Проекты и исследования учащихся по биологии в урочной и неурочной деятельности
Проекты и исследования учащихся по биологии в урочной и неурочной деятельности
Матюнина Надежда Константиновна, МБОУ «СОШ № 5 с УИОП г.Шебекино Белгородской области».
Аннотация. Учебные занятия урочной и внеурочной деятельности, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в парах и группах, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т.д. Обучающиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности.
Проектный метод представляет собой способ обучения, как «обучение через деление» (Дж. Дьюи) - когда обучающийся включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Оригинальность мышления, творчество и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в разнообразной учебно-исследовательской деятельности.
Особую роль в развитии обучающихся играют учебные исследовательские проекты, реализуемые на основе системного подхода к познанию мира природы. Основные требования, которые к ним предъявляются, следующие: наличие значимой ( социально или личностно) проблемы, требующей исследовательского поиска решения; теоретическая или практическая значимость предполагаемых результатов; организация самостоятельной ( индивидуальной, парной, групповой) деятельности обучающихся; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов - определение проблемы и вытекающие из нее задач работы, выдвижение гипотез для их решения, оформление результатов, анализ полученных данных , выводы.
Отсюда считаю, что проектно- исследовательская деятельность наиболее приемлема при работе с одаренными детьми, т.к. повышает уровень восприятия материала по предмету; формирует навыки исследования и эксперимента; приобретаются ораторские способности и навыки публичных выступлений; формирует навыки самообучения и самоанализа.
Текст доклада. В работе с одаренными детьми использую проектно-исследовательскую деятельность, как в урочной форме, так и внеурочной. По данной проблеме работаю с 2010 года, как учитель - инноватор региональной инновационной площадки « Создание муниципального ресурсного центра по работе с одаренными детьми» на базе СОШ №5. Разработала программу индивидуальной инновационной деятельности по предмету, имею результаты педагогических исследований по работе с одаренными детьми. Активно участвую в организации интеллектуальных мероприятий ресурсного центра.
В своей педагогической практике использую следующие формы работы с одаренными детьми:
1. В урочной деятельности применяю работу в парах, в малых группах, разноуровневые тестовые задания, индивидуальные творческие задания, дискуссии, консультирование, ролевые игры, викторины, тематические проекты.
2. Во внеурочной деятельности – проведение элективных курсов на основе проектно – исследовательской деятельности « Экологический практикум» (2011г); участие во всероссийских олимпиадах школьного и муниципального уровня (2010-2015гг.); участие во всероссийских турнирах (2010-2015гг.) и конкурсах, межшкольных научно – практических конференциях; работа в НОУ «Мысль»; работа в школьном каникулярном лагере «Олимпийский резерв»; работа с родителями одаренных детей.
Мониторинг участия одаренных обучающихся в конкурсах, олимпиадах, турнирах
эколого – биологической направленности за 2011-2012 учебный год:
Класс
Количество участников
Победители и
призеры
Участие в реализации сетевых мини-проектах
Результат
5-7, 10
20
Школьный каникулярный лагерь
« Олимпийский резерв»
дневник-отчет, проектно – исследовательская деятельность
5 – 7, 10
15
1.Журавлев Валерий-5 «а»
2.Гаенко Анастасия-
10 «б»
3.Воронцов Костантин-
7 «в»
Всероссийский
Ломоносовский
34 -35 турниры
3 грамоты
10
5
Гаенко Анастасия-
10 «б»
Межшкольная
научно – практическая конференция
призер,
грамота
5-7
5-7
10
10
10
10
Районная акция «Живи, елка!».
Районная экологическая операция «Первоцвет –
2012»
грамота, 3 место
грамота, 2 место
Итоговый мониторинг участия обучающихся в сетевых мини-проектах по биологии и
экологии за 2011-2012 учебный год:
год
классы
общее количество
участников
количество
одаренных
обучающихся
уровень
мероприятий
результат
2011 - 2012
5-7, 10
60
5
школьный,
муниципальный,
всероссийский.
5 грамот
Мониторинг качества знаний обучающихся в углубленных и профильных классах
за 2011 – 2012 учебный год:
класс
количество
обучающихся
профиль
УО
КЗ
1полугодие
КЗ
2полугодие
КЗ
год
10 «б»
22
социально – гуманитарный,
с изучением элективного курса «Экологический практикум»
100 %
77,27 %
77,27 %
77,27 %
Результаты опроса одаренных обучающихся и их родителей:
Вопросы опроса обучающихся
и родителей
Лоскутова
Анастасия
6 «г»
Котлярова
Анастасия
6 «а»
Журавлев
Валерий
5 «а»
Воронцов
Константин
5 «в»
Гаенко
Анастасия
10 «б»
родители
1.Предпочтение предмета:
*биология
*экология
*
*
*
*
*
*
2.Методы вашей работы:
*исследование
*наблюдение
*
*
*
*
*
*
3.Результат работы:
*научно-исследовательский проект
*социально -ориетированный
проект
*
*
*
*
*
*
4.Предпочтение:
*научно-практическая конференция
*всероссийская олимпиада
*
*
*
*
*
*
5.Оценка деятельности:
*удовлетворительная
*неудовлетворительная
*
*
*
*
*
*
Активность в организации интеллектуальных мероприятий ресурсного центра (2011 -2012 учебный год)
Мероприятия
Характер работы
Дата проведения
1. Ломоносовский турнир
организатор
2010 – 2012 гг.
2. Межшкольные научно- исследовательские конференции:
« Я – исследователь»
« Старт в науку»
член жюри
член жюри
2011г.
2012г.
3. Муниципальный этап
всероссийской
олимпиады по экологии
член жюри
2011г.
4. Реализация программ углубленного, профильного обучения и элективных курсов
- программа по элективному курсу (10 класс)
« Экологический практикум»;
- углубление по предмету в 6 «а» классе.
2011г.
2012г.
5. АПО, муниципальный уровень
2010г.
6. Каникулярный школьный лагерь « Олимпийский резерв»
Руководитель профильного отряда
2012г.
7. Работа в ресурсном центре.
Руководитель эколого-биологической секции НОУ « Мысль»
2010-2012гг.
8. Работа в ГМО учителей биологии
член ГМО
2010-2012гг.
9. Работа в психолого- медико- педагогическом консилиуме школы
член ПМПк школы
2011-2012гг.
Литература:1.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.,1981.
2.Волков И.П. Много ли в школе талантов. М.,1989.
3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.,1991.
4. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. М., 1981.
5. « Биология в школе»: №7-1999; №2-2001; №5-2002; №1,6-2003; №3-2005.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15