Мастер-класс для педагогов дополнительного образования Здравствуй, Дедушка Мороз!
Администрация Ленинского района МО «Город Саратов»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
КОНСПЕКТ
Мастер-класса
в объединении «Народные промыслы»
на тему «Здравствуй, Дедушка Мороз!»»
Составил: педагог дополнительного
образования Багрянская М.К.
Саратов 2016
Тип занятия: Комбинированное.
Проводится в группе педагогов.
Задачи:
обучающая –закрепление умения размещения композиционного узора на рабочей поверхности изделия, декорирования изделия различными материалами;
развивающая – развитие воображения, внимания, памяти, мелкой моторики рук;
воспитательная – воспитание любви к Родине, промыслам народных умельцев, трудолюбия и усидчивости, умения добиваться поставленной цели.
Дидактический материал: оформление кабинета к новому году изделиями воспитанников объединения.
Оборудование: трафареты елочек, зеленый шнур, декоративная тесьма, ножницы, клей «момент-кристалл», бусины, пайетки, зубочистки для работы с клеем, бумажные салфетки для вытирания рук.Разноцветные кружочки для определения настроения педагогов (рефлексия настроения).
Предварительная работа:
Структура занятия.
Этап выделения проблемы.
Здравствуйте, коллеги.
В самом начале нашего мастер-класса я попрошу вас дать характеристику своему настроению по цветовому кругу – какому цвету соответствует ваше настроение. (Педагоги выбирают кружочки).
А сейчас я хочу рассказать вам случай из своей жизни (следует рассказ о том, что дети и родители не знают, чем отличается Дед Мороз от Санта Клауса, почему на Новый год наряжают елку, не знают старинных обычаев, связанных с празднованием Нового года).
Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, а в вашей жизни что-то подобное происходило? (Ответы)
Этап актуализации.
Скажите, пожалуйста, так какую же педагогическую проблему вы увидали в этой жизненной ситуации? (Ответы).
Правильно, в настоящее время наши русские народные традиции стали забываться. Мы пытаемся отмечать народные праздники, порой не имея представления, что это за праздник, как к нему готовятся и как отмечают.
Этап информационный.
А что вам известно о празднике Нового года на Руси? Какие интересные факты вы можете нам рассказать?
(ответы).
Хорошо.
А я тоже расскажу вам кое-что из истории Нового года на Руси.
Датой рождения Деда Мороза считается 18 ноября потому, что именно в этот день в Великий Устюг обычно приходят первые морозы. А вот у Снегурочки день рождения 4 апреля. Так несколько лет назад решили в Костроме, где, как считается, родилась помощница Деда Мороза. И теперь каждый год в начале весны в Костроме закатывают праздник не хуже, чем в Великом Устюге. Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают подарки. А для взрослых Дед Мороз - это счастливое воспоминание о беззаботном детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла. Именно таким добрым чудотворцем и гонителем зла был прообраз современного Деда Мороза - Святой Николай, который родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Позднее он переселяется в город Мира (ныне Демре - небольшой городок неподалеку от Финикии). Потому и получил имя Мирликийского. Там и сейчас стоит церковь VIII в., в которой специалисты обнаружили элементы архитектуры III-IV вв. А это значит, что она вполне могла быть современницей святого Николая, ставшего в молодые годы епископом города Миры. Турки назвали этот древний памятник 'Баба Ноэль Килизе', что означает - церковь Деда Мороза.
Епископ Николай, по одной версии, подбросил в дом бедняка три золотых яблока, по другой - три набитых золотом кошелька. Есть вариант легенды, по которой святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмаки, оставленные сушиться у очага. Знаменитым стал святой Николай еще и потому, что он оказывал покровительство похищенным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям, вторых возвращал к жизни.
Русского сказочного Деда Мороза представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. В отличие от своих холостых собратьев, Дед Мороз женат на презлющей особе - Зиме. Снегурочка - милый трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод и пугает Солнце, от горячих лучей которого она тает. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей Зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья.
Существует версия, что Деда Мороза первыми придумали гунны: у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день полагалось ставить в домах елки, поскольку у гуннов ель считалась священным деревом. Получается, таким образом, что этой традиции уже 5 тысяч лет. Гунны и принесли ее в Европу. Затем они были разгромлены и остались только в Баварии, где и жили до XVI века, ни с кем не смешиваясь. Именно из Баварии новогодняя елка "пришла" во все европейские страны.
Что касается традиции отмечать Новый год 1 января, как известно, началась она с указа Петра Первого с 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября.
В указе Петра I говорилось: "В знак доброго начинания в царствующем граде Москве по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить. Да января ж в 1 день в знак веселия друга поздравлять с Новым годом и столетним веком, каждому на своем дворе учинить пальбу, троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится.А многопития и мордобоя в сей день не учинять, ибо для этого и других дней в году предостаточно."Этот праздник с елкой, украшениями и карнавалами очень полюбился русскому народу.
Российские государи любили шумно праздновать Рождество...right0 Петр 1 имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел "кислую мину", был бит батогами. Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А еще государыня очень любила петь с девушками святочные песни. Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.
В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Публично в столице елки ставились только в 1852 году. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских, и деревенских домов, и в XX веке стали неотделимы от зимних праздников. Но в 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так в империалистическую Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что они пришли к нам из немецких традиций. В 1918 году на елку ополчилась советская власть - но уже как на буржуазный предрассудок. В рождественских сказках не было ни Деда Мороза, ни зимней русалки Снегурочки - девы замерших вод. Одна только религия: вертеп, Вифлеемская звезда, хор ангелов и божественные чудеса, посылаемые только добрым детям. Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно. Корме того, оставалась языческая традиция - колядование на Святки. Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея: праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только в 1949 году.
Русская зима преображает мир своим морозным дыханием. Все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... Все во власти Снежной Королевы!
А в каждом доме красуется нарядная новогодняя елка. Основным украшением новогодней елки стал шар.
Эта традиция пришла к нам из Германии. Первые украшения были достаточно просты и следовали христианской символике: навершием служила Вифлеемская звезда, на ветках развешивались яблоки как символ плодов с Древа познания Добра и Зла, укреплялись и зажигались свечи как символы ангельской чистоты. По одному из преданий, первые стеклянные ёлочные шары появились в Саксонии в XVI веке. Предание связывает их появление с неурожаем яблок в Германии в 1848 году. Тогда стеклодувы в местечке Лауша в Тюрингии наделали взамен стеклянных «яблок» и с успехом их распродали, что положило начало регулярному производству украшений к празднику.
А как вы готовитесь к Новому году?
(Ответы).
Был ответ: (……..). Я попрошу желающих поделиться с нами своим опытом украшения (стола, елки, дома) необычным способом.
Замечательно!
На экране ПК вы увидите елочные шары, изготовленные из разных материалов и разными способами (показ сопровождается кратким описанием)
Уважаемые коллеги, а кто из вас (изготавливал сувенирные……….) Поделитесь с нами своим опытом.
А сейчас я представлю вам некоторые работы моих воспитанников. Они также изготовлены из разного материала и разными способами (проводится показ изделий с кратким описанием их).
А я научу вас делать шарики из простых и доступных материалов, и они станут прекрасными сувенирами для родных и друзей.
Этап работы с материалом.
Подскажите мне, пожалуйста, что я должна провести с детьми перед началом работы?
(Правила по технике безопасности)
Совершенно верно. На своих занятиях я называю их «Блиц-опрос».
Сейчас мы проведем блиц-опрос по правилам техники безопасности на занятиях:
- Что должно находиться на столе во время работы? (Только рабочий материал.)
- Какие правила мы должны выполнять при работе с колюще-режущими предметами? (Не размахивать ими, не направлять в сторону соседа, не ходить с ними по кабинету, ножницы передавать , держа за закрытые лезвия и т.д.)
- Какие правила мы соблюдаем при работе с клеем? (Не нюхать, не растирать пальцами (палочка), не оставлять тюбик без подставки, а после работы сразу закрыть колпачком, руки вытирать только салфеткой).
(Слушатели отвечают, а педагог направляет ход их мыслей.)
Молодцы! Прошедший материал вы усвоили хорошо.
А теперь возьмите в руки загатовку шара и подумайте как вы будите его украшать, какие используете материалы.
Этап творческого применения знаний . Сейчас мы приступим к декорированию заготовки новогоднего шара, используя материалы, которые находятся перед нами.
Клей «момент» наносим на поверхность заготовки, аккуратно приклеиваем декоративные элементы, слегка прижимая их к заготовке.
Дадим изделию хорошо высохнуть.
Далее мы работаем с дополнительным декоративным материалом :тесьма, бусины, пайетки.
Приступайте к работе.
Этап представления результатов работы.
Работу закончили, навели порядок на своем рабочем месте.
Посмотрите, какие красивые шары вы изготовили. Но, согласитесь, чего-то немного не хватает… Есть такое красивое слово – композиция. Именно она делает наше изделие совершенным и законченным.
Посмотрите на выставочный стол: на нем стоит елка, которую мы и нарядим. У мастеров существует правило: не использовать при оформлении композиции слишком много материала, в противном случае ваше изделие просто затеряется. Это правило называется «Правило 3-х», т.е. мы можем использовать не более 3-х видов или 3-х цветов декоративного материала.
Обсуждение и корректировка результатов работы.
А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите два вида елочек - крашеные и белые. Если на этих занятиях вы получили знания и умения, которые пригодятся вам в дальнейшем при подготовке к Пасхе, возьмите с собой цветную елочку, а если вам было неинтересно, и вы считаете, что новые знания вам не пригодятся – белую.
Вот мы и закончили наш мастер-класс, на котором вы научились декорировать новогодние шары. Теперь вы сможете придумать свои варианты изготовления новогодних сувениров.
Пробуйте, и у вас обязательно все получится!
Спасибо за внимание.