Конспект по литературе на тему Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Реальное и фантастическое в повести
Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Цели урока:
1). Образовательная: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством»; подвести к главной мысли произведения.
2). Развивающая: развить у учащихся культурологические и коммуникативные компетентности, навыки работы в творческих группах, умение находить информацию в различных источниках.
3). Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к национальным традициям; помочь определиться в нравственных ориентирах.
Оборудование:
- портрет Н.В.Гоголя
- мультимедийная презентация
- тест
- вопросы игры «Угадай-ка!»
Ход урока:
І. Организационный момент. Определение целей урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Цель нашего урока: проверить, насколько внимательными читателями вы были, насколько дружными вы можете быть, умеете ли вы работать с текстом; найти в произведении элементы сказки и реальное и выяснить, что же хотел автор донести до читателя своим произведением.
ІІ. Подготовка к восприятию темы.
Определение жанра повести: (Слайд №3)
- рассказ;
- повесть;
- сказка;
- сказочная повесть?
- К какому жанру можно отнести гоголевское произведение?
- Почему это повесть? (учащиеся вспоминают законы повести: достаточно большой объём произведения, несколько мест происходящих событий, несколько сюжетных линий, большое количество героев).
- Почему не просто повесть, а сказочная?
(есть элементы сказки: борьба добра-зла, сказочные герои, необыкновенные события). Слайд№4
- Давайте докажем, что это сказочная повесть:
1). Как раскрывается проблема добра и зла? Кто из героев олицетворяет добро, а кто - зло? (В повести две противоборствующие силы: простые люди и нечистая сила. Добро- Вакула, Оксана; Зло- Солоха, Чёрт; Пацюк – посредине. Сюжет строится на основе постоянной борьбы между двумя сторонами). Слайд№5
III. Проверка домашнего задания.
1 группа. Сказочные герои. Слайд№6
- Понаблюдайте над тем, как писатель изображает сказочных героев -ведьму, черта.
(Зачитать описание героев, их действия).
- Вызывают ли страх представители нечистой силы?
(Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. )- С чем связано обращение Гоголя к таким образам? (Со старинными поверьями).
Инд. работа со словом. Задание уч-ся из 1 группы – что такое поверье? Слайд№7
- Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил?
(В эту ночь злые силы, чувствуя приближение светлого праздника рождения Христа, стараются выместить свое зло на добрых людях.Черт и ведьма пытаются украсть месяц и звезды, чтобы испортить людям праздник.
Черт соблазняет людей легкой победой и богатством, чтобы заполучить их души, мстит Вакуле.
Ведьма преследует свои корыстные цели (прибрать к рукам богатства Чуба).
- Какие необычные события мы видим в повести? (Зачитывается текст) Слайды№8-10
(Чёрт крадёт месяц; ведьма летит; Вакула летит в Петербург на чёрте).
ВЫВОД 1 группы: в повести Гоголя много сказочного: необычные герои, события; извечная борьба добра и зла как традиционный приём построения сказки. Именно это позволяет сделать вывод, что повесть сказочная.
Домашняя работа 2 группы. Роль пейзажа в повести.
- Какую роль может играть пейзаж в художественном тексте?
- Обратимся к пейзажу в начале повести.(Читает учитель под музыку Римского-Корсакова «Ночь»). Слайд№11
- На что настраивает музыка Римского-Корсакова и такое описание природы? (торжественность, возвышенность, необычность событий подготавливает читателя к восприятию удивительных, интересных событий).
-Ребята, какие средства изобразительности использовал Николай Васильевич при описании ночи перед Рождеством? ( Находим олицетворение, эпитеты, метафору). Слайды№12-14
- Почему писатель использует в описание этой ночи так много средств художественной изобразительности? (Показать красоту украинской ночи, её необычность).
ВЫВОД 2 группы: Необычный пейзаж подсказывает необычные события в произведении, настраивает читателя на особое восприятие событий в повести. Также автор таким описанием природы передаёт свою любовь к родным местам, своё восхищение их красотой.
-А сейчас мы с вами встретим гостей (входят колядующие, поют песни).
Колядки: Слайд№15
1.Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко!
2.Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски!
3.Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
4.Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога — возьмем корову за рога!
Подашь пирога — будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
- Ребята, что вы сейчас услышали? (колядки)
Домашнее задание 3 группы. Обряды и традиции в повести.
(Колядки - общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название).- С каким праздником связаны колядки?
(Рождество - христианский праздник, День рождения Иисуса Христа. С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют "до и после Рождения Христова". Пение колядок являлось прославлением этого великого события, "первого в эре".
Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни-колядки.Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Поют чаще про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
- Колядование, праздник Рождество Христово – это соблюдение традиций, обряд, который приближает повесть к устному народному творчеству и в то же время – быту, жизни.
- Какой эпизод также является обрядовым? (Сватовство Вакулы).
Давайте посмотрим этот эпизод.(Инсценирование). Слайд№16
- Как же сватались? Что значит эта сцена?(соблюдались определённые правила, законы, которые направлены на уважительное отношение молодых к старшему поколению).
Вывод 3 группы: Итак, в повести Гоголя отражены традиции русского и украинского народов: христианский праздник – Рождество Христово, обряд сватовства.
Домашнее задание 4 группы. Главные герои. Деталь как средство характеристики героев. Оксана.
- А теперь обратимся к героям. Кто является главными героями? Они сказочные? (Нет, весьма реальные, со своими положительными и отрицательными качествами характера).
- Определите, кому принадлежат данные качества характера. Слайд №17
- Давайте понаблюдаем за героями в эпизоде.
(Инсценирование эпизода «Оксана перед зеркалом). Слайд №18-19
- Скажите, какую героиню сказки напоминает вам Оксана, любующаяся собой в зеркале?
(царица из сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
- Как этот эпизод, отдельные детали и другие эпизоды характеризуют героев?
(Оксана, обладающая удивительной внешней красотой только и делает, что любуется собой. Зеркало, черевички – детали, которые передают гордость, самовлюбленность, эгоизм героини. Она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши.
Вывод 4 группы: Автор не идеализирует свою героиню, наделяя её отрицательными качествами. Перед нами вполне реальный образ капризной красавицы.
Домашнее задание 5группы. Главные герои. Вакула.
- Что мы можем сказать о Вакуле? Слайд №20.
Вакула - простой казак, деревенский кузнец.
- Как характеризуют его некоторые детали: икона, сундук, лестница в Царском дворце, расписанная хата? Слайд №21.
(трудолюбие, мастерство, чистота души, любовь к прекрасному, вера в Бога, верность в любви, самоотверженность).
Вывод: В отличие от Оксаны, Вакула – положительный персонаж, но тоже вполне реальный.
- Хочется обратиться ещё к одному фрагменту повести - встрече Вакулы с запорожцами. Слайд №22
- Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?
- Какова манера их речи? (зачитать фрагмент)
(Фольклорные традиции проявляются и в портретах, и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).Вывод 5 группы: Итак, все названные герои нарисованы Гоголем очень правдиво. Он старается быть точным во всём: в описании внешности, нарядов, речи героев, наделяет их индивидуальными чертами.
IV. Словарная работа
- Особого внимания требует речь героев. Каких слов много в тексте? (украинизмов) Слайд№23
Задание: Переведите на русский язык украинские слова. Картинки – в помощь).Учитель: Во время работы над повестью Гоголь просил свою маменьку в письме: "Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель:Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и поэтому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно". С такой же просьбой он обращался к сестре и знакомым.
Гоголь создает специальный словарь редких, малоупотребительных слов, которые используются в его повестях и придают им неповторимый национальный колорит.
- С какой целью употребляет автор украинские слова и выражения в повести, написанной им на русском языке?
(Для создания неповторимого национального колорита, передать красоту украинской речи, создать атмосферу того времени).
Итак, сами герои, их внешность, речь выглядят вполне реально, жизненно.
Общий вывод: В повести Гоголя сказочное, фантастическое сочетается с реальным, жизненным: наряду с необычными героями и событиями мы видим быт украинского народа, знакомимся с его традициями, обрядами, особенностями украинской речи.- И последний вопрос: Для чего Гоголь создал такую повесть – только для развлечения читателя? Над чем заставляет автор нас задуматься?
Вопрос в помощь:
- Меняются ли герои? Кто именно? Где мы это видим?
(Герои эволюционируют – то есть постепенно развиваются, совершенствуются, изменяются в лучшую сторону. Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и кроткой. И на фоне просветленной души внешняя красота еще более расцветает. Она начинает понимать, что подлинная ценность - это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а "золото" души Вакулы - преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы.
Вывод:
- Каков нравственно-эстетический идеал Гоголя? Слайд 24.
(Гоголь - романтик хотел видеть любовь счастливой и взаимной, добро – всепобеждающим, гармония должна быть во внешней и внутренней красоте.Так Гоголь через орнамент национального быта подводит читателя к своему нравственному идеалу). V. Этап контроля.
Учитель: На такой оптимистичной ноте мы заканчиваем анализ повести, теперь вспомним отдельные эпизоды повести и проверим, насколько внимательно вы её прочитали.
1). Игра «Угадай-ка!» Эпизод «Визиты гостей к Солохе».
«Кто в мешке?» (по группам) Слайды 25-31
2). Отгадывание кроссворда (по группам) Слайд 32
VI. Рефлексия.
- Что повторили сегодня на уроке?
- Чему новому научились?
- Понравился ли урок? Что больше всего?
- Как чувствовали себя на уроке: комфортно или нет?
- Чему научила нас повесть Гоголя?
Домашнее задание: Слайд №33
Действие в повести разворачивается как в народном театре.
Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.
Какую роль выбрал бы для себя?