РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Математика код, специальность 060109 Сестринское дело
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Медицинское учидище № 1
Департамента здравоохранения
г.Москвы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Математика
код, специальность 060109 Сестринское дело
МОСКВА
2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 060109 Сестринское дело 51, квалификация – медицинская сестра, медицинский брат.
Разработчик:
Зайцева О.Н.- преподаватель математики МУ№ 1 высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра, медицинский брат.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические занятия
14
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося, включая домашнюю (всего)
18
в том числе:
расчетно-графическая работа
индивидуальное проектное задание
6
рефераты
2
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Математика и медицина
2
1
Самостоятельная работа
Написание реферата по теме «Математика и медицина»
2
Раздел 1. Математический анализ
20
Тема 1.1. Функция. Предел функции
Понятие функции. Способы задания, свойства. Простейшие элементарные функции. Предел функции. Теоремы о пределах. Понятие непрерывности функции.
2
2
Практическое занятие №1
2
Вычисление пределов функции
Самостоятельная работа по теме «Исследование функции на непрерывность»
2
Тема 1.2. Производная функции. Дифференциал и его приложение к приближенным вычислениям
Производная, ее геометрический и физический смысл. Правила дифференцирования. Дифференциал. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям.
2
2
Практическое занятие №2
2
Вычисление производных, сложной функции.
Самостоятельная работа по теме «Приложение дифференциала к приближенным вычислениям»
2
Тема 1.3. Неопределенный и определенный интеграл
12
2
Тема 1.3.1. Неопределенный интеграл
Первообразная и интеграл. Основные методы интегрирования: метод непосредственного интегрирования, метод замены переменной, метод интегрирования по частям. Интегрирование рациональных функций.
2
2
Практическое занятие №3.
2
Интегрирование простейших функций.
Самостоятельная работа по теме «Применение основных методов интегрирования»
1
Тема 1.3.2. Определенный интеграл. Применения определенного интеграла
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Понятие определенного интеграла. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона - Лейбница. Вычисление определенных интегралов. Приложения определенных интегралов: вычисление площадей фигур, вычисление объемов, другие применения определенных интегралов .
2
2
Практическое занятие №4.
2
Вычисление определенных интегралов .
Самостоятельная работа по теме «Геометрические приложения определенного интеграла»
2
Тема 1.4. Дифференциальные уравнения и их применения в медицине
Методы решения некоторых дифференциальных уравнений. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Примеры решения дифференциальных уравнений, описывающих медико-биологические процессы.
2
2
Практическое занятие №5
2
Решение дифференциальных уравнений 1-го порядка.
Самостоятельная работа по теме «Применение дифференциальных уравнений первого порядка для решения задач»
2
Раздел 2. Основные понятия дискретной математики. Основы теории вероятностей
Некоторые понятия теории множеств. Элементы математической логики. Алгебраические структуры. Конечные графы и сети. Основные понятия комбинаторики. Определение вероятности события. Формула сложения вероятностей. Формула умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Случайные величины. Нормальный закон распределения
2
2
Практическое занятие №6
2
Вычисление вероятности события
Самостоятельная работа по теме «Формула полной вероятности»
1
Раздел 3. Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении. Медико-демографические показатели
Математическая статистика. Генеральная совокупность и выборка. Статистическое распределение. Медицинская статистика
2
Практическое занятие № 7
2
Статистические методы в медицине.
Самостоятельная работа - выполнение индивидуального проектного задания по применению теоретических знаний для решения практических задач медицинской статистики.
6
Раздел 4. Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
Определение процента. Решение задач на проценты. Составление и решение пропорций. Расчет процентной концентрации раствора. Решение задач с медицинским содержанием в дисциплинах «Основы сестринского дела», «Фармакология», «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Сестринское дело в педиатрии».
2
3
1
Решение профессионально-направленных задач
Зачет
1
№
Наименование тем по программе, тем отдельных занятий
Кол-во часов
Вид занятий
Материальное обеспечение
Задания для студентов
3-4 семестр
1
Введение
2
2
Понятие функции. Способы задания, свойства. Простейшие элементарные функции. Предел функции. Теоремы о пределах. Понятие непрерывности функции.
2
Лекция с элементами беседы
Учебное пособие, дидактический и мультимед. материал
стр. 71
§ 1, 2.
№ 6,9,13,14
3
Вычисление пределов функций.
2
Практическое.
занятие №1
Учебное пособие,
дидактический и мультимедийный материал
Стр.81(1) №28, стр.82(1)№ 35
4
Производная, ее геометрический и физический смысл. Правила дифференцирования. Дифференциал. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям.
2
Лекция с элементами беседы.
Учебное пособие, мультимед. материал
стр.92 .§2
№ 16,21,22стр180 № 1 , 14, 13
5
Вычисление производной сложной функции.
2
Практическое занятие № 2.
Учебное пособие, дидактический материал
Индивидуальное задание.
6
Первообразная и интеграл. Основные методы интегрирования: метод непосредственного интегрирования, метод замены переменной, метод интегрирования по частям. Интегрирование рациональных функций.
2
Лекция с элементами беседы.
Учебное пособие, дидактический. материал
стр.205
§1
№ 5,10,15
7
Интегрирование простейших функций.
2
Практическое
занятие №3
Учебное пособие,
дидактич., мультимед. материал
Индивидуальные задание
8
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Понятие определенного интеграла. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона - Лейбница. Вычисление определенных интегралов. Приложения определенных интегралов: вычисление площадей фигур, вычисление объемов, другие применения определенных интегралов .
2
Лекция с элементами беседы
Учебное пособие дидактический и мультимедийный материал
стр.245
§2
№ 23,24
стр. 243
§1
№ 5,11
стр. 248
§3
№ 28,30
9
Вычисление определённых интегралов.
2
Практичес кое занятие № 4.
Учебное пособие дидактический и мультимедийный материал
Индивидуальное задание.
10
Методы решения некоторых дифференциальных уравнений. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Примеры решения дифференциальных уравнений, описывающих медико-биологические процессы.
2
Лекция с элементами бесед
Учебное пособие дидактический
и мультимедийный материал
Страницы 243-253, № 4,5,11,12.
11
Решение дифференциальных уравнений 1-го порядка
2
Практическое
занятие №5
Учебное пособие, дидактический и мультимедийный материал
страница 256
12
Некоторые понятия теории множеств. Элементы математической логики. Алгебраические структуры. Конечные графы и сети. Основные понятия комбинаторики. Определение вероятности события. Формула сложения вероятностей. Формула умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Случайные величины. Закон распределения.
2
Лекция с элементами бесед
Учебное пособие, дидактический и мультимедийный материал
Стр.371 § 93,94
стр.371-381
13
Вычисление вероятности события.
2
Практическое занятие № 6
Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал
стр. 253
§5
№ 52,54,57.
страница 250
§4
№ 38,40,55,
56
14
Математическая статистика. Генеральная совокупность и выборка. Статистическое распределение. Медицинская статистика .
2
Лекция с элементами бесед
Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал
Индивидуальные задания.
15
Статистические методы в медицине.
4
Практическое занятие 7
Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал
Индивидуальное задание.
16
Решение профессионально - направленных задач.
2
Комбинированный.
Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал
Стр.245 №9-11
17
Зачёт
2
Проверка знаний.
Учебное пособие, дидактический и мультимедийный материал
Индивидуальное задание
Итого
34
20 + 14 практических занятий
3. условия реализаци программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-таблица производных
- таблица неопределенных интегралов
- схема исследования и построения графиков функций
- портреты выдающихся ученых и ведущих специалистов в области математики и информатики.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- экран для проекционного аппарата
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Пехлецкий И. Д. Математика: учебник для студентов образовательных учреждений специального профессионального образования – 3-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
Омельченко В. П. Математика: компьютерные технологии в медицине- Ростов-на-Дону «Феникс», 2008
Дополнительные источники:
1. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: учебное пособие для средних учебных заведений – 7-е издание, М.: Высшая школа, 2004
2. Кочетков Е. С. Смергинская С. О., Соколов В. В. Теория вероятностей и математическая статистика – М.: Форум, 2011.
3. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие – 12-е изд., - М.: Издательство Юраст, 2010
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, самостоятельных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
- оценка результатов при решении прикладных задач в области профессиональной деятельности
Знать:
значение математики в области профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
-