План-конспект урока математики в 4-м классе по теме: «Многозначные числа. Разряды и классы». (Урок изучения новых знаний)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
План-конспект урока математики
в 4-м классе по теме:
«Многозначные числа. Разряды и классы»
(Урок изучения новых знаний)
Цели: познакомить с названиями и последовательностью чисел в пределах 1 000 000
Задачи:
1. Познакомить с записью чисел, больших, чем трёхзначные.
2. Учиться читать и называть эти числа.
3. Учиться читать и записывать в виде многозначных чисел информацию, представленную в таблицах.
4. Пробудить интерес к математике.
5. Совершенствовать вычислительные навыки.
6. Развивать познавательную активность.
7. Развивать навыки коммуникативных умений.
8. Воспитывать умение наблюдать и рассуждать.
Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, доска, мел
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.
Великая радость – работа.В полях, за станком, за столом!Работай до жаркого пота,Работай без лишнего счёта –Всё счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
Слайд 1.

2. Мотивация урока. Устный счет
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку:
Летит – гудит,Сядет – молчит.Целый день в трудах,То в лугах, то в садах.И кто ей друг –Тот всегда с медком.А кто ей не люб –Спасайся бегом!
– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси отмечали праздник пчелы 30 апреля. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
Тренажер.
– Давайте посчитаем устно, поиграем в игру «Помоги пчёлке собрать мёд».
Слайд 2.

Сегодня на уроке мы познакомимся с записью чисел, больших, чем трёхзначные.
Будем учиться читать и называть эти числа
– Итак, в путь за пчелой. Запишите в тетради число, классная работа.
3. Актуализация учебного материала. Работа над пройденным материалом.
Нам известно какими единицами счета пользуются при счете от 1 до 1000 (единицы, десятки, сотни). За пределами больше 1000 можно считать так же, только добавляем слово ТЫСЯЧА.
Одна тысяча, десять тысяч, 100 тысяч. Трехзначные числа записываем по разрядам. Для этого пользуемся таблицей разрядов и классов.
Слайд 3. Решение задач

– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда открывается первый цветок.
Давайте решим задачу: “Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче? Что говорится о пчеле? Об ученике?
Слайд 4.
Пчела – с 4 ч до 20чУченик – с 8ч до 12чВ ? раз больше, на ? часов меньше
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.) Как? Записываем 1 действие (20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.) Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.)
– Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?
– Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого? (Последующая проверка решения и записи ответа).
4. Физминутка. Слайд 5.

5. Работа над закреплением пройденного материала (учебник стр. 61 № 6).
6. Электронная физминутка для глаз «Львенок и черепаха» (на облачко)
Слайд 6.

5. А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел (слайд 7)
Пчела может улететь от улья почти на 8 км и безошибочно найти дорогу обратно. Переведите километры в метры.
Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать четыре тысячи пятьсот вылетов и взять нектар с 10 млн цветков.
– Запишите числа на доске и сравните их: (по одному у доски)
Сейчас в мире насчитывается около двадцати тысяч видов пчел.
Медоносная пчела машет крыльями со скоростью одиннадцать тысяч четыреста раз в минуту, создавая характерное жужжание.
6. Подведение итога урока. Слайд 8

7. Графическая матрица (задание на развитие логического мышления).
– Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось. А вы можете сделать правильный вывод, и заполнить пустую клетку в квадрате с загадочными знаками? На обратной стороне правильно выбранной фигуры написано название страны и города, в котором люди воздвигли памятник пчеле.
Слайд 9.

– Вы сделали правильный выбор и теперь знаете, что памятник пчеле находится в Японии в городе Гифу. А необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений. 8 – расстояние свыше 1000 метров, 0 – до цветка не более 100 метров.
– Наш необычный урок подходит к концу. Мы выполнили все задания.
– Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего, не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов.
– А какую пользу для человека приносит пчела? (Ответы детей).
– Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Ни пчелы без жала, ни розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
8. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Кто сегодня на уроке почувствовал себя учёным, добившимся успеха. Я довольна вашей работой на уроке. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!
9. Информация о домашнем задании. Карточки.