Практический материал по развитию дивергентного мышления.


«Дивергентное мышление».
Краткое содержание
индивидуального творческого проекта
учителя Жуковой М.В.


Введение
Все вокруг развивается и совершенствуется, каждая область жизни достигает все более высокого уровня, объем необходимых для человека знаний быстро растет, поэтому школа не может ограничиться только тем, что дает детям определенные теоретические и практические знания, формирует умения и навыки в соответствии с требованиями программы.
Каждый человек в течении жизни делает для себя много открытий. До сих пор огромное множество людей находится на низком уровне интеллектуальной активности, что проявляется в деформации мотивационной структуры личности, которая стремиться любыми путями избегать неудач, в достижении целей не идет до конца, стремится к самоутверждению, лидерству. Поэтому в школе следует говорить о задаче формирования творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей.
Современной школе необходимо научить ребенка пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, обеспечить всестороннее развитие школьников, формировать их познавательные способности, умение учиться, прививать им «вкус» к самостоятельному поиску, открытиям.
Поэтому важно обращать внимание каким путем получен результат, стремиться к овладению мыслительными операциями более высокого уровня.
«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». (Дж. Родари) [ 2] Эту задачу можно успешно реализовать путем организации самостоятельной умственной работы учащихся через формирование у них дивергентного мышления.
Слово «дивергенция» происходит от латинского «divergento» – расхождение. Различные психологи, изучающие данный тип, давали ему свои характеристики. Возьмем определение Савенкова А.И. – это «разнообразное по предметной направленности мышление, проблемное, творческое, со множеством способов решения задачи». [ 7]
Школа не должна готовить детей к конкретной работе, нужно направлять их к будущей трудовой жизни. Давайте приучать школьника совмещать необходимое и достаточное, учить рассматривать каждый объект в его новых качествах, выявляя новые свойства. «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны». (А. Дистерверг) [4]
Американский психолог А. Урбански считал, что в 21 веке в основе преподавания будет лежать обучение мышлению. Движущей силой психического развития являются противоречия: между потребностью познания и возможностью ее удовлетворения и между процессами научения и творческим развитием личности.
Поэтому учителю, начиная с первых дней ребенка в школе, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обеспечить саморегуляцию и позаботиться о внешнем управлении мыслительными операциями учащихся. Мозг человека- это величайший дар природы, значит у каждого есть огромный потенциал творческости. В соответствии с этим возникает задача – изучение теоретических основ (с использованием педагогической и психологической литературы) и разработка заданий по отдельным предметам, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.
Целью своей работы считаю ознакомление читателя с понятием дивергентного мышления и предоставление возможности практической деятельности.
Формировать дивергентное мышление необходимо на ранних этапах воспитания личности. «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо» (Э.Ильенков). Маленький ребенок познает мир сам и с помощью родителей, которые должны нацеливать его на то, что во многих ситуациях нет и не может быть однозначных решений. Учите детей быть игроками! Единственный способ выяснить, что ты знаешь, а чего нет, это немного рискнуть. Но спрашивайте детей лишь в том случае, если испытываете подлинный интерес к их мыслям и чувствам!

Теоретические основы формирования дивергентного мышления.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и талантливым. Вера в его возможности - один из важнейших источников настоящих и будущих успехов школьника. Задача педагога- помочь этому. В образовании можно выделить две характеристики ученика:-обученность и обучаемость. Для жизни важнее второе.
Потребность в «умственных впечатлениях»- свойство, генетически присущее ребенку. Л.В.Занков, ставя задачу интенсивного развитии школьников, критически оценивал неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала в существовавших на то время программах, неоправданно медленный темп и однообразные, повторяющие задания. И в качестве одной из линий исследования хода общего развития обучающихся выделял мыслительную деятельность.
Система РО, учитывая «природу» ребенка, ориентируется на проработку периодов развития наиболее благоприятных для усвоения определенных сторон социального опыта. К количественным характеристикам содержания образования относят объем и темп; к качественным - соотношение развивающего содержания с характером подачи материала. К числу популярных путей качественной перестройки содержания образования, бесспорно, относится обучение мышлению. Это направление работы по целенаправленному развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Учащемуся передается в руки инициатива в организации своей познавательной деятельности.
К развитию чего же в ученике мы должны стремиться?
Психосоциальная сфера:
Самостоятельность.
Настойчивость, стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Готовность и стремление отстаивать собственную точку зрения.
Чувство юмора.
Способность понимать мотивы других и терпимость к их особенностям.
Склонность к самоанализу, терпимость к критике.
Уверенность в своих силах.
Сфера познавательного развития:
Умение нестандартно мыслить.
Способность находить альтернативные пути решения проблемы.
Способность увлекаться, оценивать процесс и результат действий.
Изобретательность, продуктивность, наблюдательность.
Умение хорошо излагать свои мысли, владея большим объемом информации.
Способность улавливать связь между событиями, устанавливать причину и следствие.
Желание задавать вопросы, делать выводы и обобщения.
Большая часть людей, добившаяся выдающихся результатов в работе, не превосходила других по каким-то внутренним характеристикам. Просто эти люди умеют максимально результативно использовать свои возможности, в особенности, это касается мышления. «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». (К. Н. Боуви)[9]
Усвоение исторически накопленных богатых знаний в процессе обучения оказывается для ребенка новым и требующим нестандартности мышления.
У понятия дивергентное мышление (ДМ) есть возрастной аспект. Л.С.Выготский отмечал, что детские фантазии более яркие и неожиданные. «Ребенок – непризнанный гений средь буднично серых людей». (М. Волошин)
К уже имеющимся заданиям в учебниках, учитель может добавлять свои, меняя условия и содержание в зависимости от необходимости и готовности класса к введению задач данного типа. Создаваемые проблемные ситуации с различной, в т.ч. и высокой степенью неопределенности, не подавляют, а, напротив, стимулируют ребят.
При формировании дивергентного мышления ответы не даются, не выводятся напрямую из условий. Необходим поиск разных подходов, частично их сопоставление. Невыводимость ответов требует не просто мобилизации и объединения прочных знаний, а интуиции и озарения (инсайта).
В решении задач вариативного типа важную роль играют особенности ДМ: гибкость, оригинальность, беглость, точность, противостояние, эмоциональность, необычная внутренняя и внешняя визуализация, юмор, богатство воображения.
Подбирая задания, следует учитывать сложность для различных групп детей, опираться на диагностическую информацию.

Приемы формирования дивергентного мышления у младших школьников.

Одна из главных задач начального образования - активное использование умственных возможностей при встрече с проблемной ситуацией. В этот период исключительную важность приобретают принципы введения задач дивергентного типа:
Начинать с раннего детства.
Развивать в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Сочетать требовательность и уважение к ребенку.
Начинать с удивления.
Дети должны получать удовольствие от умственной нагрузки. Решаемые ребенком задачи не будут бесполезны и для взрослого.
Для введения в урок заданий данного типа необходимо изучить и понять условия развития ДМ, которые операционально представлены в листе проектирования и оценки урока И. Н. Козловой:
Проблема должна иметь несколько решений.
Отказ от высказывания оценок и критики.
Поощрение каждого оригинального высказывания.
Предоставление возможности активно задавать вопросы.
Демонстрация творческого подхода к решению проблемы.
Существует три условных ступени самостоятельности формирования ДМ: нулевая, относительная и полная. Предлагаю несколько примерных вариантов заданий по некоторым предметам:

1 ступень

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Перескажите (запишите) сюжет сказки, заменив место, время, героев и т.д.
1.Однажды А посадил Б. Выросла Б большая- пребольшая. Тогда А стал тянуть Б. Тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал А-В, и т. д.
2.Лев-царь зверей. Попала ему однажды соринка в глаз. Сам избавиться не смог. Тут на помощь пришла лиса. Хвостом махала, вокруг ходила - не помогло.
Пригласила лиса зайца. Он и ухом пробовал соринку достать, и лапой –ничего не вышло. Позвал заяц белку. Прыгала та, суетилась, луком слезу вышибала – все бесполезно. Поскакала за воробьем. Клевал, клевал, крылышками махал, чуть глаз не выбил – да толку мало. Пришлось за муравьем лететь. Муравьишка залез в глаз. Соринку подхватил и в лес.
Прозрел царь зверей!
Дайте характеристику звуку.
1.(р)-пятнистый, звонкий, настороженный, готовый к защите
2.(ж)-добродушный, строгий, живет в каждой женщине
Составьте предложение, установив связь.
1.(кошка – лампочка) Кошка греется под лампочкой. У кошки усы, как спираль в лампочке. Глаза у кошки горят, как две лампочки
2.(трактор – грузовик) Одна пашет землю, другая перевозит грузы. Одна трещит, другая едет тихо
Составьте слова к схеме.
1.( ли )лихо, ЛиляЛичу(неверно)
2.( ) Миша, репа, пила(!), лира, шина(неверно)
Перескажите текст с конца.
1.(алфавит) Я Ю Э,Л К Й,Е Д Г
2.(сказка) Жили они счастливо. Сыграли веселую свадьбу. Вернулись домой целы и невредимы

МАТЕМАТИКА
Назовите пять чисел вперед (назад), начиная с любого.
5 6 7 8 9 20 19 18 17 16
Начертите три многоугольника уменьшая (увеличивая) периметр (площадь, количество сторон (углов)).
Составьте бусы из геометрических фигур, используя повтор.



Замените в задаче числа на двузначные (именованные, дробные).
Запишите число, меняя цифры в разрядах.
1.увеличивая, уменьшая
2.начиная со старшего, младшего
Составьте выражение из трех действий с заданным значением.

2 ступень

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Составьте текст по схеме (рисункам, условию).
1.
2.(дождь – телевизор) - Пошел дождь. Заяц сильно промок, и намочил книжку. Это была сказка про Золушку, которую мы смотрели по телевизору.
Подберите цепочку существительных.
1.(по общему слову) МЕБЕЛЬ-диван, тумбочка, стул
2.(по общему признаку) ДЕРЕВЯННЫЙ - дом, карандаш, линейка
3.(родственные с ключевым словом) ЛЕС-лесник, лесовоз, перелесок(например, ключевое 2 -ЛЕСОВОЗ (сложносоставное) - самокат, снегоход, вертолет(ключевое 3 - ВЕРТОЛЕТ-вертушка, летчик, полет
4.(со спрятанным внутри) ЕЛЬ - мебель, сельдь, белье(СТО – сторож, столица, чистота
5.(по концу-началу) ТИГР-рысь, слон, носорог
6.(собственных, на каждую букву) ИРА-Игорь, Роман, Антон.
7.(по алфавиту - растения, животные, географические объекты и т.д.)
8.(с увеличением-уменьшением) - стол, печка, машиналев, кресло, кукла
Придумай сказку со следующими данными:
Герои – Чебурашка и Людоед, цель – вернуть домой, предмет – шапка-невидимка, волшебство – превращение в бабочку.

МАТЕМАТИКА
Исправьте ошибки.
1.10<10, 10 < 100, 10 < 10+5, 15-10 <10
2.8=7-8=7+1, 15-8=7, 3+8=7+4
Составь красивые бусы из геометрических фигур так, чтобы:
+ + =10
Выполните преобразование по условию:+3, -2, +4



Определите лишнее и выполните следующее действие.
Добавьте действие к выражению.
Преобразуйте условие задачи, чтобы изменилось количество действий или ответ стал неоднозначным.
Подберите подходящие по форме предметы( , , ).
1.(в классе) лампа, рамка, верх у полки.
2.(на улице) колесо, дом, крыша.
3.(на одежде) пуговица, карман, угол воротника.

И З О
Создайте 2 одинаковых рисунка с 5 отличиями.
Создайте свое изображение предмета по теме (праздник, одиночество, надежда)
Усовершенствуйте игрушку.
Разделите предмет на части и создайте новый.
Дорисуйте графическое изображение.





Нарисуй картину под названием: аквариум, ателье и т.д., так чтобы не было одинаковых объектов.

3 ступень

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Найдите нетрадиционное применение предмету.
(гольфы) распустить и связать шарф; использовать как жгут при кровотечении; как кошелек; как веревку; как топливо; как защиту от птиц
Напишите сочинение-рассуждение на тему:
-Как вернуть орла в клетку. - Как развести сад на Луне. - Что было, если бы утром учителя не пришли в школу- А если бы дома были все стеклянные
Подберите ассоциации к признаку.
1.(звонкий) - голос, звонок, пианино
2.(хрупкий) - ваза, веточка, музейный экспонат
Создайте свои метафоры.
1.(линейка) - дорога, рельсы, след от самолета, прямой человек, мать прямых линий
2.(пылесос) - комнатный ветер
3.(дождь) - небесные слёзы
Продолжите предложение с указанием причины.
(Я пригласила гостей на юбилей. Когда они пришли, меня не было дома) –задержалась на работе; попала в больницу; гости перепутали дату
Опишите предмет, используя сравнения.
(У моей подруги коса,) - словно сказочная царевна: нежная, красивая, таинственная- похожа на мышиный хвостик: черная, длинная, тоненькая
Составьте предложение:
Что вы сделаете, если встретите в лесу ..овище?
1.Испугаюсь, т.к. это чудовище.
2.Обрадуюсь, т.к. это сокровище.
3.Удивлюсь, т.к. это туловище.
Составьте текст из вырезок газет, текст-телеграмму из слова; посвятите свое сочинение звуку или слову; составьте кроссворд; приготовьте «салат» из сказок или композицию на тему из человеческих фигур;
Расшифруйте свое имя, дав характеристику: С- спокойный, А-аккуратный, Ш-шустрый, А-активный.
В программе РО предусмотрены резервные уроки. Что на них делать решает учитель, исходя из содержания учебного материала и степенью усвоения его детьми. Есть курс по развитию речи, куда целесообразно включать задания с поисковой деятельностью учащихся, что позволит повысить интерес к предмету, быть наблюдательнее и внимательнее, выявить неординарность мышления, сформировать некоторые умения с применением знаний в нестандартных ситуациях. «Знания – дети удивления и любопытства». (Луи де Бройль)
Для учащихся, которым данные задания даются с трудом, как вариант – внеурочная деятельность. Требования: стимулировать разные формы умственной деятельности; соответствовать возможностям детей; иметь элемент новизны и быть близкими к жизненному опыту ребенка.
Наш долг – помочь научиться находить оптимальные ответы на разные вопросы. Не старайтесь оценить ответы ребенка как верные и неверные. Нужно оценивать количество, а главное оригинальность поступивших идей.
Создавайте, творите, размышляйте вместе с детьми! Отдайтесь свободному течению мыслей, и вы вдруг совершенно неожиданно для себя сделаете открытие! Новое время сосредоточено на воображении: « стоит только захотеть, и мы извлечем из бытия кентавра, который галопом, пустив хвост и гриву по весеннему ветру, помчится через изумрудные луга за неуловимыми тенями белых нимф». [ 9]
Чтобы успешно обучаться в среднем звене, понимать учебный материал, учиться самостоятельно и продуктивно, учащимся необходим специальный дивергентный стиль обучения.
Специальные методики диагностики ДМ (Гилфорд) и креативности (Торренс) позволяют выявить потенциальные творческие возможности ученика, которые часто оказываются незамеченными при обычном подходе к обучению.
Опыт работы по данному вопросу позволяет:
Не испытывать трудности в построении развивающих задач урока;
Более продуктивно использовать время урока при работе с конкретными объектами и понятиями;
Привлекать внимание учащихся новизной и необычностью заданий;
Эффективно внедрять задачи дивергентного типа на различных уроках, в т.ч. на основе межпредметных связей..
11.Обобщение.
- Что сегодня на уроке для вас было новым?
Чтобы хорошо знать русский язык, нужно «подружиться» с любой его единицей, узнать её «поближе».
12.Рефлексия.
-Какое задание получило бы наибольший балл по критерию трудности и необычности?


Тезаурус
Мышление – одно из высших проявлений психического процесса познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов её решения.
Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые не только являются условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность. Мышление – составная часть и объект самосознания личности, в структуру которого входят:
Понимание себя как субъекта мышления;
Дифференциация «своих» и «чужих» мыслей;
Осознание еще не решенной проблемы как именно своей;
Осознание своего отношения к проблеме.
Гилфорд, Джой П. // 1897-1987,Лос-Анжелес, Калифорния, США.
Интересы: статистика и методы оценки и измерения, психология искусства и образования, преподавание психологии.
Образование: бакалавр, Небрасский университет -1922; доктор философии, Корнелльский университет -1926; доктор права, Небрасский университет -1952; доктор наук, Южно-Калифорнийский университет -1962.
Профессиональная деятельность: заслуженный профессор психологии, президент Психометрического общества и Психологической ассоциации Среднего Запада, член NAS и редколлегии американского журнала психологии.
Дивергентное мышление – процесс познания непрерывно меняющихся (варьированных) и поэтому новых свойств и отношений, вообще, бытия.(Брушлинский А.В.) Это мышление, возникающее на основе вариативной деятельности из чувственного познания и выходящего за его пределы.(Петровский А.В., Ярошевский М.Г.)
Воображение - психологическая деятельность, состоящая в создании представлений и мыслительных ситуаций.
Воображение выражается в: 1.построенииобраза средств и конечного результата деятельности; 2.создании программы поведения; 3.продуцирования образов; 4.создании образов, соответствующих описанию объекта.












Задания к проведению мастер-класса.

1.-Вспомните свое любимое число.
-Назовите пять чисел далее по натуральному ряду.
-Составьте любое выражение с последними числами (работа в парах) и найдите письменно его значение.

2.Мое любимое число - три.
-Посмотрите на схему и выполните преобразование по условию:
+2, -4, +1, +8








3-.А посмотрите, что получилось у меня:





(Лесенка). Назовите три любых причины необходимости лестницы.
-А теперь подумайте, а для чего можно использовать лестницу как самостоятельный объект?
Вместо скамейки.
Как подставку для обуви.
Как дрова.
Как мини-сцена для выступления.
Как тренировка к покраске дома.
Перевернуть, и будет ящик.

Этапы урока, направленные на формирование у учащихся дивергентного мышления.

1.Устный счет или проверка навыков письменных вычислений:
-Вспомните свое любимое число. Продолжите отрезок натурального ряда еще на пять чисел.
(Например, 5 6 7 8 9 10.11 12 13 14 15 16.100 101 102 103 104 105).
-Составьте с последними числами любое математическое выражение:
Работа в парах. (Например, 10+16, 105-10, 100:10(вариант, 16>10, 16<100,)
-Найдите письменно (устно) значение данных выражений.

2.Закрепление навыка устных вычислений. Соотнесение результата выражения с его графическим изображением. (Можно рассматривать как переходный этап к нахождению периметра или площади фигур).

-Мое любимое число -3. Начертите его графическое изображение и выполните в рисунках преобразование по условию: +2, -4, +1, +8,
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Анализируется правильность построения в соответствии с верным вычислением, рассматриваются ошибки и наиболее интересные варианты.

3.Развитие ДМ через обыгрывание любого предмета на любом этапе урока(2-3 минуты)
-Рассмотрите мой рисунок, на что похоже?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-Назовите три причины необходимости лесенки. А теперь подумайте, как можно использовать данный предмет в другой ситуации?
Например:
Как подставку для обуви.
Вместо скамейки.
Как дрова.
Как мини-сцена для выступления.
Как тренировка для покраски забора, дома.
Как ящик для хранения инструментов.

В целом, задания очень вариативны и носят примерный характер выполнения. Предоставляется выбор на усмотрение педагога.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215