Использование межпредметной интеграции для повышения качества образовательного процесса











УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
БИЧЕЕВОЙ ЛИЛИИ ГЕОРГИЕВНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 14
ПОСЕЛКА АГА – БАТЫР КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Тема:
«Использование
межпредметной интеграции
для повышения качества
образовательного процесса»



2007 год



«Нет силы более могучей, чем
знание; человек вооруженный
знанием,- непобедим
А.М. Горький.
Интерес к учению – залог хорошей учебы. Но как вызвать интерес, какие формы и методы использовать для этого?
Я работаю над темой «Использование межпредметной интеграции для повышения качества образовательного процесса.»
Она является составной частью методической темы школы- «Личностно- ориентированный подход и дифференциация как средства повышения
качества образования» Интегрированный урок-это междисциплинарная форма учебного процесса, которая базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.
Структура и логика конструирования интегрированного урока, способы организации его по реализации педагогических задач в соответствии с теми или иными принципами и условиями педагогических технологий имеет определенные функциональные назначения.
Подобный урок требует особой подготовительной работы, важным выражением которой выступает активный поиск эффективности методов его проведения.
Интегрированные знания позволяют охватить содержание многих природных состояний и явлений в их взаимосвязи и динамике не только на уроках природоведения, но и уроках чтения, русского языка, математики.
Достижением цели интегрированного урока может быть последовательное формирование в создании младших школьников целостного взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них умения давать комплексную оценку явлениям в природе и выражать их в поэтических образах грамотно написанными словами.
Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий. Через систему интегрированных уроков формирую эстетические, экономические, нравственные аспекты мышления, развиваю креативность у учащихся.
Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, благодаря комплексному подходу к обучению, если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием знаний,



последовательное формирование понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников начальных классов.
Особенно интересными бывают уроки с компьютерной поддержкой, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требует тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изученных понятий и явлений. Говоря о цели урока, я четко представляю, на каком уровне должна сформировать умения и навыки каждого ученика, и закладываю в урок все необходимое: учебные цели для учащихся каждого уровня усвоения, конкретизирую их соответствующим объемом знаний и умений, видами деятельности и планирую проверку соответствия подготовки учащихся требованиям программы. Я использую методические пути активизации познавательной деятельности детей, как создание проблемных ситуаций, повторительные беседы с выявлением знаний из смежных дисциплин, домашние, индивидуальные и групповые задания, разрешение вопросов природоведческого характера, возникших при чтении литературы или просмотра телепередачи.
Известно, что работать со словами на уроках чтения нужно, но так, чтобы знания по русскому языку не мешали восприятию искусства слова.
Результатом упорного, настойчивого труда являются прочные знания учащихся. В повышении эффективности обучения и воспитательной значимости предметов, в своей работе я использую интегрированный курс детской риторики + 1 час русского языка и изучение геометрического материала из курса математики с предметами технологии и ИЗО.
Например: /из тематического планирования 3 класса изучение геометрического
материала/
математика ИЗО технология
Многоугольники Заготовка многоугольников
для аппликации

Прямой угол Изготовление аппликации
из геометрических фигур.
/Открытка к празднику
/
Свойства сторон Узор в полосе
Прямоугольника /Выполнение линейного
рисунка/

Единицы времени Рисование на тему:
Год, месяц. «Любимое время года»


Час, минута Изготовление циферблата


Определение времени Изготовление циферблата
По часам. /Продолжение работы/

При их систематическом и целенаправленном осуществлении учебный процесс разрешает существующее в предметной системе противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащихся и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни ребенка. Считаю, что такая организация учебно-воспитательного процесса сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов, более
эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Такое планирование учебного материала помогает соединить получаемые знания в единую систему.
Учитывая психологические особенности учащихся, провожу отбор содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса.
Изучение трудных тем становится более облегченным тогда, когда и слабый и сильный вовлекается в дело. Для этого использую ролево-игровые и творческие проекты, что позволяет сделать учебный материал доступный каждому, а учебный труд осмысленным и одновременно обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.
А.С. Макаренко писал: «Только школа и книга могут определить наше движение вперед». Поэтому я особое внимание уделяю чтению. Ведь чтение является ведущим предметом в школе, стоит большую часть резервного времени заниматься работой над текстом и словами, предложением, пересказом и т. д.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением математических задач, умело передает основную мысль текста, что ведет к развитию речи учащихся и расширению словарного запаса и кругозора. Для этого необходимо, чтобы в режим ребенка было включено ежедневное чтение книг, желательно в одно и то же время. Подобная система занятий способствует ускоренному росту техники чтения, что можно пронаблюдать на графике динамики скорости чтения.
В.А Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости детей-школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали,
мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Ведь чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.




Используя резервное время на чтение, я заметила, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней

обучения, от начальной до высшей школы.
Так как уроки чтения тесно связаны с другими предметами, то не трудно во время изучения статьи по природоведению ,заняться беглым, выразительным и
осознанным чтением, так как без этого не будет понятен материал статьи; или, выполняя иллюстрацию к художественному произведению, я не стараюсь сама
читать детям нужный текст, даю возможность сделать это самим, благодаря чему совершенствуется навык чтения.
Когда у меня высвобождаются резервные часы за счет интеграции, я часто использую их на коллективное чтение произведений, которые являются любимыми для определенного возраста. Например: рассказы Н.Носова, сказки А.Пушкина, повести М. Пришвина и В.Катаева и т. д. Прочитав произведение, провожу беседу по содержанию или делаем анализ поступков героев, устно выполняем их словесные портреты или подбираем музыку.
Так, прочитав стихотворение В.Жуковского «Жаворонок» и прослушав музыку П.Чайковского «Времена года», дети легко определяют, что фоном для этого стихотворения может служить музыка месяца – апрель.
Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе. Оно является неисчерпаемым источником обогащения знаниями. Это способ развития познавательных и речевых способностей учащихся.
Вовлечь ребят в эту работу нетрудно, если для этого использовать увлекательный материал, различные задания к текстам, яркую наглядность или схемы-опоры.
Большую роль в привитии любви к чтению играет и связь с библиотеками, где мы вместе с библиотекарем проводим «Книжкины недели», «В гостях у сказки», «Книжкины именины» и т. д.
Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное, где следует добиваться оптимальной мыслительной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Такой творческий подход даст правильное беглое, сознательное и выразительное чтение. Все это помогает детям осознать, осмыслить каждый момент урока, объяснить, обосновать, доказывать свои действия. Вот почему к концу обучения на начальном этапе все учащиеся умеют хорошо и связано говорить, логично рассуждать.
Высокая организация каждого урока и его отдельного этапа, дружная работа класса создают резерв времени, а значит, возможность выполнить
большой объем работы за урок. В результате такой организации учебного процесса, в классе создается четкий, единый, общий темп работы, заданный
самими учениками.



За небольшой отрезок времени во время интегрированного урока детской риторики и русского языка /3 класс. Тема: «Правильная речь. Второстепенные члены предложения»/, мы успеваем поработать над предложениями, их структурой, выделением главных и второстепенных членов предложения,
задаем вопросы к тексту, даем полные ответы и т. д. А затем час резервного времени я использую на уточнение второстепенных членов предложения.
Во время разбора предложений ученики называют не только второстепенные члены предложения, но и части речи, которыми они выражаются.
Тем самым мои ученики учатся устанавливать взаимосвязь слов в предложении, умело выделяют словосочетания, находят зависимые слова. Они не испытывают затруднений при изучении раздела «Предложение» на второй ступени обучения, хотя в это время происходит смена учителей.
К интегрированным урокам я готовлюсь особенно. Обязательно подбираю
материал, который неразрывно связан между собой, что дает формировать
знания учащихся логично, а урок становится единым целым, где материал по
детской риторике плавно переплетается с материалом по русскому языку,
который обязательно носит познавательный характер. Здесь необходимо
выбрать формы и методы, которые способствуют его легкому усвоению.
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
А.Яшин.
Для того чтобы урок приносил детям не только знания,
но и радость познания, общения, уверенность в себе, на урока
русского языка использую различные формы,
приемы и методы обучения грамотному письму, развитию
устной и письменной речи.
Одной из актуальных задач преподавания
русского языка в школе является формирование и развитие у
школьников представления о хорошей речи и речевого
самоконтроля - способности предупреждать появления ошибок, находить и устранять их в чужих и высказываниях.
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения.
Представления о хорошей речи формируется не только при чтении и анализе образцовых текстов, но и на основе отрицательного речевого материала, путём демонстрации того, как писать не надо.



Воспитание речевой культуры учащихся - длительный и сложный процесс, который предполагает целенаправленную систематическую работу по ознакомлению с нормами литературной речи, предупреждению и исправлению различных речевых ошибок, но, прежде всего - по классификации ошибок. Классификация ошибок – инструмент оценки правильности речи. Ошибкой следует считать нарушение требования правильности речи, недочетом – нарушение требований хорошей речи.
Словарная работа – это доступное эффективное средство обучения грамматике и культуре речи, поэтому обязательным этапом каждого моего урока является словарно-орфографическая
работа. Цель учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств учащегося. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Все слова, рекомендуемые для изучения, я делю
на тематические группы ( по 10-12 слов в каждой). Работу начинаю с повторения уже изученных слов группы. Ежедневно ввожу по одному новому словарному слову. После того как спустя неделю (если в группе 10 –12 слов) все слова будут изучены, усиленно работаю в течение 5 дней над их запоминанием, подключая все анализаторы.
Хороший, ясный выговор, такой,
чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое
ухо в различении этих звуков – вот
главное основание правописания
К.Д. Ушинский.

Для того чтобы написать предложение без ошибок, учащийся должен знать сразу несколько разных правил и видеть эти орфограммы в словах и предложениях, поэтому работу над правописанием безударных окончаний существительных, прилагательных и др. частей речи начинаю при изучении этих же частей речи. Выстраивается она в несколько этапов. Должна заметить, что до этой работы учащиеся должны знать, различать
склонения существительных и иметь представление об изменении по падежам.
На начальном этапе учащиеся получают следующие знания:
Распредели слова на три группы по склонению. Поставь ударение, выдели окончания.
Просклоняй слова 1-го склонения. Понаблюдай за окончаниями.


3. Что ты заметил?
4.В каком слове легче было написать окончание? Почему?
( В слове стена окончание в сильной позиции, под ударением.)
Сделай вывод, как проверить написание окончаний
сущ. 1-го склонения. (Надо подобрать или запомнить
опорное слово с ударным окончанием.)
Главная цель всей работы – показать ученикам, что принцип написания окончаний причастий и прилагательных одинаков.

Важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого поможет ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.
Изучив передовой опыт учителя – новатора С.Н. Лысенковой, в своей работе я использую то, что считаю применимым для работы с моими детьми. В ее книге «Методы опережающего обучения» приводится пример работы над словарными словами.
Я внесла свои нюансы над словами из словаря, так как считаю, что это помогает учащимся одновременно не только заучить слово, запомнить его написание, но и расширить знания по устному народному творчеству.
Подбор групп слов делаю на неделю по определенной теме. Всю неделю выставляю одну и ту же группу слов, но не называю слово, прежде чем его выставлять, а лишь читаю загадку, отгадкой которой – слово из словаря. Таким образом, к концу недели ребята запоминают правописание слов и заучивают загадки.
Например: медведь, лисица, заяц, петух – животные.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
/медведь/
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
/петух/ и т. д.

Когда, как говорил В.А.Сухомлинский: «Есть успех – есть и желание учиться», легко каждому ребенку помочь проверить свои возможности, вселить уверенность в успех учебы и /начать/ научить так, чтобы качества знаний соответствовало общепринятым стандартам образования. А для того,
чтобы поддержать учебную активность всех ребят на уроке, необходимо их знать во всех отношениях. Не угаснет жажда знаний, если каждый урок будет способствовать развитию живого интереса.
Знания о природе, получаемые учащимися в начальной школе, становятся естественно-научным фундаментом диалектико-математического


мировоззрения. Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: естественно неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их движения и т. д.
Каким же образом узнать поближе своих учеников?
Я это делаю по следующему плану наблюдений:
Особенности умственного развития: а/ внимания, памяти, мыслительных процессов; б/ усвоения учебного материала самостоятельность, темп работы; в/ речь, начитанность, общий кругозор.

Знания ученика и его отношение к учению:
а/ качество знаний по предметам;
б/ уровень общеучебных умений; в/ отношение к своим успехам и не удачам в учебной работе; г/ прилежание, интерес к учебе.
3. Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность.
По результатам проведенных наблюдений я делаю вывод о ребенке как о личности.
Наблюдая за детьми, замечаешь, что одним удается многое, другим нет. Поэтому без индивидуальной работы не обойтись, которую я строю на основе четырех дидактических принципах системы Занкова:
- обучение на высоком уровне трудности,
- быстрый темп /материала/ изучения материала,
- осознание школьниками процесса учения,
- общее развитие учащихся.
Вся моя работа направлена на развитие логического мышления, где слово и образы едины.
Готовность к изучению новых разделов, учителю следует помнить основные направления современной жизни.
Например, когда я планирую уроки, то краеведение и материал по экологии занимают в них одно из важных мест, так как я считаю, что усиление экологической направленности в обучении и воспитании – это наиболее назревший и реальный на сегодняшний шаг в направлении экологизации начальной школы. От правильно подобранного материала к уроку, зависит успех. Только постоянный поиск новых методических путей даст желаемый результат. По моим наблюдениям межппредметная интеграция – мудрая педагогика, в которой нет и не может быть конфликтов по поводу неуспеваемости учащихся.
Необходимо своих учеников избавить от механического зазубривания правил, формулировок. Это поможет сделать опорная схема, по ней ученики осмысленно составляют правило или выполняют практические задания: решают задачи, примеры, уравнения. Опорные схемы на уроках являются хорошими помощниками. Они обеспечивают более высокую


работоспособность. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности тем, что являются опорами мысли, опорами действия.
Благодаря схеме, легко научить ученика, строить свой ответ правильно и последовательно. Такие схемы помогают предупредить ошибки или проработать допущенную.
Имена существительные склоняются
И. кто? что?
Р. кого? чего? /нет/
Д. кому? чему? /рад/
В. кого? что? /вижу/
Т. кем? чем? /доволен/
П. о ком? о чем? /думаю/
Таким образом, повышается качество знаний учащихся по предметам и интерес к учению.
Важное место в качественном проведении урока играет этапы уроков.
Первый этап – целевой, включает следующие категории: знание, понимание, анализ, синтез, оценка.
На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.
Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которая осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающих возможность учителю выразить деятельность обучающего различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий.
Последний этап построения урока является конкретным наполнением и включает следующее:
- деятельность учителя;

- форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем;
- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.
Таким образом, урок должен иметь четко сформированные учебно – познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из других предметов. Использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, учит способных детей самостоятельно и нестандартно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Мои учащиеся органично интегрируют знания из разных областей и источников- из учебников, дополнительной литературы, энциклопедий, мультимедийных средств обучения. Лучшие проекты моих учеников представлялись на районных конкурсах, их авторы награждались грамотами.



Работа над поставленной проблемой в течении последних трех лет позволяет утверждать, что технология межпредметной интеграции-суть развивающего, личностно-ориентированного обучения. Она реализуется в сбалансированном сочетании традиционных и новых технологий обучения, в оптимальном применении системы методов и технических средств и является неприменным условием эффективности образовательного процесса. Технология межпредметной интеграции позволяет выполнить принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся ,что обеспечивает высокую активность работы учащихся и повышает интерес к обучению.. Однако межпредметные связи не должны быть связующим звеном в понимании детьми сущности
понятий и явлений. Цель интегрированных уроков с применением знаний природоведческого содержания – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач, а также для формирования природоведческих представлений и понятий и

правильного отношения к окружающей природной среде.
Работая методом межпредметной интеграции, уже к концу первого года обучения отслеживаются следующие успехи учащихся:
- к концу декабря читают все дети, из них 70%- 25 – 30 слов в минуту и 30% - выше при главном, интонированном чтении;
- на конец учебного года скорость чтения 45 – 55 слов в минуту, а у 40% учащихся до 80 слов в минуту;
- умеют печатать и писать с печатного текста;
- владеют звукобуквенным анализом простых слов;
- свободно ориентируются на страницах тетрадей и учебника;
- составляют рассказы, устанавливая причинно – следственные связи;
- знают гласные и согласные буквы, умеют их отличать;
- придумывают сказки про буквы, которые им трудно запоминать или написать;
- составляют тематические азбуки по интересам, где вместе с родителями обобщают, анализируют каждую букву, подбирают слова, в которых она есть.
(Рисуют, вырезают, конструируют, наклеивают, работают с дополнительной литературой в поисках информации по избранной теме.
Чаще всего выбирают следующие темы: герои сказок, комнатные растения, виды аквариумных рыб, породы кошек и собак, деревья, плоды герои мультфильмов, марки машин, обитатели моря, животные и др.)
В результате работы по совершенствованию техники чтения наблюдается следующее сопутствующее явление:
Проанализировав и сопоставив контрольные работы по математике в контрольных и экспериментальных классах выявлено:
- сократить время на нахождение правильного решения задач;
- дети предлагают несколько вариантов решения задач;





- легко выявляют взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами задания;
- развивается логическое мышление.
По русскому языку и литературе:
улучшилась общая грамотность учащихся
- более осознанным стало восприятие учебного материала;
- формируется навык орфографической зоркости;
- В результате использования методов опережающего обучения к окончанию
обучения на начальном этапе уже сформированы основные навыки письма
(практического владения устрой и письменной речью, и при дальнейшем
обучении их следует только совершенствовать.)










ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415