Конспект урока, презентация
Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «Школа 2100»)
Учитель: Рожкова Тамара Николаевна
Тема: Материки и океаны.
Цель для учителя:
- формирование у учащихся понятий «материки», «океаны», «части света»;
- создание условий для успешного осознания и осмысления новой учебной информации.
Цель для ученика:
- понимать и различать понятия «материки», «океаны», «части света»;
- организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и учителем;
- соотносить контуры материков и частей света с их изображением на физической карте полушарий.
Планируемый результат:
- применять практически (на карте, глобусе) новые понятия.
Методы обучения: проблемный, деятельностный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
- учебник и рабочая тетрадь А. А. Вахрушев «Окружающий мир» (2ой класс)
- карта полушарий
- глобус
- таблица с названиями частей света, материков и океанов
- портреты мореплавателей (Джеймс Кук, Х. Колумб, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев)
- энциклопедия «Я познаю мир» география (3 шт.)
- макеты 3х кораблей
- песочные часы (3 шт.)
- карточки с заданиями
I. Организационный момент
С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
У нас любимый начинается урок.
II. Актуализация знаний
Мы работать будем в группах.
Работа в группах.
Правила по работе в группах:
1. Выбор капитана (которого слушают все беспрекословно!).
2. Выбор докладчиков на каждый вопрос.
3.Капитан должен так распределить работу членов команды, чтобы в группе одновременно могли работать над всеми вопросами.
4. Самое главное! Бунт на корабле не поднимать!
сохранение морской дружбы и дисциплины).
У каждой группы есть схема-загадка. Придумайте к этой схеме загадку-описание? Используйте ключевые слова: ось вращения, меридианы, параллели, полюса. Что объединяет эти слова? В каких ситуациях нам пригодится такое ориентирование? Давайте и мы отправимся в путешествие на корабле. В любом плавании нужно вести бортовой журнал, где необходимо фиксировать наблюдения.
Будем двигаться влево, начиная с западного полушария .перечислите названия географических объектов ,с которыми вы встретитесь.
1 группа:
Атлантический океан
Северная Америка
Южная Америка
Тихий океан
Евразия
Австралия
Индийский океан
Африка.
2 группа:
Атлантический океан
Южная Америка
Тихий океан
Австралия
Индийский океан
Африка
3.Создание проблемной ситуации:
На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши ?
- Где это можно наглядно увидеть? (глобус, физическая карта)
- На карте полушарий мы видим большие участки суши.
Опишите участки воды и суши. Какое общее название они имеют?
- Можем мы ответить на вопрос, откуда они появились и как они называются, кто их открыл? (нет, не можем)
- Для этого мы с вами отправимся в путешествие, чтобы ответить на эти вопросы.
4. Открытие новых знаний.
- Когда-то давным - давно, около 250 млн. лет назад, на нашей планете был только один супербольшой участок суши - Пангея, и омывался он одним огромным древним океаном, который носил название - Панталасса и занимал всё остальное пространство на земном шаре (на доске - модель древнего океана и суши). Но примерно через 200 млн. лет в результате природных изменений этот огромный участок суши раскололся на несколько очень больших и маленьких частей. И сейчас они перед нами на карте полушарий.
- Кто из вас, ребята, уже сейчас может сказать, как называются эти большие участки суши (показ на карте) – найдутся дети, которые уже знают, что это материки. Проверим ваше предположение по учебнику стр.96.Мы нашли нужную информацию?
Огромные участки суши называются материками. Всего материков – шесть. Все ли материки нам встречались? Мы не встретили Антарктиду.
СЛАЙД: МАТЕРИКИ
- Что окружает материки со всех сторон? (вода) – найдутся дети, которые ответят, что это океаны.Все ли океаны мы пересекли? Мы не встретили Северный Ледовитый океан.
СЛАЙД: ОКЕАНЫ
- Тогда как называются маленькие участки суши, окруженные со всех сторон водой? (острова) – найдутся дети, которые ответят что это острова.
- Исторические области Земли, включающие большие участки суши с соседними островами, получили название части света.
СЛАЙД: ЧАСТИ СВЕТА
- Сколько материков на Земле? (название и показ на карте)
- Сколько океанов на Земле? (название и показ на карте)
5. Выход из затруднения:
- А сколько частей света на Земле? (не знаем)
- Для этого мы сейчас и отправимся в путешествие по частям света. Сначала наше путешествие будет проходить по суше: мы узнаем ближайшие к нам части света.
СЛАЙД: ЧАСТИ СВЕТА
(Европа, Азия, Африка). По ходу путешествия мы с вами будем заполнять таблицу «Части света»
СЛАЙД: ТАБЛИЦА.
Учебник стр. 97
- Какие части света мы с вами можем назвать по этой карте? (Европа, Азия, Африка)
- Далеко или близко они расположены друг от друга? (недалеко, всего одно море)
- Почему тогда они были открыты раньше других? (близкое расположение друг к другу)
- Если соединить Европу и Азию, какое слово получится? ( Евразия)
- Занесем в таблицу эти сведения.
- Следующая часть света какая? (Африка)
- А есть материк с таким названием?
- Занесем эти сведения в таблицу.
- А следующие части света откроете вы сами, отправляясь к ним на кораблях. СЛАЙД: КОРАБЛИ:
Физкультминутка.
Путешествуя по материкам и океанам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево, (Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют (Машут руками)
Деревья - великаны
Ветками качают.
Нас снова ждут всех знаний - корабли
Исследователи вновь в пути!
6.Самостоятельное применение знаний
(работа в группах)
- Каждая группа получает 3 задания. На работу отводится 10 минут. Вы можете пользоваться энциклопедиями, учебниками, картами. Боцманы следят за часами.
- Капитаны получают карты и отправляются в путешествие.
Учитель по ходу корректирует, направляет работу в группах.
Ответы команд (по ходу заполняется таблицы частей света, выставляются портреты мореплавателей)
7. Первичное закрепление.
Проверим наших моряков – путешественников, что они запомнили из своего путешествия.
- Назовите и покажите части света.
- Назовите и покажите материки.
- Назовите и покажите океаны.
- Какой материк объединяет 2 части света?
- Какая часть света состоит из 2х материков?
- В какой части света мы живем?
- На каком материке?
VII. Самостоятельная работа.
8.Рефлексия работы в группах:
- Понравилось путешествовать?
- Дружная была команда?
- Все удалось выполнить?
- Оцените работу своей группы. Если всё получилось, у корабля алые паруса, а если не всё получилось, то остаются белыми.
9.Итог урока, домашнее задание.
- Что нового для себя открыли на уроке?
- Что для вас было самым интересным?
- Что для вас было самым трудным?
- Для чего нужны знания о частях света, материках и океанах?
- Домашнее задание: - 3е задание (для всех): тетрадь стр. По желанию листок для любознательных.
31 № 2.
15