Использование интерактивной доски в образовательном процессе начального общего образования


Использование интерактивной доски в образовательном процессе начального общего образования
Практика использования интерактивной доски в образовательном процессе показала, что это инструментальное средство предоставляет уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность школьников, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства. Интерактивная доска позволяет педагогу: - вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, тем самым поощряя импровизацию и гибкость; - делать записи маркерами нескольких цветов, писать поверх изображения, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру; - затенять изображения и делать их видимыми в нужный для учителя момент: при объяснении материала учитель может на изображении схемы, чертежа ( например, к задаче) делать любые поясняющие записи, либо использовать только чистый экран интерактивной доски и полностью процесс объяснения проводить с записями формул и пояснений;
-сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая много времени и сил, упрощая проверку усвоенного материала;
- сохранять в компьютере всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Усвоение содержания учебных программ возможно при наличии у обучающихся достаточно высокого уровня развития высших психических функций ( логического мышления, памяти, восприятия, внимания, зрительно- моторной координации, пространственной ориентировки). Заниматься развитием этих функций просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно, в том числе через применение интерактивной доски. В соответствии с особенностями развития обучающихся и целями решения разного рода задач учитель может предложить различные комплексы упражнений, направленных на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся. Интерактивная доска при этом избавит учителя от длительной и изнурительной работы по подготовке наглядного материала. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, успешно совершенствуется пространственная ориентировка, так как, не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем, происходит это без скучных дополнительных упражнений, а легко и ненавязчиво. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию, помогая герою программы.
Для педагога использование компьютерных развивающих игровых программ предоставляет следующие возможности:
1)во-первых, компьютерные технологии избавляют его от тяжелой рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек;
2) во-вторых, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике, позволяя: - подбирать материал разной степени сложности - изменять меру трудности, характер задания, адекватные возможности ребенка;
- формировать у ребенка мотивацию к выполнению коррекционных заданий, навыки самоконтроля и регуляции деятельности. Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получит оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний.
Компьютер в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы.
Компьютерная коммуникативная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин начальной школы. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам.