Статья о воспитании экологической культуры при работе с природным материалом


Воспитание экологической культуры у младших школьников на занятиях в творческом объединении «Мастерская природы».
Природа и люди одна из главных тем нынешней жизни и педагогики любого направления. Экология природы, экология культуры это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности.
Экологическое воспитание подразумевает бережное отношение и любви к природе. Но любить можно то, что знаешь и понимаешь.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. А почувствовав себя частицей прекрасной и вечной природы, они по-новому, более эмоционально, «сердечно» начинают воспринимать её, бережно к ней относятся. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования осознанного положительного отношения к окружающему миру.
Экологическое воспитание тесно связано с развитием «умных эмоций»: способности сочувствовать, удивляться, сопереживать, уметь видеть красоту окружающего мира и заботиться о нём, а значит и с созидательной деятельностью.
Содержание одноименной программы «Мастерская природы» нацелено на приобщение воспитанников к миру природы и искусства, общечеловеческим ценностям через их собственное творчество.
В программу включены разделы:
Знакомство с флористикой. (Выполнение аппликативных работ с помощью засушенных листьев и цветов).
Экопластика. (Изготовление поделок из шишек хвойных растений, желудей, скорлупп орех, камешков, ракушек).
Декорирование предметов быта природным материалом.
На протяжении всего курса обучения в нашем творческом объединении идёт непрерывное экологическое образование и воспитание.
В начале учебного года мы с детьми ходили на экскурсии в парки города, где собираем природный материал для поделок (листья, цветы, шишки, травы, ветки) и учимся соблюдать главный жизненный принцип "Не навреди!"
Ведь если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, берёзовую кору с поваленного дерева, а травы и цветы с корнем не вырывать!
Постепенно шаг за шагом, ребёнок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы.
Современные дети особенно в городах чаще всего окружены искусственными материалами, похожими на настоящие. Искусственные материалы в отличие от природных одинаковы при прикосновении, а детям необходимы ощущения вызванные именно природным материалом, ведь человек как биологический вид формировался в природной среде.
Поэтому неотъемлемой частью занятий является исследование материала.
Воспитанникам предлагается в форме игры (например "Чудесный мешочек" или "Волшебная шкатулка") опустить руку в мешочек и по ощущениям рассказать какой предмет там находится: гладкий, холодный, тяжёлый - камень, шершавая, колючая, легкая - шишка и др.Такие игры - исследования учат детей внимательно вглядываться в различные природные формы, развиваю наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности. Каждая поделка, сделанная воспитанником, получается выполнена в соавторстве с Природой. Так как изначальная готовая природная форма, цвет, фактура листьев, цветов, ракушек и камней помогают ребёнку придумать образ, композицию, остаётся только приклеить, соединить, убрать лишнее.
Важное место в экологическом воспитании детей занимает организация педагогического сотрудничества с родителями. Мы вместе собираем материал для поделок, мамы любят посещать занятия и мастерить вместе с детьми. Особенно любимы и популярны проводимые у нас конкурсы и викторины: "В гостях у Природы", "Загадки волшебницы Флоры", "Природа и творчество". На таких мероприятиях дети не только показывают свои знания, но и узнают много нового и интересного об окружающем мире.
Результат экологического воспитания культуры школьников на своих занятиях я наблюдаю течении всего года: отношение детей к природе стало более чутким и внимательным, в учебный и воспитательный процесс вовлечены родители, работы сделанные воспитанниками занимают призовые места на городских и республиканских мероприятиях: конкурсы "Зелёная планета", "Зеркало природы" и др.
Всё это приобретает особый смысл и заставляет детей и взрослых о своём поведении по отношению к окружающей среде.
Литература.
1. ж.Цветной мир
Природный материал и экопластика. №4 2008.