Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-7 лет на тему Камни.

МОУ Степановская СОШ имени Н.К. Иванова
Галичского муниципального района Костромской области





КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(Формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
в разновозрастной группе детей 5-7 лет
ТЕМА: « Юные исследователи»



Провела: воспитатель
СПДС МОУ Степановская СОШ
Иванова Марина Юрьевна






2014 год

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей, развития поисковых действий, желания получить новые впечатления об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых (природных камнях). Продолжать знакомить со свойствами камней: гладкий-шероховатый, мягкий-твердый, тяжелый – легкий, теплый –холодный. Подвести к пониманию того, что камни бывают разного цвета, структуры, состава. Познакомить с происхождением некоторых природных камней (известняк, мрамор, гранит, кремень, янтарь). Расширять представления об использовании свойств камней человеком.
Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи. Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе познавательно-экспериментальной деятельности. Развивать исследовательский интерес, любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Образовательные области:
Познание (познавательно-исследовательская, ФЭМП)
Коммуникация (речевая деятельность)
Социализация (игровая деятельность)
Художественное творчество (графические навыки)
Безопасность
Подготовка:
Предварительная работа:
Сбор камней для коллекции во время прогулки
Чтение и обсуждение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
Игры, эксперименты с коллекцией камней
Рассматривание природных и искусственных камней
Чтение и рассказывание книг, в которых рассказывается о камнях и использовании их человеком
Сбор информации в энциклопедиях и интернет источниках
Изготовление макета горы из солёного теста
Материал и оборудование:
Выставка природных и искусственных камней
Шкатулка с украшениями из камней
Макет горы
Иллюстрации и картины
Таблицы для фиксации наблюдений и экспериментирования
Лупы, мисочки с водой, монетки, гвозди.
Ноутбук
Медиа-проектор
Экран
Организация:
по подгруппам
использование всего пространства группы
Последовательность методов и приемов:
Игровой прием «Экспедиция в горы».
2.Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства камней».
3.Рассказ детей по таблице о камне.
4.Слайд-беседа «Применение камней».
5.Опыт « Вулкан».
6.Рассматривание содержимого шкатулки.
7.Пополнение и систематизация камней для коллекции.
План-конспект
1 часть: Игровой прием «Экспедиция в горы»: воспитатель привлекает внимание детей своей необычной одеждой - он в панаме, очках , на спине-рюкзак).Дети интересуются, почему он так одет и куда собрался. Воспитатель объясняет , что собрался в горы , интересуется , не хотят ли дети отправиться вместе с ним.
Повторение правил безопасного поведения в горах.
Воспитатель : сейчас мы с вами станем геологами и отправимся в
экспедицию в горы на поиски камней.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево
В центре круга соберемся
И на месте повернемся
Мы тихонечко присядем
И немножечко приляжем
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо
А потом пойдем мы прямо
Шли мы шли и до гор дошли. .
Воспитатель: У подножья горы могут быть камни, вам придется их найти. Будьте осторожны, возможен камнепад.
Воспитатель: Вы нашли разные или одинаковые камни? Ваши камни природные или нет? Камень это живой или неживой объект? Почему вы так думаете? Мы должны пойти домой!
Становитесь все за мной!
Вправо шаг и влево три,
Вот и дом наш, посмотри!
Исследование свойств камней
Воспитатель: Сейчас мы будем учеными. А ученые исследуют свойства камней. Пройдите в лабораторию.
(Дети проводят исследования и фиксируют в таблице)
Опыт 1
Рассмотреть камни через лупу и отметить на таблице, какого цвета камень (зарисовка цветным карандашом).
Вывод: камни разного цвета
Опыт 2
Потрогать камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый? (В таблице отметить)
Вывод: камни разные на ощупь
Опыт3
Что еще можно обнаружить на вашем камне? (скосы, трещины, следы.). Если что-то отметили указать в таблице.
Вывод:
На поверхности разные следы
Опыт 4
Поцарапать камень ногтем, если на камне появились царапины отметить в таблице.
Вывод: если царапина осталась, значит камень мягкий.
Те, у кого в результате предыдущего опыта на камне ничего не осталось, поцарапают камень монеткой (результаты фиксируют в таблице). Если не осталось следа поцарапать гвоздем.
Вывод: если царапины остаются только после гвоздя - камень твердый.
Опыт5
Проверьте, что будет, если мы выдавим сок лимона на камень.(Например мягкий известняк начнет «шипеть», на его поверхности появляются пузырьки.
Вывод: некоторые реагируют на кислоту, потому что разный состав камней.
Опыт 6
Опустить камень воду. Что произойдет? Он тонет или плавает?
Вывод: легкие камни не тонут, тяжелые – тонут
Изменится ли цвет камней, если опустить их в воду?
Опыт 7
Возьмите камень и прижмите его к щеке. Он теплый или холодный? (результат опыта зафиксировать в таблице)
Вывод: камни разные: теплые и холодные
Воспитатель: Кто хочет рассказать о тайне своего камня? (2-3 ребенка)
4.Слайд-беседа «Применение камней».
Воспитатель: Полезные ископаемые и камни человек с давних времен использует в хозяйственной деятельности (слайд 15). Место, где добывают полезные ископаемые, называют – месторождением (слайд 16). Из такого камня как известняк люди с давних пор получают известковый раствор и строительные камни (слайд 20-21). Дома и стены часто строили из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». До сих пор в Москве стоит Кремль и Собор, возведенные из известняка (слайд 25).
Воспитатель: А еще ребята из известняка получают красивый и прочный камень – мрамор (слайд 27-28). Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц (слайд 29)
Воспитатель: В природе встречается ценная порода – гранит (слайд 30). Благодаря своей прочности гранит используется при строительстве зданий, опор мостов (слайд 31). А еще из него делают скульптуры и памятники (слайд 32).
Воспитатель: А из такого твердого камня как кремень люди в древние времена высекали искру, чтобы разжечь огонь (слайд 33-35).
Воспитатель: А еще я вам расскажу о таком красивом камне как янтарь (слайд 36-38). Янтарь появляется из смолы деревьев, который вымывается водой на берег моря из глубины. Из этого камня делают различные украшения (слайд 39), существует знаменитая янтарная комната, где все сделано из янтаря (слайд 40).
Воспитатель: Как вы думаете на Земле много полезных ископаемых? Как к ним нужно относиться? (бережно), чтобы хватило многим поколениям людей.
5.Опыт « Вулкан». После извержения вулкана появляются горы и вокруг них много разных камней. Давайте проведём опыт «Извержение вулкана» с использованием алгоритма. Работать вы будете в парах. Возьмите свой макет горы и всё, что вам понадобится для работы (дети выполняют опыт по алгоритму).
Воспитатель: Работа в лаборатории закончена. Замечательно, все геологии справились с этой нелёгкой работой! Дед Знай внимательно наблюдал за вами и решил задать вопросы о камнях
Открываем нашу рубрику «Знаете ли вы, что»
Воспитатель зачитывает вопросы, дети отвечают на них
Вопросы:
1. Какой камень самый твердый?
2. Какой камень самый легкий?
3. Какой камень очень дорогой?
4. Как появляется жемчужина?
Ответы: 1. Самый твердый камень – алмаз.
2. Самый легкий камень – пемза. Она образуется из застывших газов, поэтому она такая пористая.
3. Самый дорогой камень – бриллиант. Бриллиант – это алмаз, которому сделали огранку.
4. На морском дне лежит ракушка. И в нее через крохотную щелочку попадает маленькая песчинка. На этой песчинке образуется блестящий нарост. Люди достают со дна морского эти ракушки и берут из них жемчуг. А потом собирают из жемчуга бусы и браслеты.
Рассматривание содержимого шкатулки.
Дети, а почему эти предметы находятся в одной шкатулке? Для чего нужны эти предметы? Как вы думает ,из чего они сделаны? Похожи ли эти камни на те, которые мы находим на улице? Могут ли они быть родственниками?
Пополнение и систематизация камней для коллекции.
Итог: Что мы сегодня узнали? Что хотели бы вы узнать еще интересного о камнях? Молодцы! Вы были сегодня настоящими исследователями камней и получаете медали « Юный геолог».
Воспитатель: Новое и интересное узнать нам поможет книга, в которой мы узнаем ответы на интересующие нас вопросы.
Воспитатель: Пройдем на «выставку камней», посмотрим какие красивые вещи из них можно сделать.































Список используемой литературы:
//Обруч № 3-2007 «Мы геологи»
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом». М.2010г
Е.В. Марудова. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство-Пресс ,2007г.








































15