Выступление на тему Использование технологии кластеров, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии


Выступление на тему: «Использование технологии кластеров, как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии».
Главная цель технологии – научить ученика самостоятельно под руководством учителя добавить знания на основе работы с текстом учебника.
Данная технология способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулированию мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать географическое мышление.
Основой технологии являются три ступени урока: «Вызов – осмысление - рефлексия».
Первая фаза – вызов Вторая фаза - осмысление Третья фаза - рефлексия
на этой стадии происходит пробуждение интереса, постановка проблемных вопросов. дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или ее самостоятельный поиск. на этой фазе происходит закрепление новых, знаний, осмысление своего опыта.
В своей работе я использую как традиционные технологии: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, составление кластера.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Слово «кластер» в переводе означает пачек, созвездие, гроздь. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто размышлять по какой – либо теме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Главная роль отводится работе с текстом.
Памятка для учащихся.
1. Прочитай текст.
2. Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект или процесс.
3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть: названия объекта, состав объекта, структура объекта, особенности объекта.
Этапы подготовки кластера

Метод составления кластера можно использовать на разных стадиях урока : при объяснении нового материала, при самостоятельной работе с учебником, выполнении практических работ и закреплении изученной темы.
Использование кластера.
Например, на стадии «осмысления содержания» при изучении темы «Электроэнергетика России» в 9 классе.
Класс делится на группы. Составляем план сравнения электростанций, по каждому группа составляет кластер на основе работы с учебником, атласом.

Пример кластера одой из групп:

Удобно использовать методику составления кластеров на стадии рефлексии, когда происходит закрепление новых знаний. В 6 классе при изучении темы «Рельеф дна Мирового океана» составляется кластер:

Также в 6 классе при изучении темы «Части Мирового океана» составляется кластер:

В 7 классе после изучения раздела «Океаны» составляется кластер:

Так же можно использовать кластеры с частично заполненными элементами (для слабых детей).
Кластер «Различия гор по высоте».

Кластер «Движения вод в океане».

В результате, при помощи составления кластеров обучающиеся получают краткое содержание изучаемой темы.
Таким образом, использование кластеров развивает умения работать с текстом учебника, выделять смысловые единицы, формулировать собственные выводы, вести диалог, уважительно относиться к иной точке зрения.