Основные направления и содержание коррекционно — развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.
Основные направления и содержание коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР в процессе обучения.
Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития позволили определить основные направления коррекционно-развивающей работы.
При определении цели и задач коррекционно-развивающего обучения необходимо исходить из той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачи, адекватные потенциальным возможностям детей с задержкой психического развития на данном этапе возрастного развития.
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется группой специалистов: учителем, психологом, дифектологом.
Учитель – реализует коррекционное направление в ходе индивидуального подхода к детям на уроке(при объяснении, закреплении учебного материала, а так же при оценке знаний учащихся).
Психолог – проводит диагностику с целью выявления нарушений психического развития ребёнка и определение его индивидуальных потребностей. Кроме того, психолог проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя.
Общие рекомендации к организации индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
Группы детей с задержкой психического развития комплектуются по сходству решаемых коррекционных задач.
Коррекционно-развивающее занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Продолжительность таких занятий в 1-2-х классах не должна превышать 15-20 минут, а в 3-4-х классах 35-40 минут.
Для данного направления работы характерны два типа занятий.
ПЕРВЫЙ ТИП ЗАНЯТИЙ: - использование средств искусства для коррекции поведения детей с задержкой психического развития.
Задачи этапа:
снять эмоциональную напряженность;
создать ситуацию успеха;
прививать младшим школьникам с задержкой психического развития новые формы поведения(умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);
дать возможность детям данной категории почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе;
воспитывать чувство прекрасного.
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема занятия.
Игровые графические упражнения: научиться проводить дугообразные и замкнутые линии.
Цель занятия: развивать моторику руки, формировать графические навыки работы карандашом путём многократного повторения одних и тех же изобразительных действий. Помочь детям поверить в собственные силы, создавать эмоционально приподнятое настроение.
Занятие проводится психологом в индивидуальной или групповой форме. Упражнения, предложенные в содержании занятия, может использовать учитель при подготовке детей к письму в период обучения грамоте.
Содержание занятия.
Все упражнения проводятся в игровой форме, при этом учащиеся рисуют на классной доске (после показа психологом), и у себя в тетрадях. Навыки отрабатываются на разнообразном графическом материале. Для этого к занятию подготавливаются рабочие листы с постепенно усложняющимися заданиями(«Летит самолёт», «Плывёт рыба», «Плывёт кораблик по волнам» и др.). Кроме того учащимся предлагается нарисовать, как перелетает бабочка с цветка на цветок, как прыгает лягушка, как «скачет» мяч.
Для многократного воспроизведения круговых изобразительных действий целесообразно давать такое игровое задание, как «Намотай большой и маленький клубок ниток». Для этого лучше сразу пользоваться цветными карандашами(«нити синие», «нити зелёные» и т.д.). Чтобы помочь детям разместить клубки на листе бумаги, необходимо заранее поставить ориентиры – синие и зелёные точки.
В заключительной части занятия учащимся предлагается игра «Графическая музыка».
«Графическая музыка»
Цель: учить детей воспринимать музыку и находить ей соответствующие образы.
Младшим школьникам предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.
Примечание: лучше использовать мелодию без текста. Например, «Времена года» П. И. Чайковского или звуки живой природы в сопровождении романтических мелодий.
В конце занятия с целью определения эмоционального состояния школьников, можно провести игру «Изобрази своё настроение».
«Изобрази своё настроение»
Цель: упражнять учащихся в умении передавать своё настроение.
Материал: гуашь или акварель, белая бумага.
Психолог предлагает школьникам выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии.
Примечание. Использование ребёнком чёрных и коричневых цветов свидетельствует о депрессивном настроении, большом количестве страхов.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема занятия.
Рисование предметов круглой и овальной формы.
Цель занятия: сопоставить предметы круглой и овальной формы с геометрическими фигурами – кругом и овалом. Учить детей изображать предметы разного цвета и размера, похожие на круги и овалы, красиво располагая их на листе бумаги. Воспитывать самостоятельность при выборе цветного карандаша.
Содержание занятия.
Геометрические фигуры (круги овал) большого размера прикреплены к доске. На столе лежат предметы круглой(мяч, колесо, бублик, апельсин) и овальной(воздушный шар, яйцо, ракетка, слива) формы.
Психолог показывает одну из фигур, предлагает назвать её форму, после чего найти предмет такой же формы и положить его рядом с этой фигурой. Если ребёнок правильно выполнил это задание, учащиеся хлопают в ладоши. Если он ошибся, психолог просит обвести фигуру и предмет указательным пальцем ведущей руки. Этот приём(моделирование формы) помогает ученику правильно выполнить задание. Затем учащиеся по очереди выходят к доске и мелом рисуют круглые и овальные предметы. В процесс изображения включается счет, например: «Саша нарисовал два мяча. Сосчитаем, сколько мячей нарисовала Таня».
Далее учащиеся получают заранее приготовленные листы бумаги с изображением предметов округлой и овальной формы, дети рисуют сразу цветными карандашами: обводят контурные изображения, дорисовывают предметы с учетом имеющихся ориентиров.
Во второй части занятия учащиеся получают задание нарисовать на отдельных листах(формат 21х30см.) круглые и овальные предметы разной величины и окраски: разноцветные шары – большие и маленькие, разноцветные колёса – большие и маленькие. Для этого предлагается последовательно уменьшать размеры изображаемого предмета: большой, меньше, еще меньше, совсем маленький.
В конце занятия следует предложить детям игру «Матрёшки».
«Матрёшки»
Цель: развитие произвольной памяти детей, мелкой моторики пальцев рук.
Учащимся необходимо послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится.
Матрёшек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех больше первая матрёшка:
Зелёный сарафан, кокошник.
А за ней сестра вторая
В желтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвёртой матрёшки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрёшка –
В красной одёжке.
Всех запомнить постарайся
За рисунок принимайся!
Примечание. При необходимости стихотворение может быть прочитано ещё раз.
Итог занятия: работа с пиктограммами.
«Пиктограмма»
Цель: выявить эмоциональное состояние школьников после проведённого коррекционно - развивающего занятия.
Каждому учащемуся класса учитель предлагает три кружочка с раз личными выражениями лица (красный кружочек – радость, желтый - равнодушие, зелёный – огорчение). Ребёнок должен выбрать только то выражение лица, которое больше всего соответствует его настроению и повесить на белый лист бумаги, прикреплённый к доске.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема занятия.
Копирование изображений по образцу с использованием опорных точек. Упражнение на дорисовывание двусторонне-симметричных контурных изображений.
Цель занятия. Развивать пространственно-аналитическую деятельность учащихся, умение ориентироваться в графических элементах изображаемых предметов, соотносить каждую опорную точку с аналогичной точкой на образце. Учить детей дорисовывать недостающие части симметричных контурных изображений, соизмеряя левую и правую половины.
Занятие проводиться психологом в индивидуальной форме.
Оборудование.
Для каждого ребенка психолог приготавливает (ксерокопирует) образцы несложных по конфигурации изображений (домик, флажок, лесенка), рядом с которыми поставлены опорные точки (рис. 5); кроме того, дети получают незаконченные контурные рисунки двусторонне симметричных предметов (рис.6). При подготовке к занятию важно определить наиболее целесообразные размеры изображения. Для первоклассников они не должны превышать, как правило, 5x5 см. Задания предполагают дорисовывание как правой, так и левой половины рисунка. Поэтому для каждого ученика следует готовить два варианта упражнений.
Содержание занятий.
В начале занятия анализируется таблица с контурными изображениями домика, флажка, лесенки. Учащиеся по очереди выходят к доске, называют и обводят указкой формообразующие элементы: крыша, стены, окошко и т. д. Затем дети обозначают цветным мелом основные ориентиры (опорные точки) непосредственно на готовом рисунке. Психолог объясняет, что любая точка требует остановки или смены направления движения руки, а учащиеся, в свою очередь, соотносят каждый линейный элемент на образце с соответствующим воспроизводящим движением между двумя точками во вновь создаваемом изображении. Существенное значение имеют рассуждения ребенка типа «отсюда - сюда», «здесь - так и здесь - так», которые следует поощрять.
После предварительного разбора каждого рисунка-образца учащиеся на своих листах бумаги соединяют точки прямыми линями. Полученные рисунки раскрашивают цветными карандашами, соблюдая направление штрихов (крышу домика - по косой, стенку - сверху вниз, флажок - слева направо).
Во второй части занятия учащиеся выполняют упражнения на дорисовывание двусторонне-симметричных предметов.
Итог занятия - игра «Изобрази свое настроение».
В качестве вспомогательного средства на коррекционно - развивающих занятиях необходимо использовать музыку. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В.М. Бехтерев писал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать резкие движения учащихся.
Организация других коррекционных занятий может осуществляться посредством таких видов деятельности, как пуантилизм - пальцевая живопись, кляксография,
пластилиновая живопись.
Содержание коррекционно - развивающей работы
Пуантилизм пальцевая живопись
Цель: учить детей самостоятельно создавать образ.
Психолог предлагает детям нарисовать предмет или несколько предметов, накладывая цветные пятна одним или несколькими пальчиками или используя палочки.
Примечание. Можно нарисовать контурное изображение предмета. Лучше использовать гуашь.
Кляксография
Цель: развивать умение видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа.
Детям предлагается поставить кляксы на листе бумаги, используя гуашь, тушь или жидкую акварельную краску, и, направляя лист бумаги, дать возможность краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы (ушки, хвостик, лапки), придумать ему название.
Пластилиновая живопись
Цель: развивать уверенность в себе, совершенствовать движения руки.
Материал: картон, пластилин, стека.
Учитель, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает размазать немного пластилина на поверхности картона. Желательно, использовать несколько цветов, накладывая один на другой, (светлый на темный), чтобы придать объемность образу. Стекой можно изменить фактуру предмета или снять лишний слой пластилина, так как этот прием не лепка, а рисование.
ВТОРОЙ ТИП ЗАНЯТИЙ - использование игр и этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи этапа:
1) коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития;
2) регулировка поведения учащихся рассматриваемой категории в коллективе;
3) формирование у младших школьников с задержкой психического развития моральных представлений.
Рассмотрим примеры игр и этюдов, которые можно использовать на занятиях второго типа.
Игра «Два друга»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция поведения учащихся.
Ход игры. Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга»:
Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться - стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пришли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится - румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу
Один пробежку сделал - согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами - «Кха - кха.'.Апчхи!»
Дети оценивают поведение ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его иллюстрируют.
Этюд «Так будет справедливо»
Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера, понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.
Ход этюда. Психолог читает детям рассказ.
«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться, они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.
Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.
- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? - спросила мама.
- Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын. - Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».
После прочтения рассказа психолог и учащиеся оценивают поведение старшего брата.
Этюд «Встреча с другом»
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; развивать выразительные движения.
Ход этюда. Психолог рассказывает детям историю.
«У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»
Младшие школьники разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
Коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы учащихся с задержкой психического развития способствовали музыкальные игры.
Игра «Дружная семья»
Цель: развивать эмоционально выразительные движения рук, научить использовать жесты; отражать сложившиеся взаимоотношения в классе.
Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким - нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто - рисует, кто вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».
Игра «Три характера»
Цель: - коррекция эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
Ход игры. Дети слушают 3 музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка» и вместе с учителем дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто есть кто.
Второе направление работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Второе направление - использование природоведческого материала и экскурсий для расширения знаний учащихся об окружающей действительности и развития их познавательного интереса.
Реализация задач данного направления осуществляется учителем в процессе обучения. При организации такой работы необходимо руководствоваться теми знаниями, которые определяются программой по природоведению для начальной школы: времена года и явления природы; последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года.
Приведем пример беседы о постепенности изменений, происходящих в природе на протяжении различных периодов одного времени года. При этом использовались впечатления и собственные наблюдения детей во время школьных экскурсий, предлагали вопросы - задания, связанные с ежедневным наблюдением младших школьников за природой.
Учитель читает детям отрывки из стихотворений А. С. Пушкина и И. А. Бунина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса... (А.С. Пушкин)
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной... (И. А. Бунин)
Учитель:
Как прекрасна осень, описанная в стихотворениях А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других поэтов. Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна - радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса. И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы - словом, будто Золушка. Но к каждой у нас особая любовь. Первую, золотую, мы любим за ясные дни, за прохладное лазурно-голубое небо, за красу лесов, расписанных золотой и багряной краской, да еще с таким обилием цветовых оттенков.
(Показывает несколько листочков клена и спрашивает):
- Какого цвета осенние листья?
Ирина Д.: «Осенние листочки желтые, красные».
Олег С.: «Листья лиловые, золотые, багряные». Дима В.: «Много еще зеленых листиков у тополя». Затем детям в доступной форме было рассказано, что такое листопад.
Учитель:
- Листья обязательно должны опасть, чтобы деревья не засохли зимой, когда корни не могут всасывать воду.
Все сказанное вызывало интерес у учащихся с задержкой психического развития, способствовало развитию активного внимания и закреплялось их личными наблюдениями.
Учитель показывает лист клена и спрашивает:
- Этот лист с какого дерева?
Абсолютно все учащиеся ответили правильно, что это лист клена.
- Опишите его.
Ирина Д.: «Он большой».
Ваня И.: «У листа клена острые кончики».
Учитель:
- Подумайте, как назвать по-другому острые кончики? Максим М.: «Я думаю, что они похожи на зубчики».
- Молодцы! А этот лист с какого дерева? (показывает лист дуба)
Саша К.: «Этот лист с дуба».
- Какого он цвета?
Виталик К.: «Зеленый или даже темно-зеленый». Учитель:
- Очень хорошо. Давайте сравним эти листья. Чем они похожи?
Саша Н.: «Уголками и зубчиками».
Андрей К.: «Еще они похожи тоненькими полосочками.»
- Хорошо, молодцы!
Учитель объяснил, что эти полосочки у листьев называются жилками. Учитель:
- А чем отличаются эти листья?
Юля 3.: «Лист дуба длинный, а у клена - широкий».
Учитель:
- О столе говорят: длинный и широкий, а как лучше сказать о форме листа?
И, не получив ответа, учитель поясняет: лист дуба продолговатый, а лист клена - лапчатый.
Из приведенных примеров видно, что учитель старался получить как можно больше ответов детей. Когда же это не удавалось, он сам пояснял, вводил новые слова и выражения.
Целесообразно после беседы провести экскурсию в природу. На экскурсии детям предлагается самостоятельно найти лист клена, дуба и других деревьев и обязательно объяснить, по каким признакам они узнали листья. Вопросы типа «Как ты узнал, что это клен, а не дуб?» и задания «Докажи, что это клен, а не дуб» являются основными при такой организации наблюдений, так как при этом у ребенка возникает необходимость сделать определенные выводы. Ученик должен ответить на заданный вопрос, быть активным, «приблизиться» к наблюдаемому объекту, познакомиться с ним более тщательно. Для проведения работы по узнаванию и описанию изучаемых предметов можно распределить детей на группы по 3-4 человека, включив в каждую одного ребенка с задержкой психического развития. Каждой группе даются отдельные задания, например, найти по 4-5 листьев клена разной величины или разной окраски; подобрать листья одного дерева разной величины, сложить их от самого маленького до самого большого или сложить листья в букет, причем в середине разместить самые крупные листья, а вокруг остальные по убывающей величине; сделать гирлянду с чередованием листьев по величине (длинный короткий, широкий - узкий). Правильно выполнить задание ребенку с задержкой психического развития помогут другие ученики той же группы. Для выполнения заданий детям требуется разное время, и у учителя появляется возможность побеседовать с каждым слабоуспевающим учеником.
Дальнейшая работа должна быть направлена на осознанное выделение учащимися тех признаков объекта, по которым возможно его узнавание различение. С этой целью вводятся упражнения на узнавание объекта по словесному описанию, данному взрослым. Эта работа чрезвычайно полезна для детей, так как позволяет познакомить их с образцом рассказа - описания наблюдаемого объекта, самого трудного для освоения из всех видов рассказов.
Во время экскурсий необходимо акцентировать внимание детей на новых для них словах, ставить вопросы так, чтобы, отвечая, дети употребляли новые слова или знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, учитель должен следить за использованием разнообразных определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления их речи.
Примеры упражнений, которые помогают расширить словарный запас детей, приучают к более точному использованию слов в связной речи
Учитель называет несколько свойств, качеств или действий, характерных для данного предмета или явления. Дети должны угадать этот предмет. Затем они уже не только называют предмет, но и указывают его свойства или рассказывают, какие действия он производит. Например, учитель говорит: «Воет, свистит, дует, срывает, поднимает...». Дети отвечают: «Ветер». Далее учитель предлагает детям выбрать подходящее слово для характеристики ветра в этот день.
Формированию умения строить связное устное высказывание способствует правильно организованное составление коллективных устных рассказов на любую тему. Часто этот вид работы применяется при обобщении наблюдений за сезон или определенный период времени года: например, составляются рассказы на темы «Золотая осень», «Пора листопада», «Поздняя осень, или предзимье»
В процессе составления коллективного рассказа перед каждым учеником стоит задача дать свой, отличающийся от других, ответ на вопрос учителя. Учитель обычно предлагает уточнить, дополнить предшествующий ответ, рассказать о том же выразительнее, полнее. В результате дети начинают осознанно подходить к построению собственного высказывания, понимают, что одну и ту же мысль можно выразить разными словами.
В ходе работы над рассказом о проведенных наблюдениях, о практической деятельности или по картине необходимо последовательно и систематически формировать у детей умение оценивать собственные высказывания и ответы одноклассников, что способствует развитию у них осознанного стремления рассказывать об увиденном как можно точнее, полнее, логичнее.
На первых порах оценивает высказывания учащихся учитель. Он отмечает наиболее точные, удачные предложения, сравнивает ответы двух учащихся и отмечает, какой из ответов лучше, поясняет, почему отмеченный ответ лучше, предлагает исправить неудачный ответ, распространив предложения, подобрав эпитеты, синонимы и т. п.
Активизации мыслительной деятельности детей способствует использование поисковых методов обучения, примером которых может служить решение логических задач.
В соответствии с содержанием и целями проводимых с детьми наблюдений, экскурсий, прогулок учитель может сам составить логические задачи, используя книги и рассказы писателей - натуралистов.
Пример № 1. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ»
Пришла я на пруд, сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет.
Вопрос детям:
- Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года можно увидеть такие кораблики.
Пример № 2. «СНЕГОВИК»
Вышли дети на прогулку. Слепили снеговика. Полюбовались на него. Какой большой, красивый! Вместо носа - сучок. Вместо глаз - угольки, а на голове - ведро! Вышли дети на следующий день гулять - не узнали снеговика: не так прямо стоит, меньше ростом стал, и нос на боку. А когда уходили с прогулки, еще больше удивились: от снеговика только небольшая кучка снега осталась, а сверху сучок.
Вопрос детям:
- Что случилось со снеговиком?
- Почему снеговик растаял?
- В какое время суток весеннее солнышко пригревает сильнее?
Пример № 3. «КТО ОБЕДАЛ В ПТИЧЬЕЙ СТОЛОВОЙ?» (Рассказ дежурного)
Положил я в птичью кормушку хлебные крошки и ветки сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Вопрос детям:
- Что это были за птицы?
Третье направление работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Третье направление - использование и проведение уроков по русскому языку и чтению, содержание которых направлено на формирование познавательной деятельности и повышение уровня общего развития младших школьников с задержкой психического развития.
Как уже отмечалось, одной из характерных особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития является замедленное развитие у них способности к организации своих действий в том случае, когда им предстоит выполнить какое- либо задание. Это связано, прежде всего, с неполным учетом структурных компонентов самого задания: инструкции, учебного материала, образца. Ввиду этого, на первом этапе обучения необходимо проводить коррекционно - развивающую работу, направленную на преодоление этих затруднений.
Обучение нужно строить в определенной последовательности. Сначала младшим школьникам предлагаются задания, которые включают два компонента - инструкцию и учебный материал. Дети упражняются в распознавании и различии их.
Например,
По указанию учителя дети читают текст, обозначенный цифрами 1 и 2, высказывают свои суждения о содержании каждого и их назначении. Вводятся новые для школьников понятия: «инструкция» и «учебный материал», объясняются их назначение: инструкция указывает на то, что надо сделать, т.е. на способ выполнения; учебный материал обозначает, с чем надо что-то сделать.
В связи с тем, что для учащихся с задержкой психического развития усвоение таких понятий, как «инструкция» и «учебный материал», представляет определенную сложность, могут применяться специальные карточки, каждая из которых включает название структурного компонента задания. Организованная таким образом работа обеспечивает сознательное усвоение детьми рассматриваемой категории понятий «инструкция» и «учебный материал».
На приведенных примерах заданий представляется возможность практического ознакомления школьников с задержкой психического развития с простейшими случаями проблемной ситуации, поскольку перед детьми возникают вопросы: «Что такое?», «Как надо сделать?»
В рамках этого этапа проводятся тренировочные упражнения, направленные на формирование умения учащихся самостоятельно выявлять и различать структурные компоненты учебного задания.
Учитывая тот факт, что у младших школьников с задержкой психического развития возникают трудности в нахождении учебного материала в заданиях, представленного в форме отдельных слов, предложений, связного текста, в коррекционное обучение необходимо включать специальные задания с определенной формой выражения учебного материала. Например, задание, где учебный материал представлен в форме слов.
Дальнейшая работа проводится над заданиями, в которых учебный материал представлен в форме предложений.
При выполнении предложенных заданий учащиеся выделяют их составные части, а также учатся отличать форму предъявления учебного материала (слова или предложения). Первое задание выполняется под руководством учителя, второе - самостоятельно.
В ходе коррекционно - развивающего обучения рассматриваются задания, в которых учебный материал представлен в форме связного текста.
При организации коррекционно - развивающего обучения нужно исходить из того, что в ряде заданий, кроме рассмотренных компонентов (инструкция, учебный материал) встречается такой элемент учебного задания, как «слова для справок».
В связи с этим, на втором этапе целью обучающих упражнений является формирование у школьников представления об элементе учебного материала «слова для справок». Эта работа может осуществляться на примере следующих заданий:
Учащиеся устанавливают, что упражнение включает инструкцию и учебный материал. Последующий анализ позволяет определить, что в заданиях присутствует еще один элемент - «слова для справок», который располагается после учебного материала. Путем сопоставления структурных компонентов заданий с выявленным элементом устанавливается принадлежность указанных слов к учебному материалу.
Таким образом, в содержание понятия о структурных компонентах вводится определение «слова для справок» как элемент учебного материала.
Успешному формированию умения устанавливать структуру задания содействуют упражнения, направленные на распознавание такого структурного компонента задания, как образец, на который необходимо ориентироваться при их выполнении.
При выполнении заданий, в структуру которых входит образец, внимание учащихся обращается на форму его выражения: либо представлен отдельными словами, либо предложением. Приведем примеры таких заданий.
После того, как учащиеся определили структуру заданий (инструкция, учебный материал), учитель читает детям образец. Вместе с учителем они устанавливают форму его предъявления: слова или предложение. Затем учащиеся устно проговаривают учебный материал заданий в соответствии с образцом.
Организованная таким образом работа последовательно готовит детей к пониманию данного структурного компонента в задании. В дальнейшем делается вывод о том, что его назначение состоит в показе способа выполнения необходимых преобразований в учебном материале.
В связи с тем, что в школьных учебниках образец выполнения задания находится до и после учебного материала, и это затрудняет его узнавание детьми с задержкой психического развития, в коррекционно - развивающее обучение вводятся специальные задания на выявление места расположения этого компонента по отношению к учебному материалу.
Сначала рассматриваются случаи, когда образец находился перед учебным материалом.
Затем анализируется другой случай, когда образец представлен после учебного материала.
После усвоения учащимися отдельных составных компонентов задания (инструкция, учебный материал, образец) вводятся специальные упражнения на закрепление умения находить выше указанные компоненты в задании. По заданию учителя дети должны подчеркнуть прямой линией инструкцию, пунктирной - образец, волнистой - учебный материал. Упражнения подбираются для каждого ребенка индивидуально.
Третий этап коррекционно - развивающей работы направлен на формирование умения устанавливать последовательность предстоящих действий при выполнении учебных заданий.
Эта работа осуществляется с помощью такого анализа инструкции, когда основное внимание детей обращается на порядок расположения в ней требований.
Например, задание, инструкция которого включает два требования.
Учащимся необходимо прочитать задание, выделить его структурные компоненты, определить количество требований в инструкции. Затем устанавливается зависимость одного требования от другого. Так выявляется возможность выполнения сначала действия, которое определяется словом «подчеркни», а после действие, на выполнение которого указывает слово «спиши». Определив невозможность такой последовательности действий, дети убеждаются, что их выполнение должно соответствовать последовательности расположения требований в инструкции.
Применение в процессе коррекционно - развивающего обучения заданий, инструкция которых включает по три, четыре требования, позволит учащимся с задержкой психического развития с большей очевидностью проследить отмеченную зависимость выполнения последующего действия от предыдущего. Такая работа способствует формированию у младших школьников умения последовательно выполнять задания.
Закрепление умения устанавливать последовательность предстоящих действий должно происходить в процессе организации самостоятельного выполнения ряда обучающих упражнений, смысл которых состоит в определении пропущенного требования в инструкции, в восстановлении нарушенного порядка в расположении требований, в составлении инструкции из отдельных требований. Приведем примеры таких заданий. По указанию учителя младшие школьники с задержкой психического развития устно определяют пропущенное требование в инструкции задания.
Учащиеся читают задание, находят инструкцию и определяют, что необходимо выполнить. Путем анализа содержания требований дети устанавливают, что пропущенным является требование «Спишите» или «Выпишите имена детей».
Предлагаются задания, в которых требуется устно восстановить последовательность расположения требований в инструкции.
В результате анализа инструкции к данному заданию учащиеся устанавливают последовательность выполнения задания, т.е. сначала следует прочитать, затем списать и, наконец, подчеркнуть слоги с буквами «е» и «ё».
В коррекционно - развивающее обучение необходимо включать задание, в котором необходимо было составить инструкцию из отдельных требований. Каждому ребенку дается учебный материал и к нему набор разносторонних требований. Дети должны составить инструкцию и установить последовательность расположения в ней требований.
13PAGE 15
13PAGE 141315
Первое направление работы:
Коррекция поведения и эмоциональной сферы детей средствами искусства
Прочитай. Выпиши предложения с вопросительным знаком.
Что ты еж такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
Спиши, проговаривая по слогам.
Петушок клюет зерно.
Прочитай. Спиши название видов транспорта в алфавитном порядке.
Троллейбус, машина, автобус, самолет, поезд, катер,
метро, вертолет, паром.
Напиши слова в два столбика: в левый название насекомых, в правый - птиц.
Бабочка, стриж, чиж, шмель, жук, грач, пчела, кукушка, щегол, муха.
Прочитай. Напиши по памяти.
Колос дорог, хоть и мал. Подбери, чтоб не пропал.
Прочитай скороговорки. Спиши их.
Уж и ужи уже в луже.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Прочитай. Спиши.
Как машины людям помогают. На машинах перевозят людей и грузы. Машины трудятся на полях и стройках. Машины умеют считать.
Допиши предложения о том, кто как передвигается.
Змея.... Лягушка.... Птица.... Рыба.Лошадь....
Слова для справок:
прыгает, плавает, бегает, ползает, летает
Измени слова по образцу. Напиши.
Образец: музеи – музей.
Герои - муравьи -
Сараи - воробьи -
Спиши, вставляя названия животных.
Образец: Громко лает собака Дружок.
Громко лает ...Дружок.
На крыше мяукает ... ,Барсик.
В сарае мычит ...Красавка.
Весело ржет... Воронок.
Замени в слове одну букву и напиши новые слова
Образец: рога – нога.
Палка - , вилка - , рак - , кот - , коса -
Прочитай. С помощью предлогов объедини пары слов так, чтобы получились сочетания слов
Образец: Пойти - друзья. - Пойти к друзьям.
Готовиться - праздник, заниматься - кружок,
выходить дом, заботиться родители.
Спиши. Подчеркни жи одной чертой, ши двумя.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Прочитайте
Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Игорь, Юля и Лева открыли окна. Дежурные Аня и Яша убирают класс.
Подчеркните гласные буквы в именах детей.
Подчеркните слоги с буквами «е» и «ё
Прочитайте.
Спишите.
Береза, свёкла, телёнок, котёнок, осёл, щётка, мел, лето
Выпишите гласные буквы. Прочитайте.
Спишите.
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915