Статья Способы развития мотивационной сферы студентов на уроках

Способы развития мотивационной сферы студентов на уроках.
Т. В. Сарамбаева
преподаватель ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум»

Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений. Очевидно, что одной из центральных проблем современных учебных учреждений можно назвать формирование учебной мотивации у учащихся.
На занятиях я использую лингвистические модули. Это один из приемов подачи учебной информации. Актуальность использования приемов модульного обучения (опорные конспекты, компакты, кроки, сигналы, таблицы, схемы, алгоритмы) на уроках иностранного языка заключается в овладении коммуникативными умениями говорения, чтения и письма; развитии творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь, положительно сказывается на итоговых результатах обучения студентов.
Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой студент работает с учебной программой, составленной из модулей. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Элементы внутри модуля взаимозаменяемы и подвижны.
Каждый из модулей включает в себя теоретический блок (теоретические сведения с примерами) и блок – практикум (тренировочные задания с ответами и задания для самопроверки). Урок, построенный в любой технологии, имеет жесткую базовую модель. Она состоит из организационного этапа, цель которого – ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление студентом того, что он уже знает, к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование). Теперь, когда цели поставлены, начинается основной этап урока – работа с информацией, с целью ее осмысления, понимания. Преподаватель должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации. Это могут быть таблицы, графики, схемы, модели, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого студента. На этом этапе происходит структурирование учебной информации. Либо она дробится, либо укрупняется.
На этом этапе преподаватель использует различные методические приемы, и именно по их характеру можно определить, в какой технологии смоделирован урок. Успехов в процессе обучения можно добиться прежде всего через совершенствование форм и методов, использование различных приёмов и способов в практической деятельности. Это может быть составление опорных конспектов, сигналов; использование графических средств в изложении программного материала (таблицы, схемы, кроки, алгоритмы и т.д.). Активное применение всевозможных средств графики эффективно, особенно на той стадии, когда требуется воспроизведение и систематизация программного материала. Это схема-опора, рисунок (картина) - опора, крок, компакт, опорный конспект; тематическая сетка текста и др. Из опыта работы я поняла, что студенты технических специальностей («Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» (по видам транспорта), «Прикладная информатика» и др.) лучше усваивают материал, если он преподносится в виде таблиц, схем-опор. Схемы, таблицы, компакты могут быть разработаны преподавателем или, если позволяет время, создаются на учебном занятии студентами. Наглядные средства мною используются практически на каждом занятии. Это продиктовано тем, что учащиеся продуктивнее усваивают материал при помощи зрительной памяти.
Схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения. В инновационном обучении схемы-опоры применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия. Использование опорных схем на уроках считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений учащегося - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.


В результате восприятия текста его смысловые элементы подразделяются на следующие составляющие: главный смысл, центральные и второстепенные элементы. Эти элементы можно расположить на схеме - опоре.

Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута проделанного "лингвистического путешествия", восстанавливаемого затем по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала. Крок выступает средством развития устной речи.
Компакты - одно из последних слов в методике современного преподавания, один из элементов общей системы графической наглядности в лингвистике. Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними. В компактах можно представить сразу целую тему, значительно сократив поясняющую часть, которая считывается по компакт-кругу.
Для обучения пониманию текста можно использовать задания, называемые смысловым организатором (advance organizer), в котором пропущено смысловое звено. В «смысловом организаторе» со студентами заранее обсуждаются отдельные текстовые детали, существенные для понимания идеи, но ядерный смысл во время предварительной работы остается не раскрытым. Его студенты определяют сами в процессе и результате чтения. «Смысловой организатор» представляет собой таблицу, называемую textual grid. Все ячейки этой таблицы заполняются ещё до начала чтения текста в ходе предварительного обсуждения его содержания. Незаполненной остается лишь центральная ячейка, в которую уже после прочтения текста студентами вписывается основной смысл текста.
В ходе чтения текста целесообразно использовать приём “пошагового смыслового организатора”. Уже на этапе понимания заголовка, ещё до чтения текста студент может построить суждение типа “I expect that” и предположить, о чём будет данный текст. После того как он прочёл первый абзац, он может построить суждения типа “I expect that”, “I know that”. Одновременно студенты могут предугадать, что будет дальше. Продвигаясь по тексту в процессе чтения, студенты заполняют соответствующую карту, которая может выглядеть так:
I expect that
I know that




Применение таких модулей с использованием активных форм и методов значительно оптимизирует процесс обучения, так как освобождает от поиска нужных сведений в различной учебной литературе и позволяет сосредоточить внимание именно на том аспекте лингвистического анализа, который вызывает затруднения у конкретного учащегося.
Предлагаемый подход позволяет добиваться хороших базовых знаний по предмету, формирует лингвистическую компетенцию учащихся, способствует овладению ориентированных знаний, развитию индивидуальных способностей учащихся. У студентов формируются навыки самообразования; вырабатывается устойчивый интерес к предмету, развиваются творческие способности в освоении учебного материала. Стремление к удовлетворению потребности в творчестве является тем необходимым условием для формирования мотивов к творческой, а значит и учебной деятельности.
Литература.
Буслаева М.А. Использование метода наглядности на уроках русского языка. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
Валгина, Н.С. Теория текста. - М., 2003
Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001
Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка: Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2003.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1975.
Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – СПб: «САГА»; «Азбука-классика», 2005.
Новиков А. И. Текст и его смысловые доминанты / Под ред. Н. В. Васильевой, Н. М. Нестеровой, Н. П. Пешковой.- М.: Институт языкознания РАН, 2007. 224 с.
Ромашина Н.Ф. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. Методическое пособие. – М.: Планета, 2012.
Сухих Л.В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности. - Издательский дом "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
Шайкевич А.Я. Распределение слов в тексте и выделение семантических полей // Иностранные языки в высшей школе. – Вып. II. – М., 1963





Рисунок 36Схема 1
ђ Заголовок 3 Заголовок 615