Преемственность между начальной и средней школами
HYPERLINK "http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/12-2012-god/2112012/uud/464-preemstvennost-mezhdu-nachalnoj-i-srednej-shkolami" Преемственность между начальной и средней школами
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием , но зачастую и очень проблемным.
Вопрос о преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей : они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода.
Готовы ли к этому учителя и родители? Готовность предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни ,но и волевые усилия взрослых для их преодоления.
Важнейшей причиной трудностей является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности .
Учителя – предметники подчас не имеют возможности (или желания) учесть индивидуальные особенности учащегося, которые на качество обучения . Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности.
Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя : «Ты не успел , значит , не сделал» .
Относительная обособленность отдельных звеньев школьной системы образования сложилась исторически и существует на протяжении нескольких лет .
В школе практикуют такую форму сотрудничества учителей начального и среднего звена, и администрации учреждения, как школьный консилиум. Его целью является отработка взаимодействия учителей, выпускающих классы из начальной школы, и учителей – предметников, принимающих эти классы, по всем аспектам учебной деятельности.
В рамках сотрудничества проводятся и уроки, на которых в начальной школе присутствуют учителя среднего звена , имея , таким образом , возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такая практика продолжается.
Школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности.
Преемственность – один из основных принципов дидактики.
Преемственность в образовании состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Преемственность в содержании образования включает:
обеспечение единого подхода к его отбору на всех ступенях обучения;
умение учителя выделить в теме, предмете основные и второстепенные понятия;
умение определить главное в содержании учебного материала;
умение укрупнять в блоки учебный материал по проблемам;
умение обучать учащихся способам деятельности получения, добывания и применения знаний.
Заместители директора должны рассматривать проблему преемственности
в четырёх направлениях:
проблема преемственности
преемственность между ДОУ и начальной школой
преемственность между учителем начальных классов воспитателем ГПД
преемственность между начальной и средней школой
Каковы пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников?
Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;
Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;
Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;
Осуществлять межпредметные связи;
Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;
Обеспечивать доступность в процессе обучения;
Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;
Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;
Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;
Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;
Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.
Вы знаете, что чаще всего классными руководителями 5 классов становятся учителя, выпустившие 9 или11 класс. А им тяжело перестроиться сразу на младших школьников. Мы предлогаем каждому классному руководителю «Памятку».
Памятка классному руководителю 5 класса.
Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом.
С первых дней обучения в 5 классе организуйте работу ученического актива.Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопеда. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
Вместе с памяткой каждый классный руководитель 5 класса получает «Характеристику класса».
Характеристика классного коллектива
(в помощь учителю 5 класса).
1.Класс Ф.И.О. учителя начальных классов
2.Количество уч-ся в классе: мальчиков ,девочек .
3.Возрастной состав: 9лет , 10лет , 11 лет .4.Физическое и психическое здоровье детей (кол-во пропусков в учебном году).
5.Социальный статус класса: образование родителей,
материально-бытовые условия семей, состав семей
(полные, неполные, многодетные).
6.Уровень ЗУН уч-ся на протяжении всего обучения в начальной школе: «5»- фамилии, «4 и5» ; слабоуспевающие.
7.Уровень сформированности общеучебных навыков коллектива и отдельных учащихся.
8.Особенности организации воспитательной работы с уч-ся, уровень культуры классного коллектива и отдельных уч-ся.
9.Работа с родителями: формы организации, актив, неблагополучные семьи.
10.Прогнозируемые результаты в 5 классе, проблемы преемственности.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Таким образом следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую неделю сентября нужно проводить педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Социальный педагог знакомит учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагает тематику классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов
Думаю, что в каждой школе есть свой немалый опыт работы по преемственности. Учителя постоянно общаются со своими выпускниками и их родителями. И учитель начальной школы всегда останется ПЕРВЫМ учителем.
Успехов Вам, коллеги в нашем нелегком труде!