Конспект урока чтения и развития речи по теме:А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало…
Открытый урок чтения и развития речи
для детей с ограниченными возможностями здоровья. (3 класс).
Учитель: Ведерникова Л.В.
ТЕМА: А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»
На уроке чтения и развития речи были использованы следующие приёмы:
подбор слов, близких по смыслу (развитие речи, обогащение словарного запаса);
чтение стихотворных строк с различной интонацией, выделение в тексте слов, на которые падает логическое ударение, выделение логических пауз (формирование выразительности и правильности чтения).
Использование данных приёмов позволяет учащимся эффективно усвоить тему урока и способствовать формированию у них полноценного навыка чтения.
ЦЕЛИ УРОКА:
Познакомить учащихся с творчеством Пушкина и с его стихотворением.
Формировать навыки правильного, выразительного, сознательного и беглого чтения.
Развивать внимание, память, мышление. Обогащать словарный запас.
Воспитывать положительную мотивацию к уроку чтения.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, сюжетные картинки, иллюстрации.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Садятся те ученики, которые придумывают слова, обозначающие предметы, к словам – признакам:
Золотая…. Осенний…. Холодный…
Сырой… Жёлтые… Чудесная..Сочная… Богатый..Грустные…
Упражнение на развитие внимания.
- Даны три картинки. Рассмотри их, удали лишнюю картинку.
- Почему эта картинка не подходит к остальным? (на ней изображена осень)
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Какое было домашнее задание? ( О.Высотская “Осеннее утро”, чтение наизусть)
- Это стихотворение грустное или весёлое?
- Какие строчки надо читать радостно?
- Прочитайте стихотворение наизусть (дети ставят отметку и комментируют её).
- К какой осенней поре относится это стихотворение? (ранняя, золотая, поздняя осень).
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько листьев у нас.
- Наклонитесь столько раз, сколько капелек у нас.
- Сколько птиц летает в круге, столько раз поднимем руки.
4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”.
- Обратите внимание на портрет писателя. А.С. Пушкин родился более 200 лет назад. За свою короткую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Вам знакомы его сказки и стихотворения (показ книг).
Из всех времен года А.С. Пушкин больше всего любил осень. Чем хуже была погода, тем лучше чувствовал себя поэт. Осенью он мог писать целый день, стихи снились ему даже во сне. Когда в конце октября, поэт выходил на прогулку, он чувствовал дыхание осени.
Пушкин видел, что солнце уже не блещет, наблюдал, что короче становились дни. Деревья в лесу уже не походили на зелёный шатёр (сень), а стояли голые, обнаженные. Он видел караван гусей, которые кричали и тянулись на юг. Он приходил домой, зажигал свечу, брал гусиное перо и записывал стихотворение (показ свечи, пера).
5. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ.
- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попытайтесь определить, какое настроение было у поэта, когда он его писал.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Сень Чудесная, неизведанная
Таинственная Шатёр, палатка, купол.
Обнажалась Оголялась
- Поставь стрелки от слов первого столбика к подходящим по смыслу словам второго столбика.
6. ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ЧАСТЯМ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…
- Как вы понимаете фразу: “Уж небо осенью дышало”?
- О каких приметах осени говорит автор?
Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…
- Как эту фразу можно сказать другими словами?
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу…
- Перечисли приметы осени.
Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
- Замените слово “скучная” другим словом.
- Как понять: “стоял ноябрь уж у двора”?
- О какой поре осени идёт речь ( ранняя, поздняя)?
7. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ.
- У вас в руках текст стихотворения. Жирным шрифтом я обозначила слова, которые вы должны выделить голосом.
/- обозначает короткую паузу,
// - длинную паузу.
Следите за моим чтением, старайтесь прочитать так, как я.
(Дети читают стихотворения два раза, затем учащиеся читают у доски.)
Уж небо осенью дышало, //Уж реже / солнышко/ блистало,//Короче становился / день, //Лесов / таинственная сень /С печальным шумом / обнажалась, //Ложился на поля туман, //Гусей крикливых караван /Тянулся к югу: // приближалась /Довольно скучная пора; //Стоял / ноябрь уж / у двора.//А. С. Пушкин.
8. ИТОГ УРОКА.
- Какое стихотворение прочитали, кто его автор?
9. ОЦЕНИВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выучить наизусть стихотворение.
11. ИГРА.
“Выйди из круга”.
Дети становятся в круг и называют “осенние” слова. Из круга выходит тот, кто не называет слово.