Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие для дошкольников с особыми образовательными потребностями
Ребята отвечают: Ножки, ручки…
Психолог: Правильно, молодцы! Начнем:
С добрым утром, глазки! Глазки наши смотрят (ладошками поглаживаем глазки)
С добрым утром, ушки! Ушки наши слушают (ладошками поглаживаем ушки)
С добрым утром, носик! Носик наш нюхает (указательным пальчиком несколько раз дотрагиваемся до носика)
С добрым утром, ротик! Ротик наш кушает (имитация движения пальцами клевания зернышек, рассыпанных по полу)
С добрым утром, ручки! (поглаживаем свои ручки)
Ручки наши хлопают (тихо, громко)
С добрым утром, ножки! (поглаживаем свои ножки)
Ножки наши топают (тихо, громко)
С добрым утром, Я! (гладим себя по голове)
И все мои друзья! (разводим руки в стороны)
II этап. Мотивационный.
Путешествие в лес.
После того, как дети поприветствовали друг друга, психолог предлагает отправиться в путешествие на лесную полянку, где их ждет добрый и смешной человечек.
Отправляемся гулять,
Вместе гномика искать.
По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек,
Посмотрели мы налево,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели вверх на солнышко,
Посмотрели вниз на травку.
Ах, как красиво!
III этап. Практический.
Появление персонажа гномика Глазастика.
Психолог: Ребята, вот мы с вами на лесной поляне, нас встречает гномик. Посмотрите, есть ли в его внешнем виде что-то необычное? Обратите внимание на его лицо. Да, у него большие глаза. Попробуйте придумать ему такое имя, чтобы люди, которые его не видели, догадались какой он.
Дети: Глазастик, Большеглазый…
Психолог: Давайте выберем ему какое-то одно имя. Пусть, это будет Глазастик. А для чего нам нужны глаза?
Ответы детей: Чтобы смотреть, видеть, не упасть, книжки читать…
Психолог: Совершенно верно. Глазастик приготовил для вас очень интересные задания, выполняя которые вы поймете, что наши глазки очень важные, даже главные, наши помощники.
Гимнастика для глаз
Психолог: Давайте сделаем гимнастику для глаз. Но сначала вы мне покажите правой рукой правый глаз…теперь левой рукой – левый глаз. Закроем правый глаз, левый глаз. Откроем правый глаз, левый глаз. Закроем оба глаза. Моргнем правым глазом три раза, левым глазом – три раза, обоими глазами – три раза. А теперь крепко зажмурим их. Откроем глазки. Очень хорошо.
Игра «Прятки»
Психолог: Перед вами корзина. В ней лежат разные предметы, игрушки. Каждый из вас выберет для себя что-то глазками, по одному подойдет к корзине, возьмет выбранный предмет, внимательно его рассмотрит и поставит в центр стола. Все сделали? Сейчас вы закроете глаза, а я уберу из центра круга какой-нибудь предмет. Попробуйте отгадать, что спрятано?
Функциональное упражнение «Руки—ноги».
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.
И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе — руки врозь.
Ноги врозь — руки вместе.
Ноги вместе — руки вместе.
Ноги врозь — руки врозь.
Упражнение для развития мелкой моторики рук «Кулак – ребро – ладонь»
Психолог: Я предлагаю вам сейчас сесть на стульчики. Хорошо.
Детям предлагается три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Психолог: Теперь вы внимательно смотрите за моими движениями, слушайте меня. Но будьте очень внимательны, я могу вас запутать.
Упражнение повторяется 8-10 раз.
Психолог: Здорово! Молодцы!
Задание «Путаница»
Задание выполняет в рабочих тетрадях или на листах А 4.
Психолог: Посмотрите, на картинках «спрятались» разные животные, найдите их и раскрасьте.
Задание «Коврики»
Задание выполняет в рабочих тетрадях или на листах А 4.
Психолог: Посмотрите внимательно на коврики с дырками. Нужно подобрать к каждому заплатку из фигурок ниже.
Игра «Запрещенное движение»
Психолог: Сейчас я буду вам показывать разные движения, вы их будете за мной повторять. Но одно движение повторять нельзя: топать ногами. Смотрите внимательно. Играем.
Задание «Найди тень»
Выполняется возле мольберта, на котором прикреплены изображения теней соответствующих предметов.
Психолог: Гномик Глазастик очень любит загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки? Так как сегодня мы говорим о помощниках глазках, то они нам сейчас будут помогать. Помогут найти отгадку на доске. Но отгадка превратилась в тень. Итак, слушаем загадки.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявишь море.
(утюг)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(елка) В лесу на одной ножке
Выросла лепешка.
У кого одна нога,
Да и та без башмака?
(гриб)
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
(еж) Маленький. Беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По лесочку тык-тык
(заяц)
Блещет в реке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(рыба)
IY этап. Рефлексивный.
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Психолог: А теперь скажем спасибо волшебному человечку Глазастику, ведь благодаря ему мы так много узнали о своих глазах.
А теперь представьте, что вы по лесной тропинке возвращаетесь. На этом занятие наше заканчивается, но сначала вы мне расскажите, что вам больше всего понравилось, какие помощники нам сегодня помогали?
Давайте прощаться. А поможет нам мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с (имя ребенка), кивнула головой в знак прощания…и так передает мячик по кругу (все дети по очереди прощаются взглядами).
Молодцы! А теперь похлопаем друг другу.