Консультация для педагогов на тему: Использование народного творчества в режимных моментах


Использование народного творчества в режимных моментах.
Консультация для педагогов

Использование народного творчества в режимных моментах.
Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопвает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радеет его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Они разнообразны по содержании.: колыбельные-успокаивают, веселые-радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Умело нужно использовать в работе с детьми народные пословицы, потешки, игрв, хороводы, как средство всестороннего развития детей: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову.
Особую значимость фольклорный материал представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и постоянно находится в угнетенном состоянии. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробуждать чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Перебирая пальчики ребенка можно приговаривать:
4520565-552442Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик-маменька,
А вот этот-наш малыш,
А зовут его Денис.
Ребенок посматривает то на воспитателя, то на свои пальчики, прислушивается к словам потешки, веселеет так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Итак, какие же задачи можно решить с помощью русского народного фольклора:
обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения адаптации;
воспитывать положительное отношение к режимным моментам: одеванию, умыванию, приему пищи и т д.
Создать в группе настроение можора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.
Подбирая потешки, попевки или приговорки нужно обращать внимание на то, чтобы они были простые, короткие, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание нужно уделить к подбору иллюстрированного материала. Предпостение отдать таким художникам, как Васнецов, Елисеева, Игнатьева.
Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты нужно заучивать наизусть, и конечно, искать соответствующие интонации: колыбельную произносить нараспев, ласково, негромко; веселую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой. Дети реагируют на них неодинаково: одни успокаиваются сразу, другие совсем не реагируют.
3310890714375Можно привлечь детей к играм в сопровождении потешек. Так, катая вместе с ребенком каталку-курицу или показывая заводную курочку, можно приговаривать:
Курочка тараторочкаПо двору ходит,
Цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Милых деток потешает.

Но не всегда нужно учитывать индивидуальнее особенности детей, чтобы создать у них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Так же всем известная потешка «Ладушки», звучит свежо, когда ее проговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. Ас сколько веселья вызывает у детей скачущий зайка под слова русской народной потешки:
Скачет зайка маленький
Около завалинки
Быстро скачет зайка.
Ты его поймай-ка
34061401097280Одни бросаются догонять зайку, другие прыгают, хлопают в ладоши. Так, с помощью потешек дети побуждаются к выполнению движений. При обучению ходьбе стайкой можно произносить бодро, с задором вот такую потешку:
Киска, киска брысь!
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательные отношения. И вот, для того, чтобы дети умывались или раздевались, готовясь ко сну с удовольствием, можно прибегнуть к потешкам. Так во время умывания говорите:
331089080010Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Или:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ритмичные слова вызывают у детей радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему нужно стараться, чтобы потешка сопутствовала в жизни малышей, настраивала их на мажорный лад.
3377565503555Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у них желание есть, можно произносить:
Умница, Катенька
Ешь кашку сладенькуюВкусную, пушистую,Мягкую, душистую.
И дети при помощи потешки охотнее берутся за ложку.
Не всегда дети охотно ложатся в постель. Бывает, что испытывают чувство тревоги, тоски по дому, маме. Такое поведение не редкость впервые дни пребывания в детском учреждении. Ребенку, который не хочет ложиться спать, можно ласково сказать:
328231560960Вот и люди спят,Вот и звери спят,Птицы спят на веточках,Лисы спят на горочках, Зайки спят на травушке,Утки на муравушке,Детки все по люлечкам...Спят-поспят,Всему миру спать велят.
3682365690245Одевание - сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами. И вот для того, чтобы дети быстро осваивали навыки, необходимые для одевания, на помощь приедет потешка:
Валенки, валенкиНевелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Для тех детей, которым трудно дается умение одеваться самостоятельно можно приговаривать такую потешку:
Вот они сапожки,
Этот с левой ножки,Этот- с правой ножки,
Вот так хорошо.
Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя легко запоминают их ,вводят их в свою речь. Так например качая куклу ,ребенок напевает «Баю,баюшки баю», а во время кормления куклы приговаривают «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстника. Поднимая упавшего ребенка приговаривать «Не плачь, не плачь, куплю калач»
При внесении новых игрушек, так же используют потешки. Малыши, играя, пытаются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки.
Подбрасывая куклу вверх и опуская на колени, приговаривать:
Дубочек – дубок,
3396615183515Скоро Машеньке годок!
При кормлении куклы:
Люли-люли-люленьки,
прилетели гуленьки.
Сели на воротцах
В красных чеботцах.
Стали гули говорить,
Чем бы дочку накормить.
Сахарком да медком,
Сладким пряничком.
Сладким пряником,
Коровку подоим,
Молочком напоим.
3646170299085Укладывая куклу спать, приговаривать:
Спи – ка усни,
Дитя Машенька,
Все ласточки спят,
И касаточки спят,
И курицы спят,
И синицы спят,
Нашей Машеньке
Спать велят.
Известно, что созданию положительного настроя в детском коллективе, а так же развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопится опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, можно подобрать более сложный материал для развлечения ребят. Очень нравится малышам развлечение «Дочка моя куколка». Предложить детям уложить куклу спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай», учить их ходить и ритмично приговаривать ходушку:
Катя, Катя маленькаКатенька удаленька
Пройди по дороженьке,
Топни Катя ноженькой!
Любуясь куколкой вместе с детьми ласково произносить:
Ротик – клюковкаНосик-пуговка
Глазки-луковкаДочка моя – куколка.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. При появлении Бабушки-Забавушки, дети с интересом будут рассматривать ее костюм. С восторгом встречают такие игры как «Коза рогатая или «Ладушки». У детей появляется желание общаться с Бабушкой-Забавушкой, рассказывать ей о козе.
Наиболее понравившиеся и полюбившиеся детям развлечения следует время от времени повторять. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомым им текмтом, игрушками.
Известно, что наиболее эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными людьми. Поэтому нужно рассказать родителям о значении эмоционального общения с ребенком. Важно, чтобы у растущего человека накапливался опыт общения, основанный на положительных чувствах. В этом залог нравственного воспитания личности. Желательно провести консультацию для родителей, как им пользоваться произведениями русского народного творчества дома. Тексты напевок, потоешек, приговорок и рекомендации как их применять помещать в родительский уголок или папки передвижки.
571578740