План-конспект урока с использованием мультимедийного проектора в 5-м классе по теме «Приемы выпиливания лобзиком»

План-конспект урока
с использованием мультимедийного проектора
в 5-м классе по теме
«Приемы выпиливания лобзиком»

Цели:
Обучающая:
научить выпиливать изделия из фанеры лобзиком;
сформировать начальное представление об этапах проекта;
научить определять потребность в изделии и кратко формулировать задачу на выполнение проекта.
Воспитательная:
воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения;
воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы;
продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность.
Развивающая:
развивать умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
развивать творческое мышление и воображение;
развитие у учащихся самоконтроля.
Ключевые понятия: лобзик, пилка, фанера, струбцина.
Объекты практической деятельности: модель подставка-кенгуру.
Оборудование: столярный верстак, лобзики, лобзиковые пилки, шило, заготовки из фанеры, готовая модель изделия, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, видеосюжет, наждачная бумага.

Ожидаемые учебные результаты:
Умение характеризовать процесс пиления фанеры лобзиком.
Умение характеризовать назначение и устройство лобзиком.
Умение определять способы получения изделия заданной формы и размеров.
Умение определять этапы и правила пиления лобзиком.
Умение выполнять пиление лобзиком заготовок из фанеры.
Умение придерживаться правил безопасного труда в процессе пиления лобзиком.

Ход урока:
I. Организационная часть
приветствие;
проверка наличия учащихся;
проверка наличия учебных и рабочих принадлежностей.
II. Сообщение темы и цели занятия. Применить интерактивный метод «Презентаций». Слайд № 1
Применить интерактивный метод обучения «Ожидание». Задать вопрос учащимся: «Что вы ожидаете узнать на сегодняшнем уроке?» Слайд № 2
III. Изучение нового материала: Выпиливание лобзиком изделий из фанеры.
1. Знакомство с новым материалом.
Устройство и подготовка лобзика к работе. Слайд №3
Много красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика.
Слайд №4
Лобзик ( см. рис.) состоит из рамки 1 с ручкой 2, верхним 3 и нижним 4 зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки. Слайд №5
Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим (см. рис.). Слайд №6. После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. Для этого один конец рамки упирают, например, в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами. Слайд №7
Во время рассказа учитель демонстрирует подготовку лобзика к работе



2. Закрепление пройденного материала.
Контрольный вопрос на закрепление материала. Слайд №8
– Куда при установке пилки должны смотреть зубья?
Ответ ученика.
– Зубья должны быть направлены в сторону ручки.
3. Знакомство с новым материалом.
Как производится пиление фанеры лобзиком. Слайд №9
При выпиливании лобзиком в зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик, называемый ласточкиным хвостом. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают. Слайд №10 Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзиком. Слайд №11
Вырезанные участки заготовки зачищают шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфили – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении. Слайд №12


4. Закрепление пройденного материала.
Для лучшего усвоения приемов выполнения пиления фанеры лобзиком личная демонстрация.
5. Знакомство с новым материалом.
Следующий вопрос очень важный: коснемся вопросов техники безопасности.
5.1. Организационный момент – отметка наличия спецодежды.
5.2. Правила техники безопасности при работе с лобзиком. Слайд №
– Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;
– Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;
– Надежно закреплять пилку в рамке лобзика;
– Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
6. Закрепление пройденного материала.
6.1. Для контроля усвоенных правил безопасной работы при работе лобзиком, повторить другими учениками (3-5 человека).
6.2. Попросить ученика обобщить подготовку и технику выполнения выпиливания.
Спросить кто-то может иметь дополнения.
7. Знакомство с новым материалом.
Предупреждение о возможных ошибках при выпиливании, и о получаемых дефектах: скол одного (или нескольких слоев фанеры). Слайд №13
IV. Изучение нового материала: Слайд №14
Вывод учителя об объекте для изготовления с учетом ограниченного времени и материала заготовки выполнить модель «Кенгуру».
Все бригады – кенгуру. Слайд №15
Ученики еще раз, но уже с определенным изделием кратко формулируют задачу.
Последовательность изготовления. Для представления о готовности выполнения следующего задания, предложить ученикам рассказать последовательность изготовления (не ожидая услышать правильного рассказа).
Выдать задания всем бригадирам.
Подготовка фанеры (выпилить и обработать)
Нанести рисунок
Выпиливание лобзиком
Зачистка
Подготовить к сборке (подгонка соединений)
Сборка на клею
Анализ учителя предложенных ответов.
Дополнительные вопросы: почему не применили такую операцию как:
– выдолбить рисунок стамеской?
– приколотить гвоздями (сборка)?
Подведение итога по последовательности изготовления изделия (повторить правильную последовательность).
V. Запись домашнего задания. Применить интерактивный метод обучения «Анализ ситуации».
К следующему уроку придумать и написать в тетради свой способ крепления пилки при изготовлении изделия из фанеры.
VI. Вводный инструктаж. Слайд №16
Предварительный вопрос: Каким способом Вы можете предложить нанести рисунок на фанеру?
Ответы: – по шаблону;
– перенести рисунок с помощью копировальной бумаги.
VII. Практическая работа.
Нанесение рисунка.
Выпиливание лобзиком деталей изделия.
VIII. Текущий инструктаж.
Индивидуальный или групповой.
С целью: контроля правильности организации рабочих мест; контроля правильности выполнения технико-технологической операции – выпиливание лобзиком, с указанием как учащийся должен скорректировать свою деятельность: изменить стойку, темп, хватку инструмента, правильность выполнения операции; контроля осуществления самоконтроля учащимися.
В случае массовой ошибки, необходимо остановить всех и провести дополнительный инструктаж, обратив внимание на массовые ошибки.
IX. Заключительный инструктаж.
Общая характеристика работы учеников.
Анализ конкретных допущенных ошибок.
Демонстрация положительных и отрицательных моментов в работе.
Предложения бригадиров по выставлению оценок от внесенного вклада.
Оценка деятельности каждого ученика.
Достижение поставленной цели в начале урока каждым учащимся.
Повтор уже имеющегося домашнего задания.
X. Уборка рабочих мест.








Близнюк О.П.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 415