Конспект урока по русскому языку на тему Значение фразеологизмов (2 класс)


ТЕМА: «Значение фразеологизмов»
Цели:
проложить знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными)сочетаниями слов
наблюдение за значением и использованием фразеологизмов
расширить словарный запас учащихся.
Оборудование:
учебник «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов
карточки с фразеологизмами
компьютер
видеопроектор
экран
Организационный момент.
II.   Постановка учебной задачи:

ХОД УРОКА

Организационный момент
Постановка задачи:
Учитель: Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему.
СЛАЙД 4
Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера? Когда баклуши бил с утра?
Учитель : Догадались? Какая тема нашего занятия?
СЛАЙД 5
Дети: Тема нашего занятия – фразеологизмы.
СЛАЙД 6
Учитель: Правильно. Вспомните, что такое фразеологизм?
Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.
Устная работа.
Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
СЛАЙД 7
Вернёмся к стихотворению. Назовите, фразеологизмы которые вы услышали в стихотворении?
Ответы детей – повесил нос, сквозь землю провалиться, бить баклуши.
СЛАЙД 8
Учитель: Ребята, а как вы понимаете значение фразеологизма «повесил нос»
Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.
Учитель: - давайте посмотрим, как значение этого слова объясняет фразеологический словарь.
Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?
Дети: Задирать нос – гордиться;
Водить за нос - обманывать;
Клевать носом – спать;
Остаться с носом – потерпеть неудачу;
Встретиться нос к носу – близко;
Зарубить на носу – хорошо знать
Учитель, а что значит: «сквозь землю», «бил баклуши»
Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.

СЛАЙД 9
Работа в тетради.
Учитель: Открыли свои тетради, сели ровно.
СЛАЙД 10
Записали число, классная работа.
СЛАЙД 11
Прочитайте следующий фразеологизм.
«Прикусить язык»
Как вы понимаете его значение? Дети : промолчать
«Медвежья услуга» Дети отвечают
Ответ на слайде - помощь, от которой стало только хуже.
Учитель: найдите во фразеологизмах словарные слова. (язык, медведь).
СЛАЙД 12
Запишите
СЛАЙД 13.
Учитель: А сейчас мы будем выполнять упражнение 1 по учебнику
СЛАЙД 14
Запишите в тетради Упражнение 1
Учитель : Нам дано 4 значения и фразеологизмы подсказки. Давайте прочитаем хором слова под номерами. ЧИТАЮТ. Сейчас мы с вами попробуем из подсказки выбрать подходящие фразеологизмы. Чтобы ничего не пропустить будем читать по порядку, ничего не пропуская. И так первое выражение .
СЛАЙД 15
После каждого фразеологизма учитель спрашивает, подходит или не подходит, на слайде появляются ответы.
СЛАЙД 16
Работа в парах. 1 ряд работает со словом «бездельничать», 2 – «мало», 3 – « быстро бежать».
СЛАЙД , 17, 18, 19
ПРОВЕРКА
СЛАЙД 20
Физкультминутка.
Учитель: Мы осанку исправляем, Спинки дружно выпрямляем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.

СЛАЙД 21
Учитель : А сейчас мы с вами отправимся в город мастеров .
Скажите, вы можете назвать профессии каждого мастера?
Дети отвечают
Учитель: Давайте проверим. ( появляются названия профессий)
Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Давайте попробуем догадаться, с какой профессией связаны данные группы фразеологических оборотов.

СЛАЙД 22
Предлагаю разделиться на 6 групп. Каждая группа получит карточку с фразеологическими оборотами, и попробует определить, к какому мастеру они относятся.




Проверка

СЛАЙД 23 - повар
калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе;
СЛАЙД 24 - столяр
топорная работа;
без сучка и без задоринки;
снять стружку;
разделать под орех. (Столяр)

СЛАЙД 25 – кузнец
доводить до белого каления;
между молотом и наковальней



СЛАЙД 26 – машинист
ставить в тупик;
зелёная улица;
на всех парах

СЛАЙД 27 – врач
подсластить пилюлю;
как рукой сняло;
затаить дыхание

СЛАЙД 28 – швея
Трещать по швам
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Шито белыми нитками

Попробуйте сделать вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы?
( из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий)
Если вы не знаете значение фразеологизмов, предлагаю вам обратиться к словарю . Карточки я вам оставляю в классе.
СЛАЙД 29
Словарь, в котором даны значения фразеологизмов, называется фразеологический словарь.

СЛАЙД 30
Д/З Учебник, с. 106, упр.3.

СЛАЙД 31
На этом наш урок окончен.

СЛАЙД 32

Спасибо за урок все молодцы.
15