Урок внеклассного чтения.В мире музыки.Г.Цыферов Тайна запечного сверчка
Тема: В мире музыки.Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка» (отрывки)
Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия мира, познавательного интереса; познакомить с творчеством В.А. Моцарта;
обогащать и расширять словарный запас учащихся; прививать любовь к прекрасному – музыке; воспитывать уважение к творчеству выдающихся композиторов. Урок внеклассного чтенияТип урока: устный журнал Оборудование: слайды из жизни В.А. Моцарта, портрет композитора, музыка Моцарта.
Ход урока
1. Орг. Момент Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем, Урок чтения начнём.2. Сообщение темы и задач урока - Сегодня мы с вами поговорим о музыке, познакомимся с творчеством выдающего композитора. Урок наш будет построен в виде устного журнала.3. Мотивация учебной деятельности Эпиграф « Музыка – это предмет, доставляющий человеку удовольствие и наслаждение» Я. А. Каменский.Ассоциирование Открываем первую страничку журнала. - Что представляете, когда слышите слово музыка?- Нравится ли вам слушать музыку?- Какую музыку вы любите слушать?-Какие чувства вызывает у вас музыка?-Влияет ли музыка на ваше настроение? 4. Изучение темы Знакомство с творчеством композитора .Ученик. Г. Цыферов « Тайна запечного сверчка» Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта.
Я слушал музыку и вдруг представил себе старый Зальцбург родину композитора
. Музыка
Я слушаю ту старинную музыку, и, как наяву, предстаёт перед моими глазами и маленький старый домик, и сам маэстрино весёлый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение!..
Я расскажу тебе, мой читатель, о жизни маленького Моцарта.
И если кто-нибудь скажет, что в моих рассказах больше выдумки, чем правды, я отвечу: «Что ж, а музыка Моцарта, разве она не сказочное чудо?!»
Ученик. «О Зальцбурге и некоторых обстоятельствах рождения нашего героя»
В славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий пел и каждый четвёртый обязательно играл на музыкальном инструменте.
приплясывать, стараясь закружить в весёлом танце пролетающие мимо лёгкие облака!
Вот в один из таких дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.
Судьба, лениво листающая страницы зальцбургской жизни, вдруг остановилась и, сказав «ах!», нежно коснулась рукой колыбели новорождённого: «Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!»
Правда, в тот день никто на зальцбуржцев и не подозревал об этом. По-прежнему они пели, плясали, играли, и лишь отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт, счастливо вздохнув, задумался: «А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплётчиком, как все Моцарты, иль, подобно мне, отдаст своё сердце музыке?! Кто знает?..»
И пока всё здесь пребывает в счастливой неизвестности, мы перейдём к следующей главе.
Ну, конечно, маленький Моцарт стал музыкантом! Мы даже знаем сейчас тот счастливый день и час, когда это произошло. Среди многих записей старшого Моцарта есть такие волшебные строчки: «Этот менуэт и трио Вольфганггерль выучил 20 января 1761 года и половине десятого вечера в возрасте четырёх лет за день до своего рождения.Сценка.Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
Ты так замечательно играешь! сказал он юному музыканту. Мне никогда так не научиться...
Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...
Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...
Вот это да! восхитился малыш. Наверно, писать стихи очень трудно?
Да нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.
5. Физ. Минутка.6. Речевая разминка
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
Чтение шепотом
Чтение с помехами
Коллективное чтение
Парное чтение
7. Работа над текстом «О сказочной тайне маленького Моцарта» (Учебник страница 60-61)
Чтение шепотом
-Какие слова в тексте были непонятны?
Чтение учителем
-О чём рассказ?
Работа над содержанием
-О чём подумал Вольфганг услышав странный звук? -Кого же увидел маленький Моцарт?- О чём говорили между собой сверчок и мальчик?-Какие звуки издавала скрипка?-За что сверчок пристыдил Вольфганга? - Как вы думаете, зачем сверчок пришёл к маленькому Моцарту?
Работа над выразительностью чтения
Чтение учителем с прерыванием
Чтение в паре
Чтение по ролям - в диалоге
Словесное рисование
8.Физ. Минутка9.Обобщение и систематизация знаний
Работа над текстом Д. Шостаковича «Мир музыки»
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Представим, что из жизни человека ушла музыка. Насколько беднее стал бы мир! Он лишился бы прекрасного своеобразного, который помогает людям лучше понимать друг друга. Если хочешь полюбить и понять музыку, слушай её внимательно. Постепенно научишься отличать хорошее от плохого. Так у тебя появится хороший вкус.
Беседа
- Что вы узнали о музыке из рассказа Д. Шостаковича?
- Как нужно слушать музыку?
10. Итоги урока
-Чему был посвящён наш урок?-Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл сказанного автором? -Какие выводы для себя сделали?
11. Д/з 12. Рефлексия -Когда мы читали сказочную тайну в рассказе Маленький Сверчок сыграл волшебную мелодию. Предлагаю вам прослушать эту мелодию.
15