Статья Опыт использования здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС


«Здоровьесохраняющая среда в начальной школе»
Слайд:Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Сегодня я говорю вам «здравствуйте», таким образом, желаю всем и каждому здравия, то есть здоровья.
Проведем эксперимент. Представьте, что вы отправились в путешествие на воздушном шаре. Человек в корзине воздушного шара - это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите 6 ценностей, важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Вычеркните 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? Я думаю, что каждый из Вас оставил одну самую важную ценность – это здоровье.
Да, сегодня мы поговорим о здоровье.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы, классного руководителя по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Слайд: Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.
Слайд: В рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования наша школа ведет активную работу по эффективной реализации здоровьесберегающей деятельности. В рамках проекта мною была составлена целевая программа «Здоровьесохраняющая среда в начальной школе».
Слайд: Цель программы - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
организация и проведение пропагандисткой работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.
Качественное обучение невозможно без грамотной его организации. С учетом Федеральных государственных требований необходимо организовать учебную деятельность, используя здоровьесберегающие технологии.
Слайд: Здоровьесберегающие технологии, которые мы используем в работе – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога,  ребенка и родителя.
Слайд: Это взаимодействие происходит на разных уровнях:
На уровне самого ребенка, когда ребенку важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у него появляется возможность самореализоваться, самоорганизоваться, самоопределиться.
На уровне межличностных отношений в образовательном пространстве. В воспитательном пространстве вокруг детей организуется взаимопомощь важных для него взрослых (родителей, учителей), сотрудничество с этими взрослыми, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
На уровне организации различных видов деятельности.  Педагоги создают такую воспитательную систему в образовательном учреждении, которая формирует у всех участников образовательной среды навыки, позволяющие сохранить и укрепить СВОЕ и ДЕТСКОЕ здоровье. У всех участников этой образовательной среды создается положительная эмоциональная атмосфера.
Слайд: Правильно организованная учебная деятельность и внеурочная работа в оптимальных условиях при благоприятном эмоциональном фоне и поддержке родителей обеспечивает желаемый результат. Главный принцип – не ребенок для школы, а школа для ребенка. Я использую различные оздоровительные мероприятия в учебном процессе и во внеурочной деятельности:
Слайд
Игровые оздоровительные технологии;
Веселые физминутки на уроках;
Корригирующая гимнастика, СуДжок – терапия;
Предметные валеологические недели;
Конкурсы рисунков и поделок;
Участие в театрализованных постановках;
Экскурсии и походы на свежем воздухе;
Классные часы, праздники, соревнования, внеурочные занятия, КВН по здоровьесбережению.

Так как большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, то наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Слайд: Немаловажный фактор успешности в школе – это обстановка в классе. В классе тепло, уютно, светло, чисто. Соблюдаются гигиенические нормы СанПин.
Слайд: На уроке важно:
! Психологический климат
! Соблюдение Сан Пин (освещение, ростовая мебель, чистота)
! Рациональная организация (создание ситуации успеха, возможность выбора, чередование различных видов деятельности, динамические паузы)
! Посадка, правильная поза
! Продолжительность урока (1 класс- 35 мин; 2 класс – 35+10 на снятие утомления; 3-4 классы – 45 мин)
! Наличие эмоциональных разрядок.
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей и на уроках и во внеурочное время. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия.
Слайд: Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
Слайд: Установка перед занятиями. Часто учителю трудно настроить детей на урок, сконцентрировать их внимание, снять перевозбуждение после долгой перемены. Использую аутотренинг перед уроком – психологическую установку на урок. Психологическая установка на урок занимает несколько секунд и позволяет учащимся включиться в работу и работать спокойно и уверенно.
Слайд: Физминутки. Физминутки различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения. Они делятся на: оздоровительные, физкультурно – спортивные, двигательно – речевые, креативные. Мною составлен на диске перечень физминуток по степени воздействия на организм ребенка.
Слайд: Гимнастика для глаз. На своих занятиях с детьми я уделяю достаточно времени зрительной гимнастике. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз, для улучшения аккомодации. Использую тренажеры ( по Методике Ковалевой) для глаз и снятия утомления. «Горизонтальная восьмерка», «Часики», «Мое имя», «Глаз-путешественник», «Бегущие дорожки», «Цветовые огоньки».
Слайд: Дыхательная гимнастика. Чаще всего мы не задумываемся над тем, как дышим, и какое огромное значение для здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность, появляются головные боли. Поэтому регулярно проводим дыхательную гимнастику.
Слайд: Держи осанку. Гимнастика. На уроках физкультуры занимаемся гимнастикой. Это специальные упражнения для укрепления мышц, улучшения кровообращения и расслабления мышц, снятия переутомления.
Слайд: В первом классе используем нетрадиционный подход к формированию правильной осанки при письме – упражнение «Держи осанку!»
Слайд: Пальчиковая гимнастика. Регулярно провожу пальчиковую гимнастику (кинизеологические минутки) при помощи различных приспособлений. Это и природный материал (каштаны, орехи, массажные мячики, шарики). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, концентрируется внимание.
Слайд: СуДжок - терапия. На уроках успешно использую элементы су-джок терапии. Су-Джок – это жесткий массажный мячик с колючками и два кольца – это достижение Восточной медицины (показываю). Слайд: Су-Джок в переводе с корейского языка означает «кисть» и «стопа». В основе этого метода лежит представление о том, что кисть и стопа являются миниатюрными копиями человеческого тела. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Таким образом, используя в пальчиковой гимнастике этот массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества органов.
Самомассаж шариком Су-Джок.
Шар по кругу я катаю
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
Слайд: Точечный массаж активных точек. В осенне - зимний период, когда происходит обострение простудных заболеваний и вирусных инфекций проводим точечный массаж активных точек.
Слайд: Спортивные, игровые перемены. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
Слайд: Цветотерапия. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см).
Каково же их назначение?
Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
Слайд: Групповая работа. Одна из важнейших здоровьесберегающих технологий – ненасильственное обучение. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия, т.е. работа в группах, Слайд: в парах. Уроки, на которых ведется такая форма работы, выстраиваются и оцениваются в здоровьесберегающем аспекте.
Слайд: Технология В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой
Упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности:
Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами;
на стенах класса карточки с мелкими силуэтными изображениями предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см) дети находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.
Слайд: Большое внимание ЗОЖ уделяется и во внеурочное время.
Слайд: Внеурочные занятия. В процессе изучения темы «Здоровье младшего школьника» основное внимание должно быть уделено вопросам личной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья.
Слайды. Вашему вниманию я хотела бы представить слайды с внеурочными занятиями, которые способствовали созданию здоровой среды в моем классе, которые позволили не формально – назидательно, а в доступной и увлекательной форме обеспечить усвоение правил сохранения здоровья.
Слайд: Лагерь. В школе функционирует пришкольный оздоровительный лагерь. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: режим дня, питания, закаливания, посещение п/б «Садко», нахождение на свежем воздухе, участие в спортивных соревнованиях, конкурсах. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Слайд: Психологический комфорт. Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие  всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя комфортно. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается. Доброжелательность, позитив, уместный юмор, такт – это правильно, но не всегда достаточно. Нужно углубиться в проблемы детей и их эмоциональное состояние. От него зависит психическое здоровье ребенка.
Слайд: Анкетирование детей и родителей помогает построить систему работы, не допускать конфликтов и корректировать взаимоотношения. Проводится ряд тестов, диагностик на выявление самочувствия ребенка в коллективе, дома, в школе, а также тесты на мотивацию обучения; особенности здоровья ребенка.
Слайд: Родителям по итогам диагностического обследования на родительских собраниях даю рекомендации по сохранению и укреплению здоровья.
Участие в конкурсах.
Слайд. (2) Я как классный руководитель и мои ученики, а также их родители активно участвуем в конкурсах по здоровьесбережению.
Мы приняли участие во Всероссийском Конкурсе на разработку дополнительных общеобразовательных программ по формированию культуры здорового питания обучающихся с акцентом на активные методы обучения в номинации «Лучшее визуальное средство» (стали победителями в Южном Федеральном округе), «Права потребителей на здоровое питание», конкурс плакатов по ПБ; конкурс рисунков «Мой стиль – здоровый образ жизни!», конкурс «Здоровые истины», «Учитель здоровья»… Выступаю на конференциях и семинарах.
Слайд: Работая над проблемой оздоровления детей, можно сделать конкретные выводы.Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, Слайд. Диаграммы. А также мониторинг показывает, что дети с удовольствием занимаются спортивно – оздоровительными технологиями.
Вывод: Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение будет более здоровым и развитым физически.
Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, ребенок должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье, а задача взрослых помочь ему это осознать и понять.
Слайд: Рецепт здоровья и счастья для учителей.
«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной нам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».