Статья «Восприятие музыки детьми с особыми потребностями в образовании посредством игры в детском шумовом ансамбле».
Евменова Людмила Ивановна
Учитель музыки
Первая категория
Образование высшее
«Специальная коррекционная
школа-интернат» г. Астана
«Восприятие музыки детьми с особыми потребностями в образовании
посредством игры в детском шумовом ансамбле».
Дети с «ограниченными возможностями» часто не ограничены в способности воспринимать музыку и «создавать» ее. Даже самые маленькие и «трудные» дети любят играть на простейших музыкальных инструментах (погремушки, колокольчики). Музыкальная деятельность всегда эмоционально окрашена. Она создает вокруг себя положительный фон, поэтому в ней так приятно участвовать. Кроме того, существует множество разных музыкальных инструментов, и всегда можно подобрать инструмент, соответствующий физическим и интеллектуальным возможностям ребенка.
Преимущество ансамблевой игры состоит в том, что в ней используются как простые «колористические» инструменты, так и более сложные, требующие длительного обучения игре на них. В процессе инструментовки музыкального произведения есть возможность создания разных по трудности партий для каждого инструмента. Это позволяет учитывать индивидуальные возможности и способности всех исполнителей.
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Цель моей работы: научить детей игре на шумовых инструментах, развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук.
Проблема - в недостатке методических разработок по обучению детей игре в шумовом ансамбле, в дорогой стоимости самих музыкальных и шумовых инструментов.
В современных образовательных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Методика К.Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальном инструменте, речевых упражнениях, сочетания музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнению К.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой , играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. В наше время методика Карла Орфа имеет много последователей и единомышленников таких как: Лев Виноградов, Т. Тютюнникова, В. Жилин, Е. Железнова, Л. Раздобарина. Их труд широко освещается как в печатных изданиях, так и в интернет ресурсах.
На начальном этапе познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами ( металлофоном, ксилофоном, бубнами, трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками). Важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу, полезно обратить внимание на шорох травы, скрип деревьев, шелест шин автомобилей, вой ветра и других шумов окружающего мира. Это позволит накопить детям слуховой эмоциональный багаж, на который впоследствии будет опираться педагог. Дети отмечают, что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными шумовыми инструментами.
Развитие музыкального восприятия происходит постепенно: сначала у детей активно развивается эмоциональный отклик на контрастную по настроению музыку, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: они учатся различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Они активно подражают действиям взрослого, хотя еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений - хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу. Появляется интерес к познанию музыкальных и шумовых звуков, с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах, различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передаёт звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник – это звон колокола. Все эти аналогии привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента.
Игра на шумовых инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. В музыке ритмом именуется чередование сильных и слабых долей и длинных и коротких длительностей. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос. Когда-то природа «завела» биологические часы живого так, чтобы они шли в соответствии с присущей ей самой цикличностью. Смена дня и ночи, чередование времен года, вращение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца — изначальные условия развития организма. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.
Воспитанием ритма является внедрение в музыкальное сознание ребенка основ ритмического порядка. Одним из первых и важнейших навыков по развитию чувства ритма является восприятие и воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Народные песни предоставляют богатый материал для воспитания чувства ритма. Так, например, проигрывая и напевая русскую народную песню «Во поле береза стояла», чтобы ощутить внутренний ритм этой мелодии, прошу учеников спокойно шагать под музыку, стараясь совместить каждый шаг с определенным движением в музыке. Если упражнение выполнено правильно, то шаги совпадут со слогами первой строки текста песни:
ВО′ - ПО-ЛЕ БЕ-РЕ′-ЗА СТО-Я′-ЛА
Назовем эти шаги «музыкальными долями». Теперь повторим то же самое, но обратим внимание, что некоторые шаги кажутся более устойчивыми, сильнее, чем другие. Попробуем эти «сильные шаги» отметить хлопками рук. Если ученик хлопает на слоги ВО, РЕ, Я, и одновременно попадает в них одной и то же ногой, с которой начинал, то упражнение выполнено, верно, а музыкальные доли, которые хлопали, назовем «сильными». Следует выделить существование сильной доли (акцента) и слабой. Второй задачей (после выработки ощущения одинаковых длительностей) будет развитие ощущения чередующихся ударений. Шагая под музыку марша или танца, ученик точно выделяет метрический акцент, показывает чередующие сильные и слабые доли. Прохлопывая каждый звук песни, то есть ритм, ученик легко понимает, что ритм состоит не только из одинаковых равномерно чередующихся шагов-долей, но и из более коротких звуков. Теперь перед учеником ставлю другую задачу: определить по слуху и прохлопать в ладоши точный порядок и соотношение коротких и длинных звуков, т.е. осознать ритмический рисунок.
Дин, дон, дин, дон,
За – го – рел′ - ся кош′ – кин дом′.Бе -жит′ ку′- роч – ка с вед – ром′,За – ли – ва′ - ет кош′ – кин дом′.
Вместе с учеником обязательно отметить, что хлопки, как и звуки, могут быть долгими (длинными) и быстрыми (короткими). Это и есть ритмический рисунок песенки. Далее слова заменяем слоговыми названиями ДОН и ДИЛИ (ТА и ТИТИ), где слово «дон» означает один звук на одну долю, а слово «дили» удобно для произнесения ритмической группы из двух восьмых, и оно показывает, что на одну долю теперь исполняются два звука. Эти слоги звонкие, в них не нарушается двуединая функция произношения и исполнения, и они не мешают восприятию и воспроизведению характера мелодии. Теперь приступаем к записи выученной песенки. Используется метод наглядности, записываем усвоенный ритм на доске. Длинные звуки ДОН записываем вертикальными черточками (четвертные), а короткие ДИЛИ – вертикальными черточками с перекладинами (восьмые).
ДИН, ДОН, ДИН, ДОН, ЗА-ГО-РЕЛ-СЯ КОШ-КИН ДОМ
I I I I + + + + + + I
Теперь прохлопываем этот ритм. Видя перед собой эту запись, ученик понимает: что такое «ритмический рисунок», увереннее ассоциирует длительности с «ритмической речью». Ученикам очень нравятся упражнения, в которых можно использовать разнообразные формы для развития чувства ритма: шагать, хлопать, записывать ритмические схемы, проигрывать одним пальцем. В работе по развитию ритма можно применять декламационный метод обучения. Для этого используются речевые игры. Их основой является слово со своим ритмом и эмоциональным содержанием. В пьесе «Воробей» учащийся повторяет остинатную ритмическую фигуру, изображая чирикание воробья.
АНД - РЕЙ ВО – РО – БЕЙ НЕ ГО – НЯЙ ГО – ЛУ - БЕЙ.
От занятия к занятию задания постепенно усложняются, так как вводится понятие «пауза» - молчание в музыке. Ученикам следует объяснить, что паузы являются частью музыки. Они означают не остановку движения, а подготовку к следующему звуку. Для ощущения и осознания паузы использую известные песни. Кроме пения ритмическую фигуру следует прохлопывать. В качестве примера беру знакомую детскую песенку «Ехали медведи»: ЕХАЛИ МЕДВЕДИ… НА ВЕЛОСИПЕДЕ… А ЗА НИМИ КОТ… ЗАДОМ НАПЕРЕД…
Ученики с удовольствием поют эту песенку и прохлопывают ритм, а во время паузы вместо хлопка разводят ладони в разные стороны. Здесь объясняю ученикам, что данное молчание и обозначает паузу, равную четверти или слогу «ДОН».
Таким образом, в результате обучения игры в шумовом ансамбле детей с особыми потребностями, решается коррекционная задача - развитие слухового восприятия: дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная), подражание звукам окружающей среды, различение по голосу детей.
Программа по музыке предусматривает игру на детских музыкальных инструментах на уроке музыки. Их использование вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу детей.
Детские музыкальные инструменты - средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Итогом работы является то, что дети принимают активное участие в праздниках и концертах не только внутри школы, но и на городских смотрах.
Список используемой литературы:
1. Т.Э. Тютюнникова « Уроки музыки. Система обучения К. Орфа». Издательство «Астрель», Москва, 2002г.
2. Е.Н. Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки». Издательство «Владос», Москва, 2002г.
3. Л.Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Издательство «Просвещение», Москва, 1986г.
4. Н. Ветлугина «Музыка в детском саду». Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
5. А. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей» Издательство «Просвещение», Москва, 2004г.
6.«Музыка в школе».№5, 2008г. Стр.58.
7. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва «Просвещение» 1990г.