«Использование интерактивной доски в образовательном процессе»










«Использование интерактивной доски в образовательном процессе»








Учитель начальных классов Радионова Светлана Сергеевна
МБОУ «Гимназия №1»





Пояснительная записка
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.
Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Полноценное использование интерактивных досок дает учителю возможность сделать работу на уроке более эффективной. Однако многие педагоги забывают, что интерактивная доска – это не чудесное средство, моментально меняющее всю работу в классе, стоит только включить ее. В конечном итоге именно учитель определяет, как и насколько полно будут задействованы функции доски, от его усилий и творческого воображения зависит, будут ли реализованы все возможности устройства. Практика показывает, что наиболее серьезное препятствие, с которым сталкиваются педагоги при работе с интерактивными досками, – это незнание возможностей нового учебного оборудования.
Как правило, учитель начинает использовать доску в качестве экрана для презентаций или как белую поверхность для письма. Затем достаточно быстро совмещает эти две функции: оставляет место для записей прямо в презентации или соединяет рисованными стрелками отдельные изображения, надписи и блоки презентации. Независимо от того, используется ли PowerPoint или программное обеспечение доски, учитель почти не выходит за пределы привычного формата презентации. Даже не всегда дети получают возможность сделать что-то у доски самостоятельно, что существенно сужает рамки ее применения на занятиях.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.
Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.


Приемы работы с интерактивной доской:
( Перо;
( Умное (или Интеллектуальное) перо;
( Фигуры;
( Сетка;
( Коллекция картинок и шаблонов;
( Текст;
( Экранная клавиатура;
( Фото экрана;
( Лупа (Увеличение, Прожектор);
( Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка);
( Таймер (Часы, Секундомер);
( Видеозапись экрана (Запись).
Инструмент Перо позволяет пользователю наносить любые аннотации на страницы при работе с оригинальным программным обеспечением и в режиме экранных надписей. Этим инструментом могут быть созданы линии, стрелки, рисунки, чертежи, рукописные текстовые объекты. Инструменту Перо можно задавать разный стиль за счет изменения цвета и толщины линии, причем сделать это можно как до, так и после создания надписи.
Инструмент Умное (или Интеллектуальное) перо предназначен для создания аннотаций и преобразования геометрических объектов, нарисованных от руки, в фигуры правильной формы. Как правило, распознаются овалы, треугольники, прямоугольники, линии, ромбы односторонние и двухсторонние стрелки. При создании надписей инструмент Умное перо работает аналогично Перу, при этом текст не распознается.
Инструмент Фигуры позволяет размещать на страницах графические примитивы. У различных производителей предлагается различный набор фигур.
Инструмент Сетка служит для упорядочения объектов на странице и может быть использован педагогом как на этапе подготовки к занятиям, так и на самих уроках. Этот инструмент незаменим при использовании доски на уроках черчения, геометрии, ИЗО и других, когда требуется особая точность при размещении объектов на страницах заметки. Достаточно удобно использовать сетку в совокупности с инструментом Умное перо.
Коллекция картинок и шаблонов служит дополнительным иллюстративным материалом при разработке демонстрационных и дидактических материалов к уроку. Шаблоны являются фоном страницы и не могут быть перемещены или изменены в размерах. На одной странице можно разместить только один шаблон. Поверх шаблона можно наносить любые аннотации и объекты. Картинки являются самостоятельными объектами и могут быть преобразованы, перемещены. На одной странице можно помещать любое разумное количество картинок.
Инструмент Текст предназначен для ввода текста с помощью обычной или экранной клавиатуры. Инструмент Экранная клавиатура предназначен для ввода печатного текста. При работе с большинством досок обратиться к экранной клавиатуре можно и в режиме Экрана ПК. Это позволяет учителю, на пример, работать с таблицами и текстом в программах Microsoft Office или в Интернете.
Инструмент Фото экрана позволяет разместить на странице документа снимки экрана из любых источников. Ими могут являться какие- либо компьютерные программы, прикладные программные средства учебного назначения, Интернет, слайды или страницы документа. Инструмент Фото экрана работает в любом режиме интерактивной доски. Имеет три или четыре режима работы (в зависимости от программного обеспечения): съемка всего экрана, съемка указанного окна, съемка выделенной области прямоугольной формы, съемка выделенной области произвольной формы.
Инструмент Лупа (Увеличение, Прожектор) предназначен для привлечения внимания к указанному пользователем фрагменту страницы. За счет возможности изменять кратность увеличения педагог может сделать акцент на той или иной части изображения и более детально его рас- смотреть.
Инструмент Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка) предназначен для поэтапного открытия материала, расположенного на странице, или для скрытия какой-либо его части. По умолчанию непрозрачный экран представляет собой лист серого цвета, расположенный поверх изображения. В некоторых программах можно изменить вид шторки или использовать для этой цели другой цвет заливки или любое изображение, хранящееся на компьютере. Эта возможность позволяет творческому педагогу подобрать тематическое изображение к любому уроку, что положительно сказывается на эмоциональном фоне занятия.
Таймер (Часы, Секундомер) может быть использован на уроках при изучении часов, проверке техники чтения в начальных классах, выполнении заданий на время, при подготовке к публичным выступлениям и в других случаях. Инструмент может работать в режиме прямого и обратного отсчета времени.
Инструмент Видеозапись экрана (Запись) позволяет пользователю записать все действия, происходящие на экране. Функция может использоваться для записи и дальнейшего анализа урока, для подготовки электронной инструкции по работе с каким-либо компьютерным приложением или прикладным программным средством учебного назначения, для подготовки к участию в конкурсах, для дистанционного обучения и в других случаях.
Преимущества работы с интерактивными досками
Основные преимущества
1.Совместима с программами для всех лет обучения
2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
3.Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
4.Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
Преимущества для преподавателей
·         Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
·         Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
·         Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
·         Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
·         Удобна при работе в большой аудитории
·         Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для учащихся
·         Делает занятия интересными и развивает мотивацию
·         Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
·         Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
·         Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
·         Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
·         Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
·         Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями
Факторы эффективного использования
·         Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели  могли набраться опыта
·         Использование доски не только преподавателями, но и учащимися
·         Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию
·         Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия
·         Обмен идеями и ресурсами между преподавателями
·         Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской
·         Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Интерактивная доска для преподавателя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении занятий. Эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15