Комплексный подход при работе с природным материалом


Управление образования Администрации города Абакана
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Комплексный подход к использованию природного материала на занятиях в творческом объединении «Мастерская природы» с детьми с ограниченными возможностями
(Методические рекомендации)

Автор: Марьясова Н.В.
педагог дополнительного образования
центра детского творчества
г. Абакан
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщится к современной цивилизации, найти себя в жизни. Основными заболеваниями детей, которые приводят детей к инвалидности, являются присихические расстройства, расстройства поведения, болезни нервной системы и врожденные аномалии.
Все это отражает особенную категорию проблем детей-инвалидов: реабилитацию, социальную адаптацию.
Центр детского творчества г.Абакана на базе управления социальной поддержки населения организует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В реабилитационной комнате «Ладушки» дети от 6 до 12 лет занимаются декоративно-прикладным творчеством. Особую группу составляют дети, больные ДЦП (детский церебральный паралич) У таких детей, как правило, слабо развита мелкая моторика, подвижность кистей рук, затруднена координация движений, поэтому обучить их ручному труду очень проблематично. Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они тесно связаны с сенсорными расстройствами. Особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательное нарушение представляет собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования развития ребёнка.
Работа с природным материалом изначально несёт в себе оздоровительные силы природы. Ведь человек как биологический вид формировался в природной среде, поэтому нам всем, а прежде всего детям необходимы ощущения, вызванные именно этим материалом. Еловая и сосновая шишки, жёлуди, ракушки, скорлупки орехов могут служить отличным материалом для поделок и заодно развивать сенсорику ребёнка. Камешки разного размера и формы, плоды и семена, сухие листья – всё это материал для игр, украшений и создания разных фигурок, аппликаций, композиций. Любой природный материал имеет уже готовую форму, цвет, величину, что очень важно для детей с проблемами здоровья.
Главная цель занятий с природным материалом: развитие мелкой моторики, координации кистей рук, формирование положительной мотивации трудовой деятельности, обучение элементарным навыкам и умениям в изготовлении поделок из природного материала.
На своих занятиях в творческом объединении «Мастерская природы» я осуществляю комплексный подход к использованию природного материала:
- знакомство, исследование материалов
-игры и упражнения с природным материалом
-изготовление поделок из природного материала
Так при изучении темы: «Конструирование фигурок из сосновых шишек и жёлудей» я провожу игру «У медведя во бору»
Цель: Исследование, знакомство с сосновыми шишками, желудями, развитие способностей рук захватывать предметы.
Описание игры:
В комнате много больших мягких игрушек. Для этой игры в угол ставится медведь, возле него рассыпано много шишек. Педагог объявляет тему занятия и предлагает детям сходить в гости к медведю и пособирать шишки в коробки, но прежде чем положить шишку в коробку, детям предлагается зажать шишку в кулачок, покатать её между ладошками (самомассаж) При этом дети рассказывают какая шишка: колючая, твёрдая, большая, шершавая. Собранные шишки дети высыпают в большую коробку. После «экскурсии в бор» дети конструируют из собранных шишек и пластилина фигурки: зайчика, ёжика, совы (Приложение № 1).
Углублять познания об окружающем мире и знакомиться с дарами природы нам помогает игра «Найди домик семечку»
Цель: знакомство с семенами разных растений, развитие тонких движений пальцев.
Описание игры: детям раздаются коробочки, разделённые на несколько частей перегородками. В большой перегородке смешаны семена фасоли, арбуза, подсолнуха, тыквы. В маленьких перегородках лежат картинки с растениями этих семян. Педагог называет все семечки и показывает соответствующую картинку. Детям предлагается разложить семена в свои гнёздышки. После игры дети делают аппликацию из семян и пластилина «Домик». Все аппликативные работы с семенами и скорлупками в первый год обучения дети выполняют на пластилине – это легче, аккуратнее и быстрее, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Работа для них должна быть интересной, несложной и результат должен быть виден к концу занятия.
Следует помнить, что простейшее сжимание пальцев требует от ребёнка больного ДЦП больших усилий. Упражнения с зерном хорошо тренирует движения пальцев, а игра « Волшебные зёрнышки» стимулирует к дальнейшей трудовой деятельности (Приложение № 2).
Цель: развивать тактильную чувствительность пальцев, тренировать мышцы рук.
Описание игры:
На стульчик ставится большая коробка, наполовину заполненная зерном пшеницы. Педагог кладёт короткие веточки, маленькие конфеты. Дети по очереди опускают руки в коробку и ищут предмет. Перебирая пшеницу, у ребёнка тренируется вся рука, происходит самомассаж. После того, как все дети «порыбачили» и вытащили маленькие веточки, мы с помощью пластилина оклеиваем ими бутылочку из-под йогурта и перевязываем ленточкой. В маленькую вазу из веточек мы поставим подсолнухи, сделанные на следующем занятии. Перед выполнением детьми подсолнухов для вазы предлагается игра « Узоры».
Цель: развитие мелкой моторики, формирование понятия о узоре, о геометрических фигурах.
Описание работы:
Вместе с педагогом дети садятся на ковёр. Каждому даётся горстка семечек. Задание: выложить из семечек круг, треугольник, линию. В круге выложить цветок из семечек и т.д. Педагог показывает, что нужно делать, затем дети самостоятельно могут выкладывать. После игры дети делают подсолнухи. Им выдаются кружки, на которые нужно наклеить пластилин, затем семечки. Лепестки и стебелёк с листьями дети наклеивают с помощью педагога. В конце занятия дети ставят подсолнухи в свои вазы из веток (Приложение № 3).
Развивать тактильную чувствительность пальчиков и мелкую моторику помогает исследование камней в игре «Заколдованные игрушки»
Цель: Знакомство- исследование речных камней , развитие тактильной чувствительности пальцев.
Описание игры:
На маленький столик ставится таз с теплой водой, на дне которого лежит много разных камней. Педагог говорит детям, что когда-то в древности злая волшебница рассердилась на детей и превратила их игрушки в камни. А наша с вами задача вынуть камни из воды, высушить и «расколдовать», разрисовав камешек в рыбку, мышку, солнышко или выложить из них фигурки (Приложение № 4).
Дети, вынимая камешек из воды, рассказывают какой он: круглый, длинный, гладкий, шершавый, тяжелый (теплая вода согревает пальчики и обостряет тактильную чувствительность). Конструировать из камней фигурки нам помогает пластилин и картон. Знакомиться с дарами рек и морей дети продолжают в игре с ракушками «Подарок от русалочки»
Цель: знакомство с ракушками разных видов, развитие мелкой моторики.
Описание игры:
Педагог рассказывает детям что Русалочка прислала им посылку с ракушками для игры и для творчества (на столе стоит коробка, упакованная в красную бумагу и перевязанная ленточкой)
-Давайте распакуем посылку и посмотрим какие бывают ракушки. Дети вынимают ракушки из коробки, гладят их, рассматривают, прикладывают к уху. После знакомства и исследования дети отбирают себе для поделки мелкие фигурные ракушки и наклеивают на картонную рамку для фотографии.
На своих занятиях мы играем с разным природным материалом: абрикосовые косточки с помощью фантиков превращаются в конфеты, выкладывание фасоли на полу - в дорожку, по которой можно найти игрушку, сосновые шишки превращаются в маленьких ёжиков, которых мы собираем и кладём в коробку-«домик», на манке рисуем узоры, из ягод рябины делаем браслеты и бусы и т.д. Все игры и занятия в нашем творческом объединении направлены не только на развитие двигательных способностей больного ребёнка, но и на поднятие психо-эмоционального фона, снятие мышечного напряжения. Играя, дети привыкают учиться, общаться друг с другом. При выполнении детьми творческих заданий у них развивается и активизируется мышление, память, внимание, усидчивость.
На наших занятиях часто присутствуют родители, они тоже упражняются и занимаются творчеством, чтобы и в дальнейшем заниматься с ребенком в домашних условиях. Совместно с родителями проводятся мероприятия: конкурсы, викторины, утренники. Все это помогает в развитии и воспитании детей (Приложение № 5).
Дети, посещающие реабилитационную комнату «Ладушки» каждый год проходят медико-психологическую комиссию, после которой у многих детей отмечается улучшение. Так, Кузнецов Вадим после года занятий стал спокойнее, у него улучшилось настроение, сильнее стали ручки и ему рекомендовали посещать обычный детский сад. Пигорева Вера не разговаривала, была зажата и пуглива. Постепенно девочка начала называть предметы, смеяться, играть с детьми. У Коппель Ксении комиссия отметила улучшения. Ксюша стала спокойнее, у неё твёрже и сильнее стали движения рук. Сейчас она учится в школе. Многим детям рекомендовано постоянно посещать занятия. Следовательно, использование развивающих игр и упражнений на занятиях декоративно-прикладным творчеством даёт положительные результаты.


Использованная литература
Жукова О.В. Развитие ручной умелости – основа общего развития ребёнка// Коррекционно-развивающее образование № 6 2008
Косинова Е.М. Новые подходы к построению системы упражнений по развитию движений кистей рук//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 4 2009
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры
Ярославль «Академия развития 1997г
Рыжова Н.А. Природа глазами ребёнка//Цветной мир №4 2008г.
Список рекомендуемой литературы
Власова П.А. Социальная работа и социальная педагогика: опыт, проблемы, перспективы. Балашов-Николаев 2010г.
Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Москва «Академия» 2008г.
Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазия. Волгоград «Учитель» 2009г.