Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме Звук [ч]. Буква Ч, ч
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звук [ч']. Буква Ч, ч
Цель. Знакомство со звуком [ч'] и буквой «Ч, ч».
Задачи:
формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;
учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;
учить читать слоги, слова с новой буквой;
развивать мышление, внимание, память, фонематический слух;
формировать правильное, сознательное, выразительное плавное и беглое чтение;
воспитывать любовь к чтению, русским традициям.
Оборудование: «Русская азбука» В.Г. Горецкого; большой конверт с письмом; картинки с изображением чашки, чайника и часов; изображение часов с названиями пунктов пути следования и движущейся стрелкой; искусственная елочка; запись песни «Чунга-Чанга», «Елочка, елка, лесной аромат»; песочные часы, электронные и ручные часы, картинка с изображением солнечных часов, курантов; елочные украшения – шары желтого и синего цвета по количеству учащихся; «лента букв».
Ход урока
I. Организационный момент. («Сказочное письмо».)
Ребята! Новость есть у нас!Расскажу о ней сейчас.Спят в снегу дубы, березы,Вьюга стежки замела.А от Дедушки МорозаЯ письмо вас принесла!Я письмо сейчас открою,Содержание раскрою.В гости Дед Мороз зоветИ вопросы задает.Отвечая, не спешите,Ум, смекалку покажитеИ фантазию включите, Дед Мороза удивите.На уроке отвечайте И подарки получайте.
– Ребята, как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам письмо? (Ответы детей.)
– Какой праздник приближается? (Новый год.)
– Что вы знаете об этом празднике? (Встреча Нового года – один из самых старинных на свете обычаев. В России начало года 1 января введено Петром I в 1699. До этого этот праздник встречали 1 сентября.)
– Вы ждете в этот праздник подарков от Деда Мороза, а он ждет ваших ответов. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки и давайте полные ответы. А кто из ребят будет хорошо работать, получит подарок от Деда Мороза.
II. Формулирование темы и цели урока.
– Назовите предметы, изображенные на картинках. (Чашка, чайник, часы.)
– Найдите общее в этих словах. (В каждом из данных слов есть звук [ч'], все слова состоят из двух слогов.)
– Сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звук [ч'] и буква, которая его обозначает.)
– Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.
Познакомиться со (звуком [ч'] и буквой, которая его обозначает.)
Учиться отличать (звук [ч'] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.)
Учиться читать (слоги, слова с новой буквой.)
– Назовите лишнее слово. (Часы.)
– Объясните свой выбор. (Чашка и чайник – посуда, а часы – прибор для отсчета времени; чашка и чайник – в форме единственного числа, а часы в форме множественного числа.)
– Дед Мороз прислал нам необычные, волшебные часы. Стрелка укажет нам путь следования. Тому, кто будет лучше всех отвечать на вопросы, я дам право передвигать стрелку на этих часах.
III. Речевая зарядка. («Разминка»)
1) Упражнение на дыхание.
– Какая красавица раз в году наряжается? (Елка.)
– У нас тоже есть елочка. (Выставляется искусственная елочка.)
– Давайте понюхаем ее.
– Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, долгий полный выдох. (4-5 раз.)
2) Упражнение на артикуляцию.
– Скажите, как тикают часы? (Тик-так.)
– Ну что же, стрелка начала двигаться, и мы переходим вместе с ней к следующему пункту.
IV. Изучение нового материала. («Узнавайка»)
1) Знакомство с новым звуком.
– Произнесите первый звук в слове чашка. (Звук [ч'])
– Произнесите звук [ч'] еще раз.
– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.)
– Что слышится: голос или шум? (При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой.)
– Как звук произносится: твердо или мягко? (Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.)
– Дайте короткую характеристику звука [ч']. (Звук [ч'] согласный, глухой и мягкий.)
– Произнесите первый звук в слове чайник. (Звук [ч'])
– Определите, твердо или мягко произносится звук [ч']? (Произносится мягко.)
– Придумайте слова, в которых звук [ч'] был бы твердым.
– Встаньте те, у кого в имени или фамилии есть звук [ч']. (Торопчин Максим.)
– В твоей фамилии звук [ч'] произносится мягко или твердо? (Мягко.)
– Смогли придумать слова с твердым звуком [ч']? (Нет.)
– Какой вывод можно сделать? (Звук [ч'] всегда мягкий.)
– Дайте полную характеристику звука [ч']. (Звук [ч'] согласный, глухой, всегда мягкий.)
2) Знакомство с новой буквой.
– Покажите в алфавите букву, которая обозначает звук [ч'].
– Как она называется? (Это буква «Че».)
– Хором произнесем название буквы и запомним.
– Откройте учебник «Русская азбука» на с. 129 и обведите пальчиком эту букву. Почему их две? (Строчная и заглавная.)
– В каких случаях пишется заглавная буква Ч? (В начале предложения и в именах собственных.)
– На что похожа буква Ч? (Ответы детей.)
Да, вы правильно решили:Ч похожа на четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя.
– В какой домик на «ленте букв» нужно поселить эту букву? (В синий домик, так как она согласная.)
– На какой этаж? (На нижний, так как звук [ч'] глухой.)
– С каким новым звуком познакомились?
– Какой буквой обозначаем звук [ч'] на письме?
– Передвигаем стрелку волшебных часов дальше.
V. Физкультминутка.
(Выполнение подвижной физкультминутки под музыку песни «Чунга-Чанга», слова Ю. Энтина.)
– Как называется эта детская песенка?
– Назовите слова со звуком [ч']. (Чунга-Чанга, чудо.)
– Продвигаем стрелку
·дальше.
VI. Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой. («Читайка»)
1) Чтение слогов с новой буквой. Игра «Читаем по стрелке».
– Я хочу вам показать очень необычные часы. Что можно сделать с их помощью? (С помощью этих часов можно читать слоги.)
– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ)
– Хотя звук [ч'] всегда мягкий, но в слоге «ча» принято писать букву «а». В этом случае нельзя писать букву «я», так как звук [ч'] и так всегда мягкий.
– Читаем слоги из трех букв. (ЧАС, ЧОН, ЧУД, ЧИТ, ЧЕМ)
– Дополните слоги до слов. (Часовщик, часы, часовой, часто, чудо, чудеса, читатель, читать, чемпион, чемодан.)
2) Чтение слов и предложений с новой буквой.
а) Работа по картинке.
– Рассмотрите картинку на с. 128 – 129.
– Что изображено? (Ответы детей.).
– На ней изображены старинные приборы вычисления времени. Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Удобно ли было пользоваться такими часами? Они показывают время недостаточно точно и только в солнечные дни. Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы. (Показ песочных часов.) У таких часов должен постоянно дежурить человек. А какие еще есть часы?
– Чтение текста на с. 129 учителем.
– Я прочитаю вам текст, а вы внимательно слушайте и хлопните в ладоши, если услышите звук [ч'].
– О чем говорится в тексте?
– Значение каких слов вам непонятно?
– А где можно увидеть башенные часы? (Кремлевские куранты. Куранты – старинное название башенных часов с боем. Часы занимают 8-й, 9-й и 10-й этажи Спасской башни.)
– Прочитайте текст шепотом и подчеркните слияние ча. В каких словах?
– Зачем нужны часы человеку?
– Какое время всегда должны показывать часы? (Точное время.)
– Как можно озаглавить текст?
б) Выполнение заданий на с. 130.
– Чтение столбиков – слов с пометами (на доске).
– Читаем первый столбик слов.
– Что означает слово река? (Река – водный поток.) Что означает слово речка? (Речка – небольшая река.)
– Какие это слова? (Родственные, однокоренные слова.)
– Докажите свою точку зрения. (Близкие по смыслу и имеют общую часть.)
– Определите, от какого слова образовано слово речка? (От слова река.)
– При помощи какого суффикса образовано это слово? (Суффикса -к-.)
– Кто помнит значение этого суффикса? (Маленький.)
– К данным словам подберите слова – родственники. (Речной, реченька, речушка.)
– Читаем второй и третий столбики слов хором.
– Что можете сказать о словах в каждом столбике? (Родственные слова.)
– Какое значение придает суффикс – к – словам ? (Маленький.)
– Обратите внимание на слово ручка. Что еще так называют? (Ответы детей.)
– Каким словом является слово «Ручка»? (Многозначное слово.)
в) Чтение текста «Мы учимся».
– Прочитайте название текста. О чем пойдет речь в тексте?
– Я прочитаю вам текст, а вы определите, соответствует ли название содержанию прочитанного текста?
– Прочитаем текст хором и узнаем, чему учатся ребята.
– Чему учатся ребята на уроке чтения, математики, письма?
– Совпадают ли ваши школьные занятия с тем, что изучают дети? (Да.)
– Приближается Новый год. Что могли бы нарисовать эти ученики на уроке рисования? Какой рисунок подойдет к нашей теме урока? (Снегурочка, елочка, подарочки.) Продолжите рассказ.
– А что бы вы нарисовали? Я предлагаю вам нарисовать дома новогоднюю елочку в тетради.
– Прочитайте текст и карандашом подчеркните букву ч в словах, где она есть.
– Сколько раз встретилась буква ч?
– Прочитайте слова.
– Прочитаем хором первое предложение, дважды произнеся слова со звуком [ч'].
– Читаем второе предложение, пропуская слова со звуком [ч'].
– Двигаемся дальше со стрелкой.
VII. Физкультминутка.
– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.
VIII. Работа над выразительностью чтения. («Артистичная»)
– Чтобы получить подарки от Деда Мороза, что нужно ему рассказать?
– Послушайте выразительное чтение стихотворений о Новом годе. А вы, ребята, постарайтесь запомнить слова со звуком [ч'].
С. Михалков «Под Новый год»
Говорят: под Новый год,Что ни пожелается – Все всегда произойдет,Все всегда сбывается.Могут даже у ребят Сбыться все желания,Нужно, только, говорят,Приложить старания.Не лениться, не зеватьИ иметь терпение,И ученье не считатьЗа свое мучение.Говорят: под Новый год,Что ни пожелается –Все всегда произойдет,Все всегда сбывается.Как же нам не загадатьСкромное желание –На «отлично» выполнятьШкольные задания.
– Кто самый внимательный? Назовите слова со звуком [ч'].
– Спасибо, ребята! Я думаю, что если вы приложите все старания, желания обязательно сбудется
IX. Итог урока. («Итоговая».)
– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
– Охарактеризуйте новый звук.
X. Рефлексия. («Елочка настроения»)
– Наша елочка осталась не наряженной к Новому году. Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте ее на елочку.
– Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение. Синий цвет – грустное, тоскливое, печальное. (Украшают елочку выбранными елочными украшениями – шарами под песенку «Елочка, елка, лесной аромат».)
– Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Посмотрите, что это? Деду Морозу понравились ваши ответы, и он приготовил вам подарки. Вручение шоколадных Дедов Морозов.
– Спасибо за урок.
Заголовок 115