Аналитический отчет по адаптации пятиклассников

Аналитический отчет
по результатам психолого-педагогической диагностики
в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»

Настоящее обследование проводилось по плану психолого-педагогического сопровождения ФГОС в пятых классах.
В 2012-13 учебном году в 5-ых классах МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба» обучается 46 человек. Из них
В 5А классе 3 ребенка – ДД, 1 – соц.приют.
В 5 Б классе 6 детей из ДД
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.
Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. проведено психолого-педагогическое обследование учащихся;
2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;
3. изучалась документация;
4.проводились консультации учителей-предметников, обучающих пятиклассников;
5. проводились консультации классных руководителей пятиклассников.
Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся:
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;
Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору);
«Социометрия» (Я. Морено);
«Уровень тревожности» (по Кондашу);
модифицированная анкета Лусканова Н. Г.: «Черты идеального учителя»; «Отношение к школьным предметам»; «Чувства в школе»;
Методика определения уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова;
Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие рекомендации.


I. Анализ изучения личностных результатов
1. Изучение мотивации обучения показало следующие результаты:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Оценка мотивации учения 5 А класса:
74 % - 17 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
17% - 4 учащихся, нормальный уровень мотивации.
Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.
17% - 4 учащихся имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших:
30% - 7 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):
57% - 13 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.


Оценка мотивации учения 5 Б класса:
54 % - 13 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
12% - 3 учащихся, нормальный уровень мотивации.
Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.
8% - 2 учащихся имеют учебную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика освоить новые способы получения знаний, интерес к самим знаниям и процессу учения.
54% - 13 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (социальная мотивация благополучия).
12% - 3 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.

2. Изучение уровня тревожности показало следующие результаты:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:
«Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены.
«Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения.
«Межличностные отношения»: посетить незнакомых людей, необоснованная критика и упреки, воспринимают как маленького.
5 А класс:
1. 48% - 11 учащихся адаптировались успешно.
2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА).
3. Дезадаптация 4 человека – 17%.

5 Б класс:
1. 54% - 13 учащихся адаптировались успешно.
2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА).
3. Дезадаптация человека – 5 уч-ся- 22%.
Высокую тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них отмечаются выраженные вегетативные реакции, психосоматические нарушения. Тревожность порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Такой конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузки, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости.
3. Оценка психологического климата в классе ( по методике Симора):


5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
5 Б
5 А
5 Б


Параметры
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6

1
Психологический климат в классе
2-9%
10-42%
11-48%
6-25%
3- 13%
1-4%
3-13%
3-12%
2-9%




2
Нравятся ли вам люди, с которыми вы учитесь
3-13%
6-25%
10- 44%
10-42%
3 – 13%
1-4%
3 – 13%
2-8%
2 – 9%
1-4%



3
Желание перейти в другой класс
4 – 18%
12-50%
7 – 30%
4-16%
3-13%
1-4%
5-22%
3-12%
2-9%




4
Отношение классного руководителя
8-35%
12-50%
11-48%
7-29%
1-4%
-
1-4%
1-4%
0
-



5
Форма обращения учителя
10-45%
13-54%
6 – 26%
6-25%
5-22%
-
0
-
0
1-4%



6
Дружный и сплоченный коллектив
0
1-4%
5-22%
9-38%
0
-
10-44%
7-58%
4-18%
2-8%
2-9%
1-4%

7
Характер помощи в классе
2-9%
5-20%
4-18%
2-8%
6-26%
8-33%
8-35%
-
0
2-8%
0
3-12%

Оценка психологического климата в классе:
5 А класс:
Оценка психологического климата в классе:
9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.
12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
«Всегда с хорошим»: 2 уч-ся (9%)
«Чаще с хорошим»: 11 уч-ся(48%)
«С равнодушием»: 3 уч-ся (13%)
«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (13%)
«Всегда с плохим»: 2 уч-ся (9%)
«Отношение классного руководителя»
19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.
1 уч-ся считает, что классный руководитель безразличен
1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен»
«Бывает ли желание перейти в другой класс?»
«Никогда не бывает»: 4 уч-ся (17%)
«Редко бывает»: 7 уч-ся (30%)
«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)
«Часто бывает»: 1 уч-ся (4%)
«Форма обращения учителя»
«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10 уч-ся (44%)
«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (34%)
«Безразлично»: 5 уч-ся (22%)
5 учащихся считает коллектив дружным.
10 учащихся – 44% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.
4 учащихся – 17% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры.
2 учащихся – 9% - считают, что класс очень недружный, трудно в таком учиться.
Оценка характера помощи в классе:
2 учащихся – 9% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.
4 учащихся – 17% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям
6 учащихся – 26% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик.
8 учащихся – 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя.

5 Б класс:
Оценка психологического климата в классе:
15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.
5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
«Всегда с хорошим»: 10 уч-ся (42%).
«Чаще с хорошим»: 6 уч-ся(25%):
«С равнодушием»: 1 уч-ся (4%)
«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (12%)
«Всегда с плохим»: 0.
«Отношение классного руководителя»
19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.
1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен».
«Бывает ли желание перейти в другой класс?»
«Никогда не бывает»: 12 уч-ся (50%)
«Редко бывает»: 4 уч-ся (16%)
«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)
«Часто бывает»: 3 уч-ся (12%)
«Форма обращения учителя»
«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 13 уч-ся (54%)
«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (24%)
«В грубой форме, унижающей достоинство»: 1 уч-ся (4%)
10 учащихся считает коллектив дружным.
7 учащихся – 29% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.
2 учащихся – 8% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры
1 учащийся – 4% - считает, что класс очень недружный, трудно в таком учиться
Оценка характера помощи в классе:
5 учащихся – 21% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.
2 учащихся – 8% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям
8 учащихся – 33% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик:
8 учащихся – 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя
«В классе не принято помогать друг другу» - 2 уч-ся – 8%
«В классе отказываются помогать друг другу» - 3 – 12%
5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.
5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.
Чувства в школе (по Н. Г. Лускановой)
Я испытываю в школе
5 А
5 Б

Спокойствие
10 - 44%
15- 65%

Усталость
15 –65%
15- 65%

Скуку
11 – 48%
4 - 17%

Радость
7– 30%
12 - 52%

Уверенность в себе
7– 30%
10 - 43%

Беспокойство
7– 30%
6 - 25%

Неудовлетворенность собой
7– 30%
3 – 13%

Раздражение
6 – 25%
4 - 8%

Сомнение
7– 30%
8 – 35%

Обиду
5 – 22%
1 – 4%

Чувство унижения
7– 30%
2 – 8%

Страх
2 – 8%
2 – 8%

Тревогу за будущее
5 – 22%
9 – 39%

Благодарность
2 – 8%
13 – 56%

Симпатию к учителям
3 - 13%
11 – 48%

Желание приходить сюда
6 -25%
15 – 65%







4. Черты идеального учителя (по Н. Г. Лускановой):

Черты учителя
Мне нравится


5 А
5 Б

1. Хорошо знает предмет.
18– 78%
19 – 83%

2. Строгий, дает прочные знания.
6 – 25%
6 – 25%

3. Хорошо ко мне относится.
17 – 74%
16 – 69%

4. Дает задания, с которыми я могу справиться.
14 – 61%
15 – 65%

5. Общается с нами после уроков.
9 – 39%
13 – 56%

6. Не требует многого.
11 – 48%
8 – 32%

7. Интересно на уроках.
19 – 83%
17 – 73%

8. Дает работать самостоятельно, делать что-то новое
10 – 44%
10 – 44%

9. Выделяет меня из класса
2 – 8%
2 – 8%

10. Приглашает в гости, разговаривает как с близким.
2 – 8%
6 – 25%




















5. Отношение к учебным предметам
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


















6. Оценка познавательных УУД

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


В 5 А классе впервые диагностировано 7 уч-ся со следующими результатами:
1 уровень(низкий) – 4 человека:
2 уровень( ниже среднего) – 1 человек:
3 уровень (средний) – 1 человек:
При вторичной диагностике выявилась следующая тенденция: снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся.
У 12 уч-ся (52%) произошло снижение интеллектуальных показателей.
Таким образом, на данный момент учащиеся 5 А класса характеризуются, в основном, 3 и 2 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 14 (61%) учащихся.
5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.
В 5 Б классе по данной методике 1 уч-ся сохранил показатели на высоком уровне.
У 9 уч-ся (36%) произошло снижение интеллектуальных показателей.
У 3 уч-ся (12%) произошел рост интеллектуальных показателей с 1 до 2 уровня.
Таким образом, на данный момент учащиеся 5 Б класса характеризуются, в основном,
2 и 1 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 11(48%) учащихся.
5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.
Это свидетельствует о низкой общей осведомленности учащихся, узком кругозоре; несформированности логических действий, низком уровне способности к абстрагированию и обобщению.
Снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся связано со значительным усложнением интеллектуальной деятельности на фоне различных требований со стороны учителей-предметников, а также неумением самостоятельно организовать свои учебные занятия

Резюме:
Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, ведущие к дезадаптации учащихся, а именно:
Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение
Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником
Низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности
Несформированность учебной мотивации
Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
Отсутствие мотивации достижения успеха
Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения
Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность)
Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность)
Интеллектуальная недостаточность

5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.
1. 48% - 11 учащихся адаптировались успешно
2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА)
3. Дезадаптация 4 человека – 17%
Оценка психологического климата в классе:
9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат класса.
12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.
1. 54% - 13 учащихся адаптировались успешно
2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА)
3. Дезадаптация – 5 уч-ся- 22%
Оценка психологического климата в классе:
15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат класса.
5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

Рекомендации:
В связи с недостаточно благоприятным психологическим климатом в классах и высокой межличностной тревожностью необходимо включить в расписание психологические часы для проведения занятий, направленных на сплочение и развитие коллектива.
Провести занятия, обучающие приемам снятия психо-эмоционального напряжения, а также приемам рациональной организации учения.
Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности, необходимо, по возможности, привлекать к коллективным делам, требующим активного взаимодействия.
С родителями учащихся, имеющих отрицательную мотивацию обучения, провести разъяснительную беседу.
Провести родительское собрание (в форме тренинга) по способам психологической поддержки и конструктивному взаимодействию с детьми.
Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста».
Классным руководителям необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.
Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.
Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать.
Рекомендовать учителям-предметникам систематически включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся.
Рекомендовать учащимся, родителям, учителям-предметникам консультации педагога-психолога по возникающим проблемам.

Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»:____________ Иванова Е. М.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

5 Б

5 А