Разработка урока ко Дню Знаний на тему: Великая история — Великая Держава 
День знаний
Тема: Великая история – Великая Держава
Клюева Людмила Александровна
Цели:
 развивать познавательный интерес к своей Родине; 
дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; 
воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: 
изображения флага и герба России;
монета с изображением герба;
текст и музыка гимна;
пословицы о Родине;
карта России;
кроссворд;
ветка березы;
мультимедийная презентация
видеоклипы
                          
Ход урока.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. 
Актуализация знаний.
    Здравствуйте, ребята. Поздравляю вас с Днём знаний.  Вот и снова наступил учебный год. Вы подросли, повзрослели. Я так рада встретиться снова с нами. Мы все снова вместе наша школьная семья.
Когда вы слышите слово семья, что представляете? Это всё дорогие для вас каждого слова. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, когда отгадаете загадки. А по первым буквам составьте слово. ( Запись на доске первых букв)
Течет, течет - не вытечет, 
Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)
Про какое дерево говорят: 
«Мерзнет, дрожит на ветру»? (Осина)
3.   Живет в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел.)                                                                                                                                                                                                                                                        
4.  Вежливое слово, когда вы сделали что – то не так. (Извините.)
5.   Круглая гора,
Что ни шаг,
То нора (Напёрсток)
6. Шапочка для лампочки (Абажур)
Какое слово получилось? 
Ученики. Получилось слово «Родина». 
Учитель. Правильно! Молодцы!
(Прикрепляется  слово «Родина» на доске.)
Так о чём пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. 
Прочитайте тему урока.
           2.Сообщение темы и целей урока
Тема нашего урока: Великая история – Великая Держава
Слайд
Послушайте стихотворение 3. Александровой. (Читает ученик)  (Слайд)
Ученик  Если скажут слово - Родина, 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот. 
У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной любимый  двор. 
В лужах первые кораблики, 
Над скакалкой топот ног, 
И большой соседней фабрики 
Громкий радостный гудок. 
Или степь от маков красная. 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!
Передадим сейчас веточку берёзы друг другу, а вы произнесите одно слово, которое олицетворяет для вас Родину.
(Леса, поля, луга, деревья, небо, облака, мой дом, мои родители, мои друзья и т. д.)Видеоклип «С чего начинается Родина»
О какой родине сейчас шла речь?
(Малая родина).
Работа в группах
Задание – провести конкурс рисунков «Моя малая родина» и представить лучшие работы с презентацией проекта
А какая Родина есть у нас ещё. (Это наша страна)
Как называется наша Родина?
 Россия или Российская Федерация.
Песня Россия - видеоклип
Учитель. (Слайд) 
Россия - самая большая страна на свете. Посмотрите  на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.  Границы России проходят и по суше, и по воде. 
На свете много разных стран,
Но есть одна страна: 
От белых льдов до тёплых рек 
Раскинулась она.
     Кто знает стихотворение о России?
Ученик  Россия… 
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа – 
Люблю тебя, моя Россия, 
За ясный свет твоих очей, 
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом РУСЬ.
А можно ли ещё,  как -  ни будь назвать Родину?
(Русь, Отечество, Держава)
Что обозначают эти слова?
Русь – большинство русских. Отечество – испокон веков живут наши отцы. Держава – могущественная.
Документальный фильм Россия - Великая держава
3. Работа над   понятиями, которые относятся к нашей большой Родине.
 (Слайд)
Учитель. Что являются символами каждой страны?
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в перевод означает знак, пароль, сигнал.
Ученик Имеет флаг, и гимн, и герб 
Российская держава. 
И, как и все символы, они 
Давайте рассмотрим герб нашей страны. (Слайд)
Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показывает монету.)  
В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб.
Что на нем изображено?
Ученик На герб посмотрим: здесь орел, 
Да не простой - двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый. 
В Европе с Азией страна 
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей, 
От запада к востоку. 
Вот и взирает птица-царь 
В две стороны внимательно: 
В порядке ль все, не шел, чтоб враг, 
Следит он обязательно.
 В руках держава, скипетр есть, 
Над главами - короны. 
И всадник на коне верхом, 
И змей, копьем сраженный.
Проект учеников о гербе
 Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.
  Крылья орла похожи солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. 
Учитель. Какой ещё важный символ нашего государства – флаг. (Слайд 6)
Ученик А флаг России - триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный - это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий - Украины цвет,
Белый - Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
Флаг нашей страны имеет свою историю. 
Проект учеников о флаге
(Слайд) Много веков  вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты.  На знамени изображали святых.
 (Слайд) Наш российский флаг - трехцветный. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Учитель: Ещё, какие символы государства вы знаете?
(Гимн.)
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.   
Ученик Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Учитель: Что такое гимн?
(Торжественная песня.)
Учитель: Как слушают гимн?
(Стоя.)
Встали все.
Видеоклип Гимн
Показ слайдов.  Страна Россия: флаг, герб, Москва, карта России. Липецк: флаг, герб, крупным планом липа, из которой появляется старичок – липовичок.
Учитель: Что вы увидели на экране, слушая гимн.
(Карту нашей Липецкой области, герб Липецка, основателя нашего города Петра Первого, дерево липу.)
Учитель: Какой же вывод можем сделать?
(Липецк для нас является нашей малой родиной.)
4.Немного истории
Учитель: Нашу Родину любили и защищали с древних времён. 
Показ слайдов
Фрагмент иконы «Битва новгородцев с Суздальцами». Знамёна XIV – XVI веков. Символизация цветов. Знамя Победы. Богатыри. Богатырское оружие. Александр Невский.
Ученик  5.Проект Александр Невский
    Александр Невский
Александр Ярославович Невский (1221-1263) — князь новгородский. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси.  
В первые годы своего княжения Александру Невскому пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей. 
Победа на Неве. Ледовое побоище 
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. Александр лично участвовал в битве. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
По возвращении с берегов Невы   Александр Невский был вынужден покинуть Новгород и уехать. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.  Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду. 
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. 
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
6.Итог классного часа. Рефлексия
Сочините синквейн о России
Видеоролик:  Это всё Россия
Учитель: Давайте попробуем составить портрет жителя России россиянина. Для этого на каждую букву слова россиянин необходимо
подобрать качество. 
Р(радостный)
О (отзывчивый)
С (справедливый)
С (симпатичный)
Я (яркий)
Н (надежный)
И (известный)
Н (нежный)