Выступление на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»


Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья обучающихся относятся:
– стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся;
– недостаток физической активности обучающихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников; – чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
– невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
– низкий уровень культуры здоровья обучающихся и их родителей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
– « не навреди»;
– приоритет действенной заботы о здоровье обучающихся (предполагает, что всѐ происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся);
– триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);
– непрерывность и преемственность;
– субъект – субъектные взаимоотношения с обучающимися (связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);
– соответствие содержания и организации обучения возрасту обучающихся;
– гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
– приоритет позитивного влияния над негативным;
– ответственность обучающихся за своѐ здоровье;
– «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет);
– контроль за результатами.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности обучающихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаток желания заниматься физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).
2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»).
3. Использование между уроками малых форм физической активности обучающихся (физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы и др.).
4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.
5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей-предметников).
6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие обучающихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различаются следующие технологии:
Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно- гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм и т. п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
Гигиенические условия обеспечение учебного процесса
Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.
Учитель физической культуры должен:
– осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
– контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
– перед началом занятий проводить тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления оборудования.
Требования к школьным образовательным технологиям
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
– в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
–процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
– отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
– учитываются индивидуальные особенности обучающихся;
– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребѐнка;
– обеспечивается достаточный уровень мотивации;
– учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
– предупреждается переутомление;
– позитивные воздействия преобладают над негативом;
– показатель успешности используется для развития позитивных начал;
– оценка выполняет стимулирующую роль;
– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Рациональная организация урока
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 минут.
Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:
– плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
– число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.);
– длительность каждого вида деятельности (мин);
– частота смены видов деятельности (мин);
–число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
– места, длительность и условия применения ТСО;
– частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 мнут любого урока занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
Двигательная активность школьника. Двигательная активность обучающихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической физической нагрузки. 2 урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности обучающихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики обучающиеся по-разному реализуют потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры лежит на плечах учителей физкультуры.
«Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должны руководствоваться учителя физкультуры. Физическая активность должна быть организованна двумя направлениями:
1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работа в спортивных секциях во внеурочное время;
2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, динамические часы, физические упражнения на удлиненной перемене).
Тест-анкета для самооценки обучающимися изменений своего состояния здоровья
Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.
1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)
2. Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о своѐм здоровье, «+5» – стал больше заботиться о своѐм здоровье)
3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?
4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?
5. Как изменился характер питания?
6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5», полезные «+5»)
7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?
8. Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону? («+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже). 9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?
10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).
11. Изменился контакт твоих родителей со школой?
Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья
Возможны два варианта ответа: да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись.
2. Я ношу портфель, а не ранец.
3. У меня привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.
6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
7. Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.
8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.
9. Бывает, я курю.
Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 – 11 классов
Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого вызвать.
4. Тебя критикуют.
5. Выполнение контрольного зачѐта.
6. Учитель называет оценки контрольной работы.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.
9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.
10. Неожиданный вопрос учителя.
11. Не получается домашнее задание.
12. Принятие важного решения.
(До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень; более 30 – высокий уровень.)