Конспект урока: Обобщение по разделу: Уж небо осенью дышало…


КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЧТЕНИЮ:
« Уж небо осенью дышало». (обобщение по разделу)

4 класс
С(К)ОШ VIII вида г. Холмска
Учитель: Хахулина М.В.
Тема: «Уж небо осенью дышало».
Цель: развивать творческие способности детей, учить отвечать на вопросы по тексту, развивать навыки выразительного чтения.
Оборудование: картина И.Левита «Золотая осень»; карточки с заданиями; рисунки детей к изученным произведениям; карточки с названием станций; поезд.
Ход урока:
Орг. момент:
- Здравствуйте, садитесь.
Повторение:
- Послушайте и отгадайте загадку.
« Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья».(осень).
- Правильно- это осень. Сегодня мы с вами отправляемся в гости к осени. И путешествовать мы будем на поезде. Вспомните раздел из нашего учебника, с которым с вами познакомились. Как он называется? ( Уж небо осенью дышало). Итак, наше путешествие начинается.
- Первая наша станция «Угадай-ка». Прочитайте на доске тему урока: «Уж небо осенью дышало». Почему этот раздел так называется? ( В нем все произведения об осени).
- А сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения, послушайте внимательно.
« Меж редеющих верхушек
Показалась синева»……
- Кто вспомнил это стихотворение? Как оно называется ? ( «Лес осенью» А.Твардовский.) Откройте учебники на странице 29. Мы учили это произведение, кто из вас вспомнил его и может нам рассказать?
- А сейчас прочитайте задание, которое оставила для вас осень. Какие ещё произведения об осени мы читали в этом произведении? Назовите их . («Осень», «Осенний лес», «В чудесной кладовой», «Уж небо осенью дышало..», «Лягушка – путешественница», «Приёмыш», «Тарас и Соболько». ).Кто помнит стихотворение Пушкина. (ответы детей).
- На какие три периода можно разделить осень. ( Ранняя, золотая, поздняя). О какой осени говорится в этом стихотворении? ( о поздней осени ).
По каким признакам вы догадались, найдите и прочитайте.( ответы детей).
- Посмотрите на картинку на доске. Какая осень изображена? (Золотая). Назовите признаки золотой осени. (ответы детей).
- Для вас оставлено ещё задание « Расскажите, как готовятся к зиме животные». О каких животных идёт речь? (Белка, ёж) Молодцы!

Физминутка.
- Следующая наша станция «Спортивная». Для вас проведет физминутку…….
« Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше- выше»..Отдохнули, а сейчас отправляемся на 3 станцию «Волшедная кисточка».
Работа над повторением.
- Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали к изученным произведениям. Сейчас каждый из вас прочитает отрывок к своему рисунку.
- К какому произведению нарисован первый рисунок. («Осень» По К. Ушинский). Откройте учебники на стр. 27. и прочитайте отрывок, где говорится о золотой осени. (читает ученик, рисовавший рисунок).
- Молодцы. Теперь посмотрите на 2 рисунок. К какому произведению этот рисунок относится? Откройте это произведение и прочитайте отрывок, к которому он относится. (рассказ: « Лягушка- путешественница»).( К каждому своему рисунку дети читают отрывок из произведения).
Физминутка.
- Молодцы, справились и с этой станцией. А теперь пора отдохнуть.
«Раз- подняться, подтянуться,
Два- согнуться, улыбнуться,
Три – в ладошки 3 хлопка,
На четыре – два прыжка, Пять – руками постучать,
Шесть – начнем опять писать»
IV. Работа над повторением.
- Как называется следующая наша станция, прочитайте. ( 3 станция «Смекалка»).
- На карточках напечатаны отрывки из произведений. Вы должны прочитать отрывок и сказать из какого оно произведения.
«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало».
- Найдите это произведение в учебнике и прочитайте.
«Весной кладовую отпирают – вспахивают поле острым плугом. Потом в кладовую кладут семена – завевают все зерном».
« В дождливый летний день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу рыбачьей стоянке Тарасу».
«- А пришлось выпустить, - с грустью опять заговорил он. _ Всё равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и захиреет».
- Какой рассказ вам понравился, вспомните. ( ответы детей).
Обобщение.
- А сейчас подведем итог нашего путешествия и вспомним ещё раз о каких героях мы с вами читали, разгадывая кроссворд:
1. Как Тарас назвал лебедя? ( Приёмыш)
2.Кто говорил эти слова « Не оставь меня, кум милый, дай ты мне собраться с силой» (стрекоза).
3. Есть на свете чудесная кладовая. Как она называется? (земля).
4. Кто летел на юг? (Утки).
5. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, Я…..(осень).
6. Все жуки, букашки, мушки-
Вкусный завтрак для …..(лягушки).
Спасибо все за работу. (Выставление оценок).
- Спасибо вам за работу, давайте похлопаем друг другу.