ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Использование в образовательном процессе технологии проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста
22860132080Белич Елена Александровна,
воспитатель класса
предшкольной подготовки
КГУ «Средняя школа №10»
государственного учрежления «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Динамично-развивающийся мир требует от современного педагога инновационной деятельности, которая охватила все сферы общества. Внедрять новейшие достижения науки и техники, мыслить по-новому стало главным признаком любого активно развивающегося процесса.
Организация воспитательно-образовательного процесса в классах предшкольной подготовки ставит перед нами воспитателями задачу формирования коммуникативных и социальных компетентностей детей, развитие их любознательности и инициативы, формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе и эмоциональной готовности к нему1. Наблюдение за детьми, диагностика их умений и навыков привели меня к мысли о том, что мои воспитанники вполне могут стать участниками проектной деятельности, которая ещё считается инновационной для дошкольных учреждений. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития2.
Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Актуальность использования технологии проектной деятельности в современном дошкольном образовании обосновывается реализацией концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества.
В старшем дошкольном возрасте используются проекты разных видов: исследовательские, ознакомительно-ориентированные. По продолжительности они могут быть краткосрочными и долговременными, в зависимости от поставленных целей и задач 3.
Приучение детей к исследовательской деятельности через комплексно-развивающей программы «Войди в мир прекрасного», овладение ими навыками такой работы шло поэтапно, от меньшего к большему. Сначала это были небольшие задания, целью которых было создание ребёнку ситуации успеха, чтобы стимулировать его дальнейшую заинтересованность. Сейчас я строю всю свою воспитательно - образовательную работу на основе детских проектов, разбив их по тематическим периодам на весь учебный год.
Адаптационный период в школе проходит через реализацию проекта
« Я, ты, он, она, вместе дружная семья».
Воспитание любви к своему Отечеству, своей малой Родине, семье, развитие гражданской позиции, как того требует общенациональная идея «Мәңгілік Ел» идёт через долговременный проект «Детский парламент» и краткосрочный проект «Моя Родина – мой Казахстан». Весь класс делится на группы, каждая из которой получает своё индивидуальное задание в рамках определённой темы. 1 группа Я - гражданин государства по имени Семья» , 2 группа «Я - гражданин государства по имени Житикара», 3 группа «Я - гражданин государства Казахстан», 4 группа «Я - гражданин государства по имени Земля».
Исследовательский проект «Осенний марафон», проект «Морозный калейдоскоп», проект «Зимний огород», проект «Март – утро года» позволяют решить задачу интеграции образовательных областей в условиях предметно-пространственной развивающей среды. Целью этих проектов является стимулирование интереса детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через практическую деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда этих проблем, а так же практическое применение полученных знаний, накопление жизненного опыта.
Проект «Выпускничок» решает задачи совершенствования знаний и умений, полученных на протяжении всего учебного года.
Проект «Солнечный калейдоскоп» ставит своей целью сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей, находящихся на летнем отдыхе в условиях пришкольного детской досуговой площадки.
Использование проектной технологии в образовательном процессе имеет ярко выраженный характер сотрудничества между детьми и взрослыми. Спецификой использования метода проекта в дошкольной практике является то обстоятельство, что взрослым необходимо «наводить ребенка», помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее. При реализации детских проектов я стараюсь вовлекать родителей воспитанников в совместную исследовательскую работу. Не секрет, что на праздниках для родителей всегда выступают успешные дети. Я же стараюсь задействовать детей, не только умеющих хорошо говорить, танцевать и взаимодействовать с публикой, но и имеющих проблемы в развитии речи, эмоционально-волевой сферы, детей с поведенческими отклонениями. Малоактивные, стеснительные ребята делают первые шаги в творчестве, проявляют индивидуальность в театральной деятельности,  а разносторонне развитые, активные могут проявить себя во всех сферах конкретного мероприятия, возможно делая первые шаги к своей будущей профессии.
Используемая литература:
1. «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях республики Казахстан в 2015-2016 учебном году» Инструктивно-методическое письмо1
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие) 2
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для воспитателей/Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, 2011. 3