Урок русской литературы в 5 классе по программе RWCT (чтение с остановками). Тема: Е.С. Тургенов. Рассказ Воробей.


Урок литературы в 5 классе по
программе RWCТ
(ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ )
ТЕМА:

И. С. ТУРГЕНЕВ . РАССКАЗ « Воробей»


Учитель: Ешимишева К.С.
АНГАРСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Тема урока: И.С. Тургенев. Рассказ «Воробей»

Цель урока : 1. Знакомство с текстом. Развивать речевые навыки.
2. Умение сопереживать с автором.
3. Воспитывать бережное отношение к животному
миру и птицам.

4 . Развивать критическое мышление, речь.

Эпиграф: « Любовью держится и движется жизнь.....»
Методические приемы : Направленное чтение, работа в группах, в паре, индивидуальная работа, метод ассоциации, Эссе, Авторский стул, прогнозирование.
Оборудование: тексты, кубик с пословицами и поговорками, портрет писателя, бумага, маркеры, иллюстрации по теме.
Ожидаемый результат: - Осмысление текста.
- Определить идею текста.
- Дети будут сопереживать вместе с автором.
- Развивать критерий мышления и речь.
- Работая в группах, будут уважать мнения других.
- Научатся бережно относится к птицам.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Санитарный режим.
Требования к уроку.
Знать: Уметь:
Знать содержание текста.Работать с текстом,
Знать героев.Давать характеристики.
Уметь давать полные ответы.

Побуждение интереса. (5 мин)
Мозговая атака через ассоциации.
Составление кластера.
беззащитныймаленький
3608070393702402705253365Воробей
Воробей
2129993127743
18770742132653919382125716юркийсеренький
314166915223836085971519682460733151968
выносливыйхрабрый, смелый
способность жертвовать собой ради птенца
Осмысление текста (15 мин). ( чтение с остановками).
Часть текста читается. Вопросы:
А) что мы увидели, услышали? ( крадется, шорох, шепот и т. б.)
Прогнозирование: О чем речь пойдет дальше, во второй части ( увидит воробья, может быть и съест и т. б.)
Б) Чтение 2- части текста.
1. Совпали ли ваши ответы, ожидали ли вы такого поступка от воробья?
2. Что вас поразило, удивило, восхитило?
3. Прогнозирование 3- части.
А) Как поступит Трезор? Испугается ли воробей, ведь перед ним сила (зубастая пасть Трезора).
4. Написать эссе по возможному финалу ( учащиеся сами пишут концовку рассказа).
5. Теперь дети прочитали свое сочинение и сопоставили концовку, делаем соответственные выводы с оригиналом ( что совпало? )
Вопросы: а) Оправдались ли ваши прогнозы?
Б) Как такой маленький воробей противостоит такой огромной силе?
В) Какова основная идея текста? ( любовь сильнее страха и движет всем….)
Г) Как тема любви связана с основной идеей рассказа?
1. ( Ради любви пойдёшь на всякую жертву.)
2. ( Любовью держится и движется наша жизнь).
Рефлексия ( кубизм.)
Бросается кубик с пословицами.
а) пословицы проанализировать, а затем написать сочинение- эссе.
1. На какие размышления наводит рассказ « Воробей»
2. Работа в группах ( лучшие работы).
3. Авторский стул.
Итог: Фидбек (обратная связь).
а) О чем заставил задуматься рассказ Тургенева « Воробей».
б) Что ты расскажешь сегодня родителям, например, маме?
Домашнее задание:
а) написать свой рассказ, как творческую работу.
б) составить пятистишие о воробье.
в) нарисовать воробья из текста.
Воробей.
Первая остановка.
Я возвращался с охоты и шел по алее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.
Я глянул вдоль аллеи - и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Вторая остановка.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти.
Третья остановка.
Он ринулся спасаться , он заслонил собою своё детище…. он жертвовал собою.
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.