Методические материалы по комплексному сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения

Всероссийский фестиваль педагогического творчества


Министерство образования и науки Пермского края
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Пермский техникум
промышленных и информационных технологий»
(структурное подразделение для обучения лиц с ОВЗ)





Номинация:

Коррекционная и специальная педагогика




Методические материалы по комплексному сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения










Подготовила: Окунева Нина Ивановна – ответственный за коррекционную работу в структурном подразделении КГА ПОУ «ПТПИТ»





город Пермь, 2015 год



Тема: «Комплексное сопровождение лиц с ОВЗ в процессе профессионального обучения»



МИССИЯ:

Комплексное сопровождение и обеспечение профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, как условие успешной социализации



ЦЕЛЬ:


Создание специальных условий для формирования личности обучающегося, способной к самореализации и успешной адаптации в социуме через профессиональное самоопределение.

ЗАДАЧИ:


Создание в структурном подразделении условий, направленных на профилактику физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов обучающихся.

Координация усилий специалистов по выявлению и учету обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Изучение личности учащегося, выявление его способностей, резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы и комплекса сопровождающих мероприятий.

Формирование положительной установки на успех в условиях интегрированного обучения подростков с различным уровнем физического и умственного развития.


Приходится констатировать факт непрерывного роста количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. В связи с этим важной государственной задачей является создание для них специальных условий обучения, профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства, направленных на компенсацию пробелов в их общеличностном развитии и обеспечении необходимых предпосылок для профессиональной и социальной адаптации и интеграции в общество.
Опираясь на Российское законодательство, провозглашающее право каждого ребенка, в том числе имеющего умственный или физический недостаток, на получение общего и профессионального образования и на «Концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья», при КГА ПОУ «ПТПИТ» организовано структурное подразделение для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи структурного подразделения:
Создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы (профессиональной подготовки).
Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям.
Коррекция нарушений развития и социальная адаптация на основе специальных педагогических подходов.
Основные направления деятельности структурного подразделения:
Организация профессионального обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического, физического и психического здоровья.
Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.
Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
Оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

В структурном подразделении проводится подготовительная работа по комплектованию контингента:

Ежегодно определяется перспективная потребность в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и стойкими проблемами в обучении.
В рамках развития социального партнерства, с целью изучения передового опыта и внедрения его, проводится профориентационная работа с воспитанниками и выпускниками коррекционных образовательных учреждений г. Перми и Пермского края. Проводятся «Дни открытых дверей», организуются совместно с коррекционными школами «профессиональные пробы», педагогический коллектив совместно с обучающимися принимают участие в ежегодной краевой ярмарке «Образование и карьера».
Проводится количественный анализ приема нового контингента из коррекционных школ и классов города и края.


Для людей с нарушениями в интеллектуальном развитии основой социализации и интеграции в общество является трудовая деятельность.
Профессиональное образование лиц с ОВЗ представляет индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются:
Структурными особенностями дефекта психики
Сохранностью анализаторов, функций и систем организма
Ограничением трудоспособности
Условиями жизнедеятельности в образовательном учреждении и семье
Возможностями и готовностью окружающего социума и системы образования к выполнению требований по их социализации
Уровнем профессиональной компетенции педагогов и мастеров производственного обучения, психологов, социальных педагогов.

Специфические задачи трудовой подготовки вытекают из особенностей развития учащихся и определяют его направленность на компенсацию недостатков мыслительной и речевой деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы учащихся, самостоятельности и активности, взаимодействия с другими людьми. Общей особенностью учащихся при выполнении любого вида труда является то, что они недостаточно внимательно выслушивают инструкцию, хотят скорее начать действовать. У таких учащихся еще не выработана привычка к трудовому усилию, к организованности, к доведении начатой работы до конца. Дифференцированная моторика развита не достаточно и сочетается с общей физической ослабленностью, соматическими нарушениями и сложностями поведенческих реакций.
Представленная характеристика учащихся актуализирует важность и необходимость осуществления целого комплекса адаптационных задач в процессе профессиональной подготовки.
Для осуществления комплексного сопровождения и обеспечения профессионального образования, обучающихся дополнительно были подобраны соответствующие специалисты: врач-психиатр, клинический врач-психолог, врач-нарколог, реабилитолог, дефектолог (сурдопереводчик).
Руководство структурным подразделением осуществляется по следующим направлениям:
работа с педагогическим коллективом.
работа со специалистами.
организация контроля эффективности коррекционной деятельности.
работа с родителями.
социальное партнерство.

В Краевом государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Пермский техникум промышленных и информационных технологий» разработано положение «Об организации и проведении МПСПК
· медико-психолого-социально-педагогического консилиума» для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и лиц с ограниченными возможностями здоровья-выпускников коррекционных школ VII и VIII вида.
МПСПК рассматривается как одна из форм взаимодействия всех субъектов педагогической деятельности. Такое взаимодействие позволяет создать оптимальные условия для эффективного использования синтеза профессионального знания и опыта специалистов.
Данная форма работы коллектива специалистов структурного подразделения позволяет планировать и осуществлять единую стратегию деятельности по актуальным проблемам развития учащихся, ученического коллектива, всего педагогического коллектива и его структурных элементов (методических объединений преподавателей, мастеров п/о, совета специалистов и т. д.)

Консилиум позволяет:

Передать имеющуюся у специалистов профессиональную информацию о проблеме, вынесенной на обсуждение тем субъектам учебно-воспитательного процесса, которые обладают возможностями для продуктивного изменения ситуации;
Объективизировать собственную профессиональную позицию в оценке различных сторон обучения и поведения учащихся;
Выработать общий междисциплинарный язык обсуждения проблем и обрести опыт коллективной деятельности;
Объединить усилия специалистов-педагогов, медицинских работников, реабилитолога, социального педагога, психолога, педагога-организатора и других субъектов учебного процесса (мастеров п/о, родителей, представителей администрации, потенциальных работодателей ), заинтересованных в полноценном развитии учащихся;
Наметить конкретную программу деятельности и распределить обязанности субъектов учебно-воспитательного процесса по решению заявленной проблемы;
Координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в реализации совместной стратегии решения проблемы.

Цель консилиума: обеспечение диагностико – коррекционного, медико-социально - педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи консилиума:
Выявление и диагностика отклонений в развитии обучающихся
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов подростков
Создание условий для успешности профессионального образования учащихся
Выявление резервных возможностей развития личности

Основные функции медико-психолого-социально-педагогического консилиума:
информационно-аналитическая. Содержание данной функции заключается в организации и проведении комплексной диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, анализе диагностических материалов, информировании о результатах диагностической работы субъектов образовательного процесса, формирование банка данных на обучающихся, нуждающихся в комплексном сопровождении.
практическая, обеспечивающая разработку, реализацию и корректировку индивидуальных планов коррекции;
консультативная. Специалисты медико-психолого-социально-педагогического консилиума проводят консультации для всех субъектов образовательного процесса по вопросам образования, развития, социализации и интеграции подростков с ограниченным возможностями здоровья.
Повышение уровня квалификации специалистов медико-психолого-социально-педагогического консилиума осуществляется посредством методической функции.

Этапы работы консилиума
Работа консилиума осуществляется в несколько этапов:

Подготовительный, где осуществляется сбор и подготовка информации каждым участником консилиума.
Основной, то есть проведение заседания консилиума. Предметом обсуждения на консилиуме может быть проблема обучения и воспитания, актуальная для отдельного ученика, конкретной группы, всего коллектива учащихся структурного подразделения.
Реализации решений. На этом этапе специалистами проводятся мероприятия по оказанию помощи обучащимся, запланированные и предложенные на консилиуме. Используются индивидуально-ориентированные программы профессиональной помощи для учащихся или групп учащихся.
Контрольный, в ходе которого осуществляется постоянный анализ процесса эффективности деятельности по выполнению решения консилиума.

Обязательным в работе консилиума является информация о ходе выполнения решения предыдущего консилиума.
Деятельность консилиума планируется на период учебного года и реализуется в соответствии с планом.

Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности подростка, выявления актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей подростка, выборе дифференцированных педагогических приемов коррекционного воздействия, адекватных развитию подростка образовательных программ, разработке рекомендаций для преподавателя и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.
По итогам года проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается результативность проведенных коррекционных мероприятий в ходе профессионального обучения и социальной адаптации обучающихся и выпускников. Планируется работа на следующий учебный год.

По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:

Протоколы заседаний консилиума.
Диагностический пакет, в который входят:
- Индивидуальная карта учащегося
- Результаты обследования специалистов
- Характеристика из школы
- Представления мастера п/о на учащегося
Список обучающихся, находящихся на динамическом наблюдении и комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении по решению консилиума

Индивидуальный план коррекции и заключение о результативности
Карта динамического наблюдения обучающегося
Рекомендации специалистов родителям, преподавателям, мастерам п/о.
Анализ эффективности коррекционной работы всеми специалистами.


Основой политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является их реабилитация, позволяющая достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.






ПРИЛОЖЕНИЯ:


Планирование работы ответственного за коррекционную работу
План работы социально-педагогического консилиума
Список находящихся на динамическом наблюдении и сопровождении
Дневник динамического наблюдения обучающегося
Функциональные обязанности клинического психолога
Функциональные обязанности врача - психиатра
Перечень работы врача-реабилитолога
Протоколы Документы консилиума (файл PDF)

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315