Аналитическая справка по результатам проведения психолого-педагогической диагностики «Школа зверей».


Скрипец Ирина Владимировна педагог-психолог МБОУ «СОШ №2»
г. Мегиона ХМАО-ЮгрыАналитическая справка
по результатам психолого-педагогической диагностики
процесса адаптации обучающихся 1-х классов
Психолого-педагогическая диагностика процесса адаптации учащихся 1-х классов проводилась в период с 25 октября по 10 ноября 2014 учебного года.
Цель диагностической программы состояла в получении информации об особенностях развития эмоциональной сферы первоклассников в период прохождения адаптации, а также прогнозирование возможных трудностей и пути их коррекции.
Задачи диагностического исследования:
Проанализировать особенности эмоционально-личностной сферы обучающихся первых классов.
Выявить группу школьников, испытывающих трудности эмоционального и личностного плана.
Определение путей оказания помощи обучающимся испытывающим проблемы на этапе адаптации к условиям обучения.Диагностическая работа включает в себя:
Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассников в период прохождения адаптации (при использовании методики «Школа зверей»)
Диагностические методы: психологическая диагностика.
Контингент: обучающиеся 1а, 1б, 1в, 1г классов (78 учащихся)
Диагносты: педагог- психолог
Психологическое заключение диагностики особенностей
эмоционально-личностной сферы обучающихся первых классов.
На параллели 1-х классов было проведено исследование уровня прохождения адаптации учащихся. Целью, которого являлось выявление особенностей развития эмоциональной сферы первоклассников в период прохождения адаптации, а также прогнозирование возможных трудностей, и наметить пути их коррекции. При этом использовалась проективная методика «Школа зверей».
Количество обследованных учащихся – 78;
исследование проводилось педагогом-психологом Скрипец И.В.
Исследование предполагает интерпретацию детских рисунков в нескольких аспектах:
- тревожность;
- психологическая защита;
- самооценка: адекватная, низкая, завышенная;
- характер взаимоотношений с учителем;
- характер взаимоотношений со сверстниками;
- общее отношение к обучению в школе.
Результаты исследования:
Положительное отношение к учебной деятельности в целом наиболее высокие показатели отмечаются у 89 % учащихся (73 уч.)
Положительное восприятие сверстников, умение взаимодействовать с ними в процессе учебной деятельности проявляется у 76 учащихся (62 %);
Положительное восприятие педагога, включающее умение взаимодействовать в процессе учебной деятельности, выполнение его требований сформировано у 68 % учащихся (56 уч.);
Адекватная самооценка присутствует у 76 % (62 уч.), количество учащихся с завышенной самооценкой и заниженной самооценкой 10 % (8 уч.), и 10% (8 уч.) соответственно;
28 % учащихся (18 чел.) испытывают личностную и школьную тревожность;Психологическая защита может проявляться у 28 % первоклассников (18 уч.)
По результатам психологической диагностики с учащимися испытывающим различные проблемы эмоционального характера в прохождении адаптации проведена работа по направлениям:
- консультативная работа с родителями учащихся;
- групповая консультация для классных руководителей 1-х классов, на которой были обозначены имеющиеся проблемы и намечены пути их разрешения;
- обучающимся с повышенной тревожностью рекомендованы групповые занятия у психолога с целью коррекции личностной и эмоциональной сферы;
Результаты исследования личностных особенностей в период адаптации.
Таблица 1
класс Положительное отношение к сверстникам Положительное восприятие сверстников Восприятие учителя самооценка тревожность Психологическая защита

94 %
17 уч. 78 %
14 чел. 89 %
16 чел. Адекватная - 89 %
16 чел.
заниженная – 5.5% (1 чел.)
завышенная – 5.5%
(1 чел.) 44 %
8 чел. 17 %
3 чел.

82 %
18 чел. 77 %
17 чел. 54.5 %
12 чел. Адекватная - 59 %
13 чел.
заниженная – 14% (3 чел)
завышенная – 23 % (5 чел) 23 %
5 чел. 14 %
3 чел.

96 %
22 чел 78 %
18 чел. 61 %
14 чел.
Адекватная - 83 %
19 чел.
заниженная – 4% (1 чел)
завышенная – 13 % (3 чел) 52 %
12 чел. 30 %
5 чел.

84 %
16 чел. 68 %
13 чел. 74 %
14 чел. Адекватная - 84 %
16 чел.
заниженная – 10% (2 чел)
завышенная – 5 % (1 чел) 37 %
7 чел. 26 %
5 чел.
Итого по 1-м классам
89 %
73 чел. 76 %
62 чел. 68%
56 чел. Адекватная - 76 %
62 чел.
заниженная – 10% (8 чел)
завышенная – 10 % (8 чел) 28 %
18чел 28 %
18 чел.
Приложение
Проективная методика "Школа зверей"
(диагностика адаптации учащихся в школе)
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него мог возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши»
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно. расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция
Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте "х" или букву «я».
Инструкция
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своры им положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью п — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабым нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
б. Характер отношений между животным учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
Наиболее типичные рисунки
1. На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.
2. На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.
3. Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери все стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.
4. Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.
5. Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками.
Проведенные впоследствии наблюдения, беседы, анкетирование на степень адаптации к школе полностью подтвердили данные методики «Школы зверей». На их основе были разработаны и проведены тренинговые занятия, адаптационный курс для первоклассников. В результате проведенной работы многие проблемы детей были устранены.
Таким образом, проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.