, получая заходящие одна на другую складки, «ступеньки».
«Канат» – заготовку скручиваем наподобие веревки, каната.
«Рулончик» - бумагу сворачиваем как бы в рулон.
Занятие для новичков всегда начинает со сказки и знакомства с волшебными свойствами бумаги.
Сказка об Умелице-рукоделице.
Жила-была девочка. Больше всего на свете она любила играть в куклы и вырезать из бумаги разные затейливые узоры. Кукол она тоже вырезала из бумаги и наряжала в красивые бумажные платья. А однажды она решила построить своим принцессам кукольный домик.
В гости к девочке приходили подружки, и они вместе вырезали для кукол нарядные платья, украшения, цветы, домики, в домиках ставили кроватки, стульчики и столы, дарили своим принцессам красивую бумажную посуду и создавали около их домиков сады, в которых росли деревья, цвели волшебные чудесные цветы и били хрустальные фонтаны, а через речку был перекинут легкий мост с ажурными решетками.
Постепенно подружки построили целый бумажный город, в котором жили маленькие человечки-гномики, принцы и принцессы, зверюшки и даже был свой добрый волшебник. В садах пели птички, а в прудах плескались рыбки.
За умелые руки подружки прозвали девочку Умелицей-рукоделицей.
Но как-то у Умелицы пропали ее чудесные ножницы. Наверное, злой волшебник украл их, чтобы девочка не могла больше вырезать красоту. Умелица горевала, а гномики грустили, потому что в их городе больше не росли деревья, не распускались чудесные цветы, а по вечерам не зажигались маленькие фонарики.
Прошло несколько дней, но Умелица-рукоделица так и не нашла своих чудесных ножниц. Девочки приносили ей свои ножницы, но Умелица отказывалась от чужих ножниц и все надеялась найти свои.
И вот Умелице приснился сон. К ней пришел волшебник и сказал, что подарит ей ножницы, но для этого девочка должна будет сделать необыкновенный цветок без помощи ножниц.
Умелица долго думала, как создать такой цветок, ведь очень трудно без ножниц сделать даже листик. Наконец она придумала, как выполнить просьбу волшебника. Недаром ее звали Умелица-рукоделица.
Умелица взяла разноцветную папиросную бумагу, сложила ее «гармошкой», а середину перевязала золотой ниткой. Потом распушила «гармошку», и получился необыкновенный красоты цветок. Счастливая Умелица поставила цветок в вазочку, и тут произошло чудо.
На окне под лучами утреннего солнышка сверкали и переливались всеми цветами радуги маленькие серебряные ножницы. Лезвия были сделаны в виде длинного клюва журавля, а кольца увиты фантастическими цветами.
Старый добрый волшебник не обманул Умелицу и подарил ей волшебные ножницы, которые никогда не тупились и вырезали самые затейливые узоры.
Умелица с подружками сразу вырезали красивую гирлянду из цветов и украсили ею бумажный город гномиков.

Волшебные свойства бумаги.
Одно из волшебных свойств бумаги состоит в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в скульптуру.
Мы сможем осмыслить скульптурные свойства бумаги, если возьмем лист и скомкаем его. Тем самым превратим его в объемную конструкцию, состоящую из вогнутых и выпуклых поверхностей, различным образом отражающих падающий на них свет.
По-разному направляя свет на этот скомканный лист бумаги, мы можем наблюдать поразительные эффекты игры света и тени. Смятый лист бумаги превратился в объемную форму. Он напоминает нам нагромождение скал.
Объемную форму можно получить из простого листа бумаги прямоугольной формы.
Можно изогнуть лист в противоположных направлениях и получить радующую глаз абстрактную форму, зафиксировав ее с помощью скрепок.
Объемную форму из листа бумаги можно поручить, если надрезать его так, чтобы он не распался на кусочки.
Если отдельные части надрезанного листа свернуть трубочками в различных направлениях, то тоже получится объемная фигура.
Сминание, скручивание бумаги. Смятая бумага различных сортов дает различный эффект отражения света. Попробуй смять различные виды бумаги: папиросную и более плотную бумагу для рисования или черчения, ломкую фольгу.
Изгибание. Листу бумаги легко притать закругленную или волнистую форму. В результате лист приобретает закругленную цилиндрическую форму. Для отражения света можно покрыть бумагу лаком.
Сгибание и гофрирование. Прекрасные возможности для создания разнообразных предметов из бумаги дают сгибание и гофрирование.
Сгибая лист бумаги с обеих сторон в различных направлениях, можно получить самые разнообразные простые объемные предметы.
При сгибании или гофрировании больших листов бумаги следует сначала наметить линию сгиба, для чего по внутренней линии сгиба нужно слегка провести тупой стороной ножа.
При гофрировании сначала нужно сгибать бумагу через равные промежутки только в одном направлении. Интервалы нужно предварительно разметить. Есть и другой способ. Лист бумаги сначала складывают пополам, затем еще раз пополам.
Так поступают до тех пор, пока ширина получившихся полосок не достигнет двойной ширины основной полоски гофра. После этого лист переворачивают и ровно посередине каждой полосы делают сгиб.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы кромки всех сгибов находились на одном уровне.
Разрезание и разрывание. Чтобы разрушить ровную поверхность листа, ее можно прорезать, прорвать или проткнуть. Прорви лист бумаги, не отрывая получившиеся лоскутки, а отгибая и накручивая их на карандаш. Это придаст поверхности другой вид: она станет разнообразнее, на ней будут отверстия с рваными краями, отогнутыми под разными углами, которые при освещении отбрасывают тени. Другой эффект можно получить, если вырезать бумагу уголками или в виде иных форм и последовательно отгибать их в самых разных направлениях.

в) Общий план занятий и предполагаемые результаты.

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.). Тема изучается в течение одной четверти. 1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представ- лений): повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность,эстетика).
Должны знать:
Что такое оригами;
Историю возникновения оригами;
Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника. Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
Приемы складывания модулей;
Правила техники безопасности;

Должны уметь:
Подбирать бумагу нужного цвета;
Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
Выполнять разметку листа бумаги;
Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
Собирать игрушки – «оригамушки»;
Анализировать образец, анализировать свою работу;
Составлять композицию из готовых поделок.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку. Учащиеся должны овладеть навыками:
Разметки листа бумаги;
Складывания базового модуля;
Резания Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
г) Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы групповой – организация работы в группах. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. и другие.

4. Диагностика.
Диагностика (оригами)


Ф.И.
ребенка
Базовые формы
Простые фигуры
Сложные фигуры
Самостоя-
тельно придумывает фигуры


Копирует движения
Делает то, что говорит воспита-
тель
Копирует движения
Делает то, что говорит воспитатель
Копирует движения
Делает то, что говорит воспитатель


Вика Д.
+ +
- +
+ +
- +
- +
- +
- -

Саша Т.
- +
- +
+ +
- +
- +
- +
- -

Саша С.
+ +
- +
+ +
- +
+ +
- +
- +

Федя И.
- +
- +
- +
- +
- +
- +
- -

Тимур Р.
+ +
- +
+ +
- +
+ +
- +
- +

Саша Г.
+ +
- +

- +

- +

- +

- +

- -



















Заключение
Способность манипулировать руками в эволюции человечества послужила одной из отправных точек в развитии интеллектуальных способностей. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, и намного больше, например, проекции спины или ног (а площадь проекций пропорциональна сложности управления соответствующими мышцами). Известно также, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием головного мозга, а левая половина – правым полушарием.
Оригами – это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария мозга. Таким образом активная работа рук, наряду с работой интеллекта создает очень интересные условия для развития психических особенностей человека. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегии взаимодействия полушарий.
Считается, что занятия оригами помогут ребенку развиться, более полно используя ресурсы своей психики. Исходя из этого, что в работе с бумагой активно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полушария будут более активны, чем при работе одной рукой, и что такая деятельность будет способствовать раскрытию возможностей правого и левого полушария, гибкому взаимодействию полушарий в работе целого мозга, и, следовательно, повышению психических способностей.
Для того чтобы проверить эту гипотезу, проводились исследования в течение трех лет при взаимодействии с факультетом психологии Ростовского-на-Дону государственного университета. В исследовании участвовало 95 человек: 19 учащихся 2-го класса школы-интерната № 28; 16 детей, проходивших лечение в сурдологопедическом отделении Детской областной больницы; 40 учащихся 1-го и 3-го классов классического лицея № 1 при РГУ; и 20 педагогов дополнительного образования Городского центра технического творчества.
Результаты исследования учащихся школы-интерната, с которыми проводились занятия оригами в течение учебного года (25 учебных часов), показали, что эти занятия повышают активность правого полушария головного мозга, а также способствуют смещению асимметрии полушарий в противоположную сторону от исходной, что влечет за собой уравновешивание работы обоих полушарий.
Такая активность мозга повлияла на психические функции . Стабилизировалось психоэмоциональное состояние на уровне выше среднего оптимального (хорошее настроение, высокая работоспособность и т.д.)
Основным механизмом воспитательной деятельности в специальных школах-интернатах, обеспечивающим реализацию задач коррекции отклонений, недостатков личности на основе развития его потенциальных возможностей является взаимодействие взрослого и воспитанника. Чтобы это взаимодействие было плодотворным, необходимо сформировать положительные отношения между всеми участниками процесса, дать установку на взаимоотношения. В этом плане хорошие результаты дает использование в группе занятий по оригами. На занятиях повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние, снижается тревожность, что позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям.





Литература:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: Аким,1995.-208с.
2.Богатеев З.А. «Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детских садов и родителей» М. Просвещение, 1992 стр. 208
3.Журнал «Оригами» АО «Молодая гвардия» сентябрь-октябрь 1997 г.
4.Коротеев И.А. «Оригами для малышей». М. Просвещение АО «Учебная литература», 1996 стр.95
5.. Литвинов М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. - М.: Аким, 1996. - С. 64 - 73.
6.. Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс // Вестник образования и развития науки (РАЕН). - 2001. - Т. 5. - № 2. - С. 110-120.         7.. Опаричева С.В. Система образовательных программ в области оригами. - М.: ЦЭВДиЮ, 1997. - 18 с. 8. Оригами в учебном процессе. Тезисы докладов Первой Сибирской конференции (Омск, 3-5 ноября 1997 г.). - Омск: ОмГУ, 1997. - 64 с.; Оригами в учебном процессе. Тезисы докладов Второй Сибирской конференции (Омск, 3-5 ноября 1998 г.). - Омск: ОмГУ, 1998. - 48 с.
 9. Оригами в учебном процессе. Тезисы Пятой Сибирской конференци25-27 марта 2002 г.). - Омск: ОмГУ, 2002. - 36 с.; Оригами в учебном процессе. Тезисы Шестой Сибирской конференции (Омск, 24-26 марта 2003 г.). - Омск: ОмГУ, 2003. - 76 с.
10.Оригами, журнал,№№5(9),6(10),1997 г.
11. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 23-24 марта 1996 г.) / Ред. С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1996. - 160 с.         12.      Осадчук Л.О. Образ жизни оригами: оригами в педагогике и арт-терапии. Простір арт-терапії: разом з вами,Вип.2 Арт-терапевтична асоціація, Київ,2006, с.54-60. 13.Соколова С. .Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эскимо; СПб.: Валерии СПД, 2004.-240с., ил.(Серия:Академия «Умелые руки».)
14.Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка». Ярославль, ООО «Академия развития» 1997 стр. 224









































1. Занятие по оригами

Тема: «Необитаемый остров».

Цель:
-социальная адаптация учащихся.
Задачи:
1. КОРРЕКЦИОННЫЕ:
-коррекция личностных качеств учащихся.
2. ОБУЧАЮЩИЕ:
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы;
- закрепить умение и навыки, полученные на занятиях с воспитателем по данной теме.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание интереса к искусству оригами;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

4. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Материалы и оборудование:
1.цветная бумага, клей;
2.волшебный мешочек с геометрическими фигурами(круг, квадрат, треугольник);
3. схемы построения базовых форм («круг», «треугольник», «воздушный змей»).

Предварительная работа:
1. Занятия по оригами.

Структура мероприятия:
1. Орг. момент.
2. Ведение в тему. Постановка цели.
3. Основная часть.
4. Подведение итогов.



Этапы
Деятельность воспитателя.
Деятельность уч-ся.
Методы и приемы. Наглядный материал.

I. Орг. момент.
Здравствуйте ребята!
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. А куда – вы сейчас попробуете отгадать.
Учащиеся встают. Взаимное приветствие.


II. Введение в тему. Постановка цели.
Посмотрите на свои парты и на доску. Что вы видите?

Правильно – это наши работы, они вам помогут отгадать мои загадки. А вот теперь-внимание, загадки!

Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)
Вьется веревка,
На конце-головка.
(Змея)
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая?
(вода)
Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь О берег бьётся.
(море)

Часть суши, со всех сторон окруженная водой.
(остров)

Молодцы! Правильно! Вот мы и отправимся сейчас на наш остров в гости к змейке.


Физкультминутка.


А теперь разомнем наши пальчики.
Приготовились.
Мальчик-пальчик где ты был?
С братцами по морю плыл
И до острова доплыл,
Змейка на песке лежала,
Жарко-жарко змейке стало.


А как же мы можем ей помочь?
Я загадаю вам еще одну загадку, попробуйте отгадать.

На каком дереве растут бананы? (пальма)

Молодцы! Правильно. Вот мы с вами сегодня и будем делать пальму.
Ответы детей (ребята сначала должны найти ответ на картинке, а потом ответить вслух по просьбе педагога).



































Повторяют движения за воспитателем.
Повторяют движения и слова.











Ответы детей.
На доске и на партах раннее сделанные работы (рис. 1).





















































Смена картинки на доске (рис. 2).

III.Основная часть.
Посмотрите какой-то мешочек. А что же в нем? Давайте проверим.





Молодцы! Вы угадали все фигуры, это - круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте вспомним, из какой геометрической фигуры мы
делаем с вами все наши поделки.

Правильно.
Ребята, посмотрите на эти схемы и ответьте какие базовые формы мы делаем по данным схемам?




Молодцы! А теперь выберите ту базовую форму, из которой мы с вами делали змейку.
Правильно. И пальму мы будем делать из базовой формы «воздушный змей».
Сейчас я вам раздам квадраты: три коричневых, из них вы будете делать ствол, и четыре зеленых для листьев.
Приступайте к работе.

Дети по очереди подходят и, доставая из мешочка фигуру, определяют на ощупь, что же это за фигура. Расставляют по формам.



Наши поделки мы делаем из квадрата.

Ответы детей (по этой схеме мы делаем базовую форму «круг»
( «треугольник», «воздушный змей»)).


Змейку мы делали из базовой формы «воздушный змей».





Делают пальму.
Волшебный мешочек с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник)






Схемы построения базовых форм «круг», «воздушный змей»,
«треугольник» (рис. 3, рис. 4, рис.5).
На доске остается только схема для построения базовой формы «воздушный змей» (рис. 4).


IV.Подведе-
ние итогов
Размещаем наши пальмы на доске. Внимательно рассматриваем. Обсуждаем готовые работы. Повторяем, из какой геометрической фигуры, и какую базовую форму мы использовали, чтобы сделать наши пальмы.

Ответы детей.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 1 Заголовок 115