Методическая разработка по математике «Online-консультации как одна из форм подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена по математике»

«Online-консультации как одна из форм подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена по математике»
1.Цели и задачи проекта.
Цель: Повышение уровня знаний и качества обучения учащихся. Задачи:
расширение предметных знаний, закрепление умения применять методы различных наук, осмысливать связи и отношения в объектах изучения;
развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать;
формирование междисциплинарной сопряженности, активизация творческой деятельности учащихся;
повышение уровня информационно-коммуникативной компетентности школьников;
развитие умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, формирование навыков коллективной работы.
2. Актуальность проекта.
Новые целевые ориентиры, отражённые в государственных образовательных стандартах, в образовательной программе гимназии побуждают учителя к педагогическому осмыслению новых задач и применению системы инноваций
в организации личностно-ориентированного образовательного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий;
в организации образовательного мониторинга, контроля и самоконтроля, уровня общения, новых подходов к оценке результата;
в создании технически оснащённого образовательного пространства с укреплением взаимодействия его субъектов.
Для достижения нового качества образования в гимназии используются инновационные подходы к обучению и изменению контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание качества образования выступает как мера соответствия достигаемого образовательного результата ожиданиям (запросам) личности, общества, государства. В соответствии с новым пониманием качества меняются и цели образования: переход от исключительного знаниевой парадигмы к компетентностной и личноразвивающей, изменение системы межличностных отношений в направлении от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Обучение в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности. В настоящее время использование ИКТ в образовании - это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Именно возможности глобальной сети Интернет сегодня могут стать базой и полигоном педагогики сотрудничества для моделирования общественных и межличностных отношений в условиях, максимально приближенных к действительности.
Стоит лишь внимательно проанализировать ценностные приоритеты молодежи, как сразу станет понятным, что Интернет сегодня с успехом может объединить мальчишек и девчонок на созидательный творческий поиск. Кроме того, современные компьютерные технологии способны сделать процесс образования более увлекательным и продуктивным. И неправда, что они используют телефоны и компьютеры только для игр и развлечений. Есть и такие, но в основном ребята с жадностью осваивают все новые и новые возможности своего компьютера.
Интернет содержит в публичном доступе ряд ценнейших первоисточников - электронные библиотеки, музеи, периодику, тематические подборки материалов, профессиональные справочники, словари, клубы по интересам. Начала компьютерной грамотности сейчас немыслимы без наглядной демонстрации и освоения приемов доступа в Сеть, поиска информации, работы с электронной почтой и средствами персональных коммуникаций.
Различные аспекты использования сети Internet, а также сетевые формы взаимодействия в сети Internet представляют немалый интерес для всех специалистов, профессионально работающих с детьми.
Одна из форм сетевой технологии может быть успешно использована и в школьном образовательном пространстве для организации виртуальных консультаций с учащимися по различным предметам как в рамках подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, так и при освоении текущего программного материала.
Преимущества Интернет - консультаций:
Новый вид on-line- консультаций
удобен для тех учащихся, кто:
Привык работать в Интернете.
Кому нужна квалифицированная помощь, но нет возможности или времени лично встретиться с учителем.
экономит время
Не выходя из дома, можно получать индивидуальные консультации учителя через видео связь в режиме реального времени.
Возможность получать консультации, уроки в любое удобное для учителя и учащихся время (по взаимному согласованию)
удобен при передачи данных
При объяснении материала учитель может пересылать учащимся текстовые, графические, видеофайлы за достаточно быстрый промежуток времени.
может использовать видео и голосовую связь
Возможность видеть и слышать учителя, кроме того, возможность видеть и слышать друг друга в прямом эфире, в реальном времени. Для этого необходимо приобрести вебкамеру и микрофон (если нет предустановленных на вашем компьютере).
доступен для широкого круга пользователей
вызывает большой интерес у старшеклассников, становится доступным для учащихся с ограниченными возможностями или находящимися на индивидуальном обучении.
В 20013/14 уч.г. мною апробировано на практике использование возможностей сети Интернет для организации консультативных занятий по математике с учащимися 11 класса как один из способов подготовки к ЕГЭ. Интернет-консультации для групповых занятий проходили в режиме Конференции. Учащиеся могли свободно присоединяться к общению, входя в этот видеочат, опоздавшие в любое время могли включаться в работу. К этим консультациям присоединялись и учащиеся других школ.
В ходе консультаций разбирались конкретные примеры из частей В и С, обращалось внимание на типичные ошибки, допускаемые учащимися. Проведено 20 консультаций по темам: «Арифметические задачи в ЕГЭ», «Графики и диаграммы», «Геометрия и тригонометрия», «Задачи практического содержания», «Уравнения в ЕГЭ» и др.
Время проведения консультаций выбиралось вечернее, т.к. учащиеся 11 классов в это время уже свободны.
На сегодняшний день существует достаточное разнообразие форм подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ.



















Типы виртуальных консультаций:
Виртуальные консультации, как необходимый компонент занятия по подготовке школьников к ЕГЭ по математике, подразделяются на: базовые (по теоретическому материалу и решению типовых задач в виде слайд-лекций), консультации по возникающим у учащихся вопросам или затруднениям и консультации по результатам выполнения школьниками тренировочных заданий (индивидуальные и общеклассные).
Представление учебного материала во фрагментах слайд-лекций базовых консультаций не должно копировать изложение его в учебнике и должно удовлетворять требованиям: структурированности материала, записи (по возможности) на различных языках: вербальном, образном и символьном; лаконичности и точности формулировок; рациональности компоновки, компактности записей и рисунков; эстетичности оформления, использование различных шрифтов, цветов, штриховки и оттенков.
В качестве иллюстрации к сказанному можно привести один из фрагментов слайд-лекции:






































Наиболее трудоемкий процесс для учителя при организации такой формы взаимодействия с учащимися – отбор и методическая разработка тренировочных заданий для виртуальных занятий. К каждому заданию подбираются три основных типа эвристик:
1) «Повтори теорию!», представляющую собой структурированное изложение учебного материала, входящего в базис решения задания; 2) «Вспомни обобщенную схему решения!», ориентирующую на актуализацию обобщенной схемы решения типовых заданий, аналогичных рассматриваемому;
3) «Посмотри образец решения аналогичного задания!»
·, представляющую собой полное систематическое описание образца решения одного из заданий, аналогичных данному.
Пример 1. Найдите значение выражения 13EMBED Equation.31415, если 13EMBED Equation.31415.
Эвристика 1. «Повтори теорию!»
Свойства логарифмов:
13EMBED Equation.31415,
где a>0, b>0, c>0, c
·1.
13EMBED Equation.31415,
где a>0, n13EMBED Equation.31415, c>0, c
·1.



13EMBED Equation.31415, где a>0, b>0, c>0, c
·1.
13EMBED Equation.31415, где m
·0, b>0, c>0, c
·1.
13EMBED Equation.31415, где a>0, b>0, b
·1, c>0, c
·1.
13EMBED Equation.31415, где a>0, a
·1, b>0, b
·1.
13EMBED Equation.31415, где a>0, a
·1, b>0.


Эвристика 2. «Вспомни обобщенную схему решения!»
Обобщенная схема решения:
Используя свойства логарифмов (логарифм частного равен разности логарифмов, логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания), привести исходное выражение к виду, зависящему явно только от заданного выражения;
Подставить данное значение указанного выражения в полученное;
Выполнить вычисления.
Эвристика 3. «Посмотри образец решения аналогичного задания!»
Задание. Найдите значение выражения 13EMBED Equation.31415, если 13EMBED Equation.31415.
Решение: Используем свойство логарифма произведения 13EMBED Equation.31415, где a>0, b>0, c>0, c
·1
и, зная, что 13EMBED Equation.31415, получим
13EMBED Equation.31415.
Подставим заданное значение 13EMBED Equation.31415 в полученное выражение, выполним необходимые вычисления и получим 13EMBED Equation.31415.


Конспект занятия с использованием интернет-конференции.

Учитель– Крутько Наталья Анатольевна, учитель математики
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7», город Арсеньев
Предмет - Алгебра и начала анализа
Класс –11-А и 11-Б
Тема – Решение заданий части В5 ЕГЭ по математике
Учебно-методическое обеспечение: портал «Сеть творческих учителей», сообщество учителей математики, ориентированное на подготовку к ЕГЭ.( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), сайт «Открытый банк задач ЕГЭ по математике, 2010 » [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Время реализации занятий – 45 минут
Оборудование и материалы: компьютер, интернет.
Медиапродукт: М-Агент, конференция.

Краткий конспект занятия

Тип

Комбинированный

Цель

Отработка навыков решения задач части «В5», углубление, обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний.

Задачи

1. Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы.
2. Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями, для их применения в нестандартной ситуации.
3. Развивать у учащихся математическое мышление (умение выделять существенные признаки и делать обобщения).
4. Развивать у учащихся навыки творческого подхода к решению задач.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока
умение пользоваться опорными знаниями, для их применения в нестандартной ситуации;
умение выделять существенные признаки и делать обобщения;
навыки творческого подхода к решению задач практического содержания

Ход и содержание занятия

I этап –Разбор типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении части «В5»
II этап – Актуализация знаний (повторение теоретического материала).
III этап –Все прототипы заданий части В5 (18 задач)
IV этап – Решение задачи о фирмах перевозчиках
V этап –Решение задачи о тарифных планах
VI этап – Решение задачи о заказе стекол
VII этап – Самостоятельное решение задач части В5 ( № 5383, № 26672, № 5467)
VIII этап – подведение итогов занятия, рефлексия

Рефлексия деятельности

Что нового вы узнали на занятии?
Чему вы научились?
Какое у вас настроение в конце занятия?
Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?

Домашнее задание

Открытый банк задач, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Решить часть «В5» , 10 задач.

Описание мультимедийных компонентов

Форма
Работа в режиме интернет-конференции

Технические данные
Компьютер

Вид ресурса
Интернет

Цели, задачи дидактического материала
Наглядное сопровождение занятия

Содержание дидактического материала
Слайд 1: тема занятия, ссылка в интернете.
Слайды 2-3: разбор задачи В5, (задача о фирмах перевозчиках);
Слайды 4-5: решение задачи В5, (задача о тарифных планах);
Слайды 6-8: задача В5, (задача о заказе стекол);
Слайд 9: задача типа В5, (Самостоятельная работа);
Слайды 10: задача типа В5, (ответы к самостоятельной работе)
Слайд 12: литература, ссылки на прохождение тестов режиме онлайн.





В интернет-консультациях принимало участие 45 учащихся гимназии. В результате все одиннадцатиклассники гимназии справились с ответственным экзаменом и сдали ЕГЭ по математике. При минимальном пороге в 21 балл, установленном Рособрнадзором, в гимназии средний балл составил 45,0. 

Усилиями одного педагога крайне сложно разработать весь методический пакет заданий для подготовки старшеклассников к успешной сдачи ЕГЭ. Поэтому границы данного проекта целесообразно расширить, привлечь к его реализации высококвалифицированных учителей математики гимназии, города.
Реализация данного сетевого проекта предполагает наличие некоторого ресурсного (тьюторского) центра, обладающего всеми необходимыми педагогическими, технологическими и методическими ресурсами для достижения поставленных образовательных целей.


Литература

Задачи для решения взяты из открытого банка задач по математике ЕГЭ-2010. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Максим Игоревич Фокеев "ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ  К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ  НА БАЗЕ ВИРТУАЛЬНОГО КЛАССА", Саранск, 2009 г.
3) /distant.ioso.ru Сетевые профессиональные сообщества учителей
Владимирова Людмила Павловна, н.с. лаборатории ДО ИСМО РАО
4) http://orel.rsl.ru - Открытые электронные ресурсы Российской государственной библиотеки
5) http://www.rvb.ru - Российская Виртуальная библиотека
6) http://www.harward.edu - Гарвардский университет
7) http://www.ed.gov/index.jsp - Департамент образования Правительства США
8) http://www.msu.ru - Московский Государственный университет
9) http://www.ya.ru - Поисковая система "Яндекс"
10) http://www.yandex.ru - Универсальный портал "Яндекс"
11) http://www.aboutstudy.ru/ - Обучение.Ру
12) http://ypok.ru - Урок.Ру
13)http://www.boom.ru - Бесплатный публичный хостинг Mail.Ru
14) http://www.ed.gov.ru/ - Министерство Образования РФ

















Внеурочные:

- консультации;
- факультативные
занятия;
- элективные
курсы
и др.

Самоподготовка

Виртуальные консультации

Курсы подготовки к ЕГЭ при вузах

Урочные:

- устные опросы;
- решение
заданий, аналогичных ЕГЭ;
- обобщающее,
заключительное
повторение
и др.

Школьные

Занятия с репетитором

Внешкольные

Многообразие форм подготовки школьников к итоговой аттестации по математике


Этапы
организации виртуального занятия по подготовке школьников к ЕГЭ по математике

I. Объективация:
подключение, регистрация, приветствие, общение и др.

IV. Конференция:
общение, обсуждение проблемных вопросов, рефлексия, и др.

II. Консультация:
актуализация необходимых знаний, ответы на вопросы, диагностическое тестирование и др.

III. Тест-тренинг:
выполнение тренировочных заданий основных типов КИМов с педагогической поддержкой.



Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native