Использование интерактивной доски в образовательном процессе на уроках математики


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Гудакова Лариса Евгеньевна
МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа»
Курского района Курской области

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего качество урока, а главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у детей интерес к учению, научить учиться.
Можно ли назвать урок современным, инновационным, если он проведён без применения современных педагогических технологий и интерактивных средств обучения? Они оказывают на учащихся эмоциональное воздействие, что способствует лучшему запоминанию материала, повышая интерес к предмету, обеспечивая прочность знаний. Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.
Одним из современных средств обучения является интерактивная доска. Она способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуально информации. Интерактивная доска в образовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь.
Все интерактивные доски, независимо от производителя, обладают одинаковыми возможностями. Разница лишь в работе свойств, действий, ресурсов и инструментов. Речь пойдёт об интерактивной доске ActivBoard с программным обеспечением ActivInspire. На официальном сайте Prometheanplanet.ru размещены готовые продукты - флипчарты к урокам по математике при работе на доске.
Что же такое ActivInspire? Приложение ActivInspire представляет собой новое обучающее программное обеспечение для компьютеров и интерактивных белых досок от компании Promethean. Это приложение позволяет:
Проводить обучение так же, как и на традиционной классной доске, варьировать скорость своих презентаций и давать практические уроки.
Писать, чертить, стирать – точно так же, как и с использованием обычной доски.
Добавлять картинки, фильмы и звуки к страницам флипчарта лекции.
Быстро создавать структуру содержания занятия и распределять время для выполнения учебного плана.
Добавлять текст из текстовых редакторов или напрямую из сети Интернет.
Быстро перестраивать свои флипчарты в соответствии с результатами опроса или потребностями учебного плана.
Использовать простые, но эффективные инструменты для стимулирования мыслительного процесса, вовлечения учащихся в учебный процесс и фокусировки их внимания.
В сети многие сайты ведут обучение работы с инструментами интерактивной доски ActivInspire. Воспользовавшись рекомендациями, несложно научиться создавать контейнер, волшебную коробку, вертушку лупу, работать с часами, различными видами шторки, волшебным письмом и др. Все эти технические возможности работы с инструментами ActivInspire, можно включать в различные этапы уроков математики. В дальнейшем появиться желание разрабатывать свои флипчарты к урокам с использованием средств ActivInspir. На моём персональном сайте размещён сценарий урока в 5 классе по теме «Углы. Многоугольники» (УМК Бунимович Е.А.) с флипчартом к уроку.
Но эти приёмы хороши только в среднем звене, и носят, в основном, только контролирующую функцию. В старшей школе этого недостаточно. Хочется, чтобы интерактивность доски способствовала деятельностному подходу в обучении. Также облегчала труд учителя геометрии при изучении стереометрии и при изучении алгебры и начал математического анализа, т.е. делала урок более продуктивным, рациональным. Применяя интерактивную доску преследовать необходимо именно эту цель.
Где же это облегчение и реализация системно-деятельностного подхода в обучении? Это построение графиков тригонометрических функций и их преобразование, работа с единичной окружностью в тригонометрии при решении уравнений, отборе корней в уравнениях, решении неравенств. Вообще, при рассмотрении любой функции, начиная с линейной в 7 классе, ИД позволяет уйти от рутины. Возможность преобразовывать, сдвигать функции по осям, позволяет детям мобильно подходить к вопросу, а значит выработать прочный навык и оставить время для заданий творческого характера.
Современный урок геометрии – это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике.
Такие средства обучения, как интерактивная доска ActivInspire и программная среда КОМПАС-3D хорошо взаимодействуют.  Такое взаимодействие позволяет формировать пространственное представление у обучающихся  с помощью мультимедийных  средств обучения.
Важнейшим средством развития системы пространственных представлений является изобразительная деятельность. Овладевая приемами чтения и построения рисунка, обучающиеся  осваивают пропорции, формы, величины. Обучаясь рисунку, учащиеся преодолевают трудности, связанные с развитием зрительно-пространственных координаций и приобретают навык в управлении движением своей руки. Работа по развитию пространственных представлений обучающихся отвечает задаче системно-деятельностного подхода в обучении, способствует подготовке обучающихся к творческой деятельности в различных областях науки, техники и производства. Кроме того, овладение стереометрическими представлениями является необходимым условием и опорой усвоения учебного материала, развития у обучающихся универсальных учебных действий. Формируются пространственные представления в основном на уроках геометрии. 
Так, в стереометрии на тему о построении сечений отводится два часа. Используя инструменты по геометрии программы КОМПАС-3D и ИД на рассмотрение всех возможных сечений тетраэдра и параллелепипеда и первичного закрепления, уйдёт только урок. Второй урок отводится на отработку индивидуальных навыков построения сечений. Важность глубокого усвоения этой темы сложно переоценить – умение строить сечения неявно присутствуют при решении большинства задач. Такой урок проведён в 10 классе по теме «Построение сечений многогранника» (УМК Атанасян Л.С.) в среде КОМПАС-3D V16 Home. Сценарий урока и фрагмент для программы КОМПАС-3D размещён на моем персональном сайте. Урок в 10 классе по алгебре и началам анализа «Преобразование графиков тригонометрических функций» (УМК Мордкович А.Г.). На уроке обучающиеся смогли увидеть процесс растяжения и сжатия графиков функций. Тригонометрические функции в среде КОМПАС-3D V16 Home строятся на один клик пера. Интересны работы и по построению 3D многогранников и тел вращения.
За время использования интерактивной доски на уроке я использовала различные формы работ:
- работа с мультимедийными пособиями. Это самый простой способ, может с него и надо начинать. Как же пользоваться дисками. Входишь в программу ActivInspire загружаешь, как обычный диск, выбираешь тему и дети выполняют задание. Форма работы и индивидуальная и фронтальная. Результат помимо образовательного, формирование мотивации. Дополнительная функция иллюстративность и формирование положительного эмоционального настроя ребёнка на учение. Но постепенно у детей происходит привыкание. Глаза у детей светились, когда мы начали на уроках использовать обычные презентации, а сейчас им уже они не интересны. То же происходит и при работе с готовыми мультимедийными пособиями.
- работа с ресурсами Интернет (ресурсы лучше предварительно скачать. Но при этом обязательно при скачивании надо пометить, что пособие для интерактивной доски, если этого не сделать, то ресурс не будет обладать интерактивными возможностями, а будет выполнять только иллюстративную функцию. Эти пособия могут содержать в себе, как разовое задание, так и готовый материал к целому уроку. Это замечательная вещь, которая серьёзно облегчит учителю подготовку к уроку. Использование интерактивных ЦОРов помогает в активном использовании доски.
- работа с материалом созданным разработчиками ПО:
1. делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений (маркирование на отсканированной странице, рассматривание картин с помощью рамки);
2. совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
3. управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску);
4. использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
5. изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски.
6. сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках.
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски.
Что изменится в вашем классе с появлением интерактивной доски? Уроки станут динамичными, мобильными. Творческое и глубоко продуманное использование учителем интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самого педагога, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.











 
·