Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.


Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.
Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многоварианты даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.
Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью, из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.
Такой подход возможен лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями.
При этом должны произойти изменения личностных ориентации учителя. Он должен представлять, что пред ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить. Педагогическое содействие, помощь и поддержка каждому ученику должны стать основной функцией профессионального педагога.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:
1. Технология разноуровнего обучения.
2. Технология коллективного взаимообучения .
3. Технология сотрудничества .
4. Технология модульного обучения .УМК "Планета знаний" - является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.
УМК "Планета знаний".
Обеспечивает условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и её влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка.
Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка. Кроме того, в учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития.
Содержание УМК создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности. Одной из форм является "работа в парах". Учащимся предоставляется возможность "учиться - обучая": объяснять учебный материал другим. Процесс обучения при "работе в паре" приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.
УМК "Планета знаний" предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей каждого ученика. Комплект отличается сбалансированностью репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности.
Инновационные технологии.
1. Технология перспективно - опережающего обучения .Её основным концептуальным положением можно назвать личностный подход, нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего)
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Последующая тема даётся на каждом уроке малыми дозами 5-7 минут. Тема раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами. В обсуждение нового материала вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Другой особенностью этой технологии является комментирующее управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю,
записываю. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, ученик становится в положение учителя, управляющего классом.
Третий "кит" системы С.Н. Лысенковой - опорные схемы, или просто опоры,- выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Младшие школьники мыслят конкретно, образами. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимается страх, скованность. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание направленно не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и осмысление связей.
С.Н. Лысенкова предлагает соблюдать "педагогические мелочи":
-в 1 классе без д/з;
-д/з по новой теме даётся только тогда, когда она становитсядоступным для самостоятельного выполнения каждым;
- исключить механическое зазубривание правил и формулировок;
- каждого ученика спрашивать только тогда, когда он может отвечать.
2.Игровые технологии .Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребёнка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
3.Технологии проблемного обучения .(исследовательский метод).
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения,
уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.
Технологии развивающего обучения.
Л.В. Занков и Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова
Это технологии развития творческих качеств личности.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова .Её основными принципами являются:
- обучение нужно вести на высоком уровне трудности;
- в обучение должны играть ведущую роль теоретические знания;
-продвижение в изучении материала обеспечивается быстрымитемпами;
- школьники должны сами осознавать ход умственных действий;
- добиваться включения в процесс обучения эмоциональной сферы;
-преподаватель должен обращать внимание на развитие каждогоученика.
Система Л.В. Занкова предполагает формирование у школьников познавательного интереса, гибкую структуру урока, выстраивание процесса познания "от ученика", интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей.
Центральное место занимает работа по чёткому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определённого целого. Доминирующее начало в этой системе - индуктивный путь. Посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чём вещи и явления сходны и в чём различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Затем выделяют разные стороны и свойства явлений.
Методическая цель любого урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Технология Эльконина - Давыдова .В ней акцент делается на формирование теоретического мышления школьников.
Они учатся и привыкают понимать происходящее вещей и явлений материального мира, абстрактные понятия, отражающие их взаимосвязь, словесно формулировать своё видение различных процессов, в том числе и самого теоретического мышления.
Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя, творца. Педагог на каждом уроке организует коллективную мыслительную деятельность -диалоги, дискуссии, деловое общение детей.
На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором - проблемное обучение.
Методика обучения строится на проблематизации.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. При развивающем обучении качество и объём выполненной учеником работы оценивают не с точки зрения учителя о посильности, доступности знания ученику, а сточки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать его персональное развитие, совершенство учебной деятельности.
Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.
Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по разному организованных процессов обучения. Существует ряд определений, характеризующих педагогические технологии.
1) ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.
2) ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман).
3) ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П.Беспалько).
4) ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков).
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Я для себя выделяю три основные группы технологий:
1.Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
2.Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
3.Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д. Эти технологии позволяют мне учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с учащимися.
Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике моей работы и многих учителей нашей школы. И я считаю, что начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок". Схемы связей я очень часто использую на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы: «Время снега и льда» предлагается ребятам ответить на вопросы: какое вещество может принимать три состояния, при каких условиях происходят превращения, как называются эти процессы превращения? Во время работы над ответами детям предлагается схема, где необходимо указать логическую цепочку образования трёх состояний воды, стрелками соединить условия, при которых наблюдаются процессы конденсации и замерзания. При изучении, например, темы: «Как встречают весну животные» , ребята получают задания рассмотреть изменения в жизни животных, появление потомства, вессенюю линьку, массовый прилёт птиц и т.д. Для более тщательного исследования и усвоения материала на доске вывешиваются схемы-опоры с дополнительным набором карточек. Выполняя работу у доски и в рабочих тетрадях, ребята устанавливают определённую цепь изменений для каждой группы животных.
Очень близка мне технология дифференцированного обучения. При ее применении я делю учащихся класса на условные группы. При формировании групп учитываю личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Создаю разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения.
Очень тесно связываю с этой технологией, технологию учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и я сама. Особое значение для меня имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Например, на уроках обучения грамоте при звуковом анализе слов, я использую игру «Вертолина». Игра проводится так. К доске выходит ученик, вращает круг, какая буква выпадает в сектор, на эту букву составляется слово. Производится звуковой анализ слова. Для формирования навыков орфографии эту игру можно использовать в другом варианте. Например, в сектор выпала буква р, задание – проверяемые безударные гласные. Ученик вспоминает слова. Река - проверочное слово - реки. Задания можно изменять, используя различные варианты. Игра во фразу ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложении. Каждый ряд учащихся получает листок с первым словом предложения, затем по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось предложение. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложения и слов.
Не могу не упомянуть об психокоррекционных и креативных играх, т.е. игровых методах обучения и воспитания в современных психолого-педагогических технологиях. Эти игры занимают важное место в развитии творческих возможностей и креативной активности у детей. Развивать познавательные процессы мне помогают следующие игры: «Слушай звуки!», «Слушай хлопки!», «Канон», «Пишущая машинка» и др. Цель этих игр: развитие внимания. Например, процедура проведения игры «Пишущая машинка». Каждому игроку присваивается буква алфавита. Не следует брать буквы: й, ь,ъ, так как они редко встречаются в односложных словах. Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши. Для развития памяти, наблюдательности, восприятия можно применить следующие игры: «Запомни позу», «Слушай и исполняй!», «Художник», «Кто что сделал?», «Тень» и др. Например, ход игры «Тень». Звучит музыка. Из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные – зрители. Один ребёнок – путник, другой – его тень. Путник идёт через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идёт его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений под музыку.
Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Например, при подготовке к творческим работам, сочинениям, ребятам предлагается провести исследовательскую работу по материалам, которые имеются в сети Интернет и различным литературным источникам. Всю полученную информацию дети систематизируют в классе и выбирают наиболее интересный вариант для написания работы. Так, например, получив информационные письма о проведении городских, краевых, общероссийских Интернет-конкурсов «Долг служения Отечеству», «Гагарин в судьбе моей страны» и т.д., мы с ребятами создали информационный штаб, куда приносилась и обрабатывалась вся собранная информация. На основе собранной информации дети писали сочинения и лучшие из них стали участниками конкурсов.
Таким образом, применяя данные технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Рассмотрим возможности и преимущества информатизации обучения в начальной школе. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Как показывает мой опыт работы, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой, ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, не чувствует влияния окружающих.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать осознанность усвоения полученного материала, активно воспроизводить ранее изученные знания, отслеживать интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, и развивать творческое отношение учащихся к учению.
Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.
Компьютер в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы. Например, для повышения грамотности я использую программы типа «Семейный наставник», «Фраза», для отработки вычислительных навыков «Приключения в городе математиков», «Обучение и приключение», «Алик, летние каникулы» и т.д.
Итак, в общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения. В этой работе я попыталась представить лишь маленькую толику педагогических технологий как фактор повышения качества образования в общеобразовательной, в частности, начальной школе
Библиографический список
1.Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика N9, 1991г.
2.Бордовский Г.А.,Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика N5 1993г стр.12-16.
3. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.
4. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке М., 1992г.
5. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
6. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско,1986г.
7. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии М., Знание, 1992г.
8. Зубарева Н.С.Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. науч. труд Вып.3 в 2-х ч, Ч 1М.,1994г.
9. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения//Сов.педагогика N3,1990г. с.138-141.
10. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы
М., 1986г.