Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИх ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА


КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Саханёва С.В.
магистрант ФГБОУ ВПО
«Курский государственный университет»
Россия, г. Курск
Аннотация: В статье рассматриваются особенности культурно-гигиенических знаний и умений обучающихся с нарушениями интеллекта. Описана методика обследования знаний и правилах личной гигиены у младших школьников с нарушениями интеллекта. Представлены уровни сформированности культурно-гигиенических знаний и навыков и их характеристики.
Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, культурно-гигиенические знания, младшие школьники с нарушениями интеллекта.
Abstract: The article discusses the features of the cultural and hygienic knowledge and skills of students with intellectual disabilities. The technique of examination and knowledge of personal hygiene in primary school children with intellectual disabilities. Presents the levels of formation of cultural and hygienic knowledge and skills and their characteristics.Key words: cultural and hygiene skills, personal hygiene, junior high school students with intellectual disabilities.
Культурно-гигиеническое воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта является неотъемлемой частью многогранного процесса их обучения и воспитания. Сформированность культурно-гигиенических навыков (КГН) детей играет большую роль в охране их здоровья, успешной социальной адаптации, поведении в обществе.
Нами было проведено исследование с целью изучения сформированности культурно-гигиенических знаний и умений обучающихся с нарушениями интеллекта. В исследовании приняло участие 26 учеников (6 – 1 класса, 4 – 2 класса, 6- 3 класса, 10 – 4 класса).
Нами была разработана экспериментальная методика, представляющая собой две серий вопросов (заданий-действий), направленных на изучение знаний о правилах личной гигиены, умений и навыков детей выполнять гигиенические процедуры, которые были составлены с учётом программного содержания изучаемых в рамках АООП начальных классах школы общеобразовательных предметов и внеурочно деятельности.
При выполнении первой серии заданий испытуемым предлагалось ответить на 12 вопросов по теме: «Правила личной гигиены»
1.Что такое личная гигиена?
2.Почему необходимо мыть руки перед едой?
3. Зачем коротко стричь ногти?
4. Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем всё тело?
5. Сколько раз в день необходимо умываться?
6. Сколько раз в неделю нужно мыть всё тело и голову?
7. Как часто нужно мыть руки?
8. Сколько раз в неделю нужно стричь ногти на руках и ногах?
9. Зачем нужно мыть ноги, как часто надо мыть ноги?
10 Необходимо ли делать прививки и почему?
11. Сколько раз в день нужно чистить зубы и почему?
12. Можно ли использовать средства личной гигиены другого человека (расчёска, зубная щётка, зубная паста, мыло, полотенце и т.д.) и почему?
Ответ на вопрос считался верным, если соответствовал следующим требованиям: нет ответа на задание, ответ получен в результате оказываемой экспериментатором помощи – 0 балла; ответ неполный, ошибочный, с частичной аргументацией, ответ получен в результате минимальной помощи экспериментатора – 1 балл; ответ полный, аргументированный, без оказываемой экспериментатором помощи – 2 балла.
В ходе проведения констатирующего исследования были получены следующие данные, представленные в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Уровни сформированности знаний о правилах личной гигиены.

Исходя из данных, представленных в диаграмме, можно отметить, что знания о правилах личной гигиены у 75% учащихся 1 класса соответствуют низкому уровню, у 25% - среднему уровню. Во 2 классе у 100% испытуемых - низкому уровню. В 3 классе у 66,70 % учащихся, принявших участие в экспериментальном исследовании - низкому уровню, у 33,30 % - среднему уровню. В 4 классе у 33,30% детей - низкому уровню, у 66,70% - среднему уровню. Высказывания учащихся характеризуются неточностью, ошибочностью, отрывочностью, бессистемностью и бедностью.
Остановимся на некоторых, характерных для всей выборки, особенностях ответов детей. Учащиеся 1 класса затрудняются ответить на вопрос «Что такое личная гигиена?». На вопрос «Почему необходимо мыть руки перед едой?», были получены ответы: «Чтоб грязными не были», «Чтоб пальчики и щёчки были чистыми», «Чтобы умывались», «Чтоб микробов не было». На вопрос «Зачем коротко стричь ногти?», были получены ответы: «Не знаю», «Чтоб ногти внутри не были грязными, их нужно вычищать», «Чтоб лаком красить», «Чтоб там пауки не жили». Особые затруднения у учащихся вызывал вопрос: «Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем всё тело?», были получены ответы: «Не знаю», «Чтоб я была чистая». На вопрос: «Сколько раз в день необходимо умываться?», были получены ответы: «2 раза», «Целый день», «17 раз, я уже давно умывалась», «1 раз», « 10 раз», «Целую неделю». На вопрос: «Сколько раз в неделю нужно мыть всё тело и голову?», были получены следующие ответы: «1 раз», «8 раз, мы купались у Марины и бабушки», «Чтоб шампунь выливать и смывать», «Чтоб блох не завести, каждый день», «Не знаю». На вопрос: «Как часто нужно мыть руки?», были получены ответы: «Не знаю», «10 раз», «Чтоб руки полоскать», «1 раз», «Целый день». Так, на вопрос: «Сколько раз в неделю нужно стричь ногти на руках и ногах?», были получены следующие ответы: «1 раз», «9 раз», «Целую неделю», «Всегда», «Не знаю», «3 раза». На вопрос: «Зачем нужно мыть ноги, как часто надо мыть ноги?», были получены следующие ответы: «3 раза, чтоб ноги были чистыми», «Не знаю», «1 раз», «10 раз, чтоб потом носочки одеть», « 8 раз». На вопрос: «Необходимо ли делать прививки и почему?», были поучены следующие ответы: «Да, чтоб были здоровыми», «Да, чтоб не бояться», «Не знаю», «Да, чтобы плакать и кричать», «Нет, потому что очень больно».
Наблюдение за детьми в столовой во время приёма пищи, в ванной комнате, при выполнении гигиенических процедур, а также в спальной комнате, когда дети одевались или раздевались (естественный эксперимент), показало нам сформированность гигиенических навыков учащихся.
Действие считалось правильно выполнено, если соответствовало следующим требованиям: если ребёнок правильно все действия входящие в навык, то за правильное выполнение действия ребёнок получал - 1 балл; если действие, выполнялось с небольшими неточностями ребёнок получал - 0,5 балла; за невыполненное действие ребёнок получал - 0 баллов.
В ходе проведения наблюдения за детьми были получены данные, представленные в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Уровни сформированности гигиенических навыков учащихся.

Наблюдения за детьми показали, что правильно выполнять правила личной гигиены и последовательность мытья руки лица смогли 3 обучающихся. У других детей встречались такие ошибки: дети забывали смачивать водой руки и лицо, не дожидаясь образования пены на руках, смывали руки водой, вытирали руки об одежду. Выполняя чистку зубов, старались очень быстро это сделать; чистили зубы только передние, не полоскали полость рта. Приходя в столовую, забывали мыть руки, как перед, так и после еды, не применяли правила поведения в столовой: разговаривали во время приёма пищи, приступали к приёму пищи в неправильной последовательности, путали - где первое, где второе блюдо, крошили хлеб.
Можно отметить, что не все дети самостоятельно одеваются и раздеваются, возникают некоторые трудности дети самостоятельно не могут расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, застегнуть одежду на молнию. Дети не умеют правильно и аккуратно повесить одежду на стульчике, не соблюдают последовательность одевания.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что в знании правил личной гигиены у детей есть существенные пробелы, культурно-гигиенические навыки не сформированы или находятся на стадии становления.
У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки формируются с большим трудом. На наш взгляд, эффективность формирования знаний, умений и навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта зависит от учёта особенностей усвоения знаний, индивидуальных особенностей обучающихся, методически грамотной организации усвоения учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. Глозман, Ж. М. Нейропсихологи-ческая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева.— СПб. : Питер, 2006.— 80 с.
2.Нигаев, Ш. Н. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ: принципиальные положения, организация и содержание / под ред. Ш. Н. Нигаева ; сост. В. В. Коркунов. — Свердловск, 1990. — 36 с.
3.Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : мо-ногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Г натюк ; под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012. — 209 с.