Методическая разработка открытого урока по МДК 02.02 Сушильные установки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «АМВРОСИЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
Тема:
«СУШИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ»
Междисциплинарный курс МДК. 02.02 «Теплотехническое оборудование предприятий».
Профессиональный модуль ПМ.02 «Эксплуатация теплотехнического оборудования производства неметаллических строительных изделий и конструкций».
Специальность: 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

2016

Методическая разработка открытого занятия по МДК.02.02 «Теплотехническое оборудование предприятий».
Подготовила Нусенкис Т.И.– специалист высшей квалификационной категории, преподаватель профессиональных технологических дисциплин, ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж» – 2016 .
Изложена методика проведения семинарского занятия с использованием интерактивных форм обучения, компьютерного тестового контроля знаний и мультимедийного сопровождения по теме: «Сушильные установки».
Для преподавателей специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»

Рецензенты:
Талалаева Т.В – специалист высшей квалификационной категории, преподаватель профессиональных технологических дисциплин, ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж».
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии профессиональных технологических дисциплин (протокол №___ от ____.10.2016)
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку семинарского занятия по теме:
СУШИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
МДК.02.02 Теплотехническое оборудование предприятий
(составленную преподавателем высшей категории Нусенкис Т.И)
В поданной на рецензию методической разработке представлены материалы для проведения интерактивного семинарского занятия. Семинарское занятие построено на использовании компьютеров для расчетов, выполнения тестовых заданий, что способствует активизации умственной деятельности, формированию познавательных интересов, позитивного отношения к учебе. Тема методической разработки отвечает действующей учебной программе. В ней продумана учебная и воспитательная цели, в соответствии с которыми подобраны соответствующие формы и методы обучения.
В методической разработке преподаватель логично и последовательно совмещает письменную и слуховую информацию, которая способствует лучшему пониманию и обобщению учебного материала. Преимуществом методической разработки является ее практическое направление, которое направлено на решение задач комплексного подхода к учебе и воспитанию. Активные формы обучения (творческие упражнения, дидактичные игры, дискуссия) направлены на формирование познавательных интересов, позитивного отношения, к учебе. Использование мультимедийного сопровождения, компьютерное тестирование, помогает своевременно, легко провести контроль знаний студентов.
Методическая разработка может быть использована преподавателями специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
Рецензент Т. В. Талалаева – специалист высшей квалификационной категории, преподаватель профессиональных технологических дисциплин, ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж».
Подпись преподавателя
Талалаевой Т.В. подтверждаю
ст. инспектор ОК. Н.А. Семенченко

СОДЕРЖАНИЕ
1. План занятия 5
2. Организационно – методические указания 7
3. Схема занятия 11
4. Содержание и ход занятия 12
5. Дополнения 24

ПЛАН
проведения открытого занятия
по МДК.02.02. «Теплотехническое оборудование предприятий»
Дата проведения: 15.11.2016 г.Группа СИ - 31 Тема: «Сушильные установки»
Цель занятия:
Методическая:
усовершенствование методики проведения семинарского занятия с использованием активных форм обучения и мультимедийного сопровождения.
Дидактическая:
закрепление знаний о сушильных установках;
активизация познавательных возможностей студентов;
формирование навыков работы в коллективе для принятия коллективных решений;
привитие способности анализировать и систематизировать информацию большого объема.
Воспитательная:
воспитание внимательности, дисциплинированности;
активизация умственной деятельности.
Вид занятия:семинарское.
Форма и методы проведения:семинарское занятие с использованием активных форм обучения (творческих упражнений, дидактических игр, дискуссии).
Межпредметные связи:
обеспечивающие:математика, физика, основы термодинамики и теплотехники;
обеспечиваемые: курсовое и дипломное проектирование.
Методическое обеспечение занятия:
рабочая программа по МДК.02.02. «Теплотехническое оборудование предприятий», календарно-тематический план, методическая разработка, карточки-задания, тесты, мультимедийная презентация, электронная поддержка занятия.
Технические средства обучения:
класс-комплект персональных компьютеров, объединенных сетевой программой.
Использованные источники информации:
1. Роговой М.И. Расчеты и задачи по теплотехническому оборудованию предприятий ПСМ. –М.: Стройиздат, 1975
2. Мазуров Д.Я. Теплотехническое оборудование заводов вяжущих материалов.-М.: Стройиздат, 1975
3. Никифорова Н.М. Теплотехника и теплотехническое оборудование предприятий ПСМ . - М.: Высшая школа,1981.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Основное задание промышленности заключается в расширении и усовершенствовании индустриальной базы развития экономики, в повышении технического уровня и эффективности производства, а также в коренном улучшении качества продукции. Для воплощения в жизнь поставленных задач нужно принять меры по подготовке высококвалифицированных специалистов для внедрения новой техники, технологических процессов, улучшения организации производства.
К перечню основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:
ускорение темпов развития общества и, как следствие, – необходимость подготовки людей к жизни в быстро изменяющихся условиях;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, в связи с чем особое значение приобретают факторы роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, которые определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке специалистов, росте их профессиональной мобильности.
В подготовке техников-технологов учебная дисциплина «Теплотехническое оборудование предприятий» всегда занимала одно из главных мест. В наше время роль теплотехники значительно выросла в связи с необходимостью экономного использования топливно-энергетических ресурсов, решения проблем охраны окружающей среды и создания безотходных технологий.
В процессе изучения дисциплины необходимо способствовать формированию у студентов научно - материалистических взглядов, интереса к выбранной профессии, чувства ответственности к своим профессиональным обязанностям, развития творческих способностей и аналитического профессионального мышления, интереса к познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельной работы с научно-технической и справочной литературой. Вместе с изучением теоретического материала, важное значение имеет проведение практических и семинарских занятий, целью которых является приобретение студентами навыков решения задач, которые имитируют производственные ситуации, выполнение расчетов с использованием компьютера, справочной и технической литературы.
Приоритетным заданием образования в новом тысячелетии является такая организация приобретения знаний, которая бы содействовала развитию особенностей студента, становлению его творческого потенциала. Это значит, что студент не является пассивным поглотителем информации, а соавтором занятия. В этом большая роль отводится интерактивным технологиям обучения. Они помогают готовить молодежь к жизни и общественной активности.
Новейшие технологии направленны на улучшение качества жизни и широко используются при обучении. В современном мире требования к преподавателю резко растут, поскольку преподаватель не только должен в совершенстве знать свой предмет, четко представлять область современного применения приобретенных студентами умений и навыков, следить за современным развитием научных знаний в своей отрасли, но и адаптироваться к условиям быстрого развития инновационных средств обучения.
Стремительное развитие современных компьютерных технологий, при условиях правильного использования, может облегчить и усовершенствовать работу преподавателя. Характерной чертой мультимедийных занятий является то, что они предоставляют практически неограниченные возможности для самостоятельной и коллективной творческой деятельности преподавателя и студентов. Из авторитарного носителя истины преподаватель превращается в участника производственной деятельности своих воспитанников и с помощью компьютера создает благоприятную среду для формирования собственного интеллекта.
Методика использования мультимедийных технологий в процессе обучения способствует следующему:
усилению мотивации обучения студентов;
совершенствованию системы управления учебой на разных этапах занятия;
росту качества учебы и воспитания, повышению информационной культуры студента;
повышению уровня осведомленности студентов относительно современных информационных технологий;
демонстрации возможностей компьютера не только как средства для игры.
Занятия с мультимедийным сопровождением помогают эффективно решать такие дидактичные задачи:
формировать мотивацию к учебе вообще;
усвоить базовые знания по дисциплине;
сформировать навыки самоконтроля.
Студентов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. В аудитории во время таких занятий создаются условия для активного общения, в ходе которого студенты стремятся выразить свое мнение, они охотно выполняют задание, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Методическая разработка предназначена для подготовки и проведения семинарского занятия по МДК.02.02. «Теплотехническое оборудование предприятий» по теме «Сушильные установки».
Опираясь на вышеупомянутое позитивное влияние компьютерных технологий, мной было разработано и создано мультимедийное семинарское занятие по МДК.02.02. «Теплотехническое оборудование предприятий».
Семинарское занятие с использованием интерактивных форм бучения и мультимедийного сопровождения, как форма учебного процесса, предусматривает наличие постоянного взаимодействия преподавателя со студентами, которая осуществляется с помощью прямых и обратных связей (педагогика сотрудничества). Это позволяет привлекать студентов к активной познавательной деятельности, побуждать их к решению поставленной проблемы, что является чрезвычайно важным для формирования знаний и умений студентов.
СХЕМА ЗАНЯТИЯ
1 Организационная часть 1 мин.
2 Мотивация обучения, объявление темы и цели занятия 3 мин.
3 Инструктаж по технике безопасности 1 мин.
4 Актуализация опорных знаний 4.1 Экспресс-опрос 8 мин.
Сообщение «Пневматические сушилки» 3 мин.
4.2 Тестовое задание 7 мин.
Сообщение «Петлевые сушилки» 2 мин.
4.3 Мозговой штурм 8 мин.
Сообщение «Многокамерные сушилки» 3мин.
4.4 Выполнение расчетов за помощью компьютерной программы 8 мин.
Сообщение «Аэрофонтанные сушилки» 2 мин.
4.5 Ситуативная задача 8 мин.
4.6 Сообщение «Шахтные сушилки»
Решение кроссворда 2 мин.
9 мин.
4.7
4.8 Тестовый опрос
Решение производственных ситуаций 5 мин.
4 мин.
5 Заключительная часть 5.1 Психологическая пауза 3 мин.
5.2 Подведение итогов занятия и выдача домашнего задания 3 мин.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Организационная часть
Приветствие, назначение дежурных, проверка численности студентов, проверка наличия технических средств обучения и др.
2 Мотивация обучения, объявление темы и цели занятия
Преподаватель:
Сегодня мы проводим семинарское занятие по теме: «Сушильные установки».
Мы с вами на протяжении нескольких лекций изучали основные типы сушилок, нашедших широкое применение в различных отраслях строительной промышленности. Ведь сушка – это процесс, присутствующий при изготовлении почти всех строительных материалов и изделий. Но, нельзя забывать, что сушка – это еще и тепловой процесс, на который затрачивается большое количество тепловой энергии.
В наше время в условиях рыночной экономики все актуальнее становится задача рационального использования тепловых ресурсов. А для этого необходимы высококвалифицированные специалисты, которые не только знают конструкцию и правила эксплуатации теплотехнического оборудования, но и понимают физическую сущность тепловых процессов, которые происходят в установке, умеют их регулировать и эффективно использовать.
Сегодня на нашем занятии мы углубим знания, полученные вами при изучении теоретического курса. А эпиграфом к занятию пусть будут слова чешского мыслителя-гуманиста Яна Амосова Каменского "Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле»
Основная цель занятия:
развивать умение анализировать, делать выводы;
формировать навыки работы в коллективе для принятия коллективных решений;
обобщить и углубить знания о сушилках и их использовании.
Также я хотела бы обратить ваше внимание на размещенный на доске ребус. В этом ребусе зашифровано слово, которое указывает на еще одну цель нашего занятия. Ребус будет находиться на доске до конца занятия, и в течение этого времени вы попробуете его расшифровать.
3 Инструктаж по технике безопасности
Для реализации цели нашего занятия вы будете работать в малых группах по двое. В течение всего занятия вы будете выполнять различные задания, и получать баллы как индивидуально, так и группами, а в конце занятия по количеству набранных баллов вам будет выставлена оценка. Поэтому оценка будет зависеть в первую очередь от вашей активности.
На занятии вы будете пользоваться компьютерами. Поэтому во время работы с ними, вам нужно знать и выполнять некоторые правила техники безопасности. Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. Их утомляемость зависит не только от качества изображения на экране, но и от общей освещенности помещения. Исследования физиологов убедительно доказали, что и полутьма, и слишком высокая освещенность экрана, приводят к быстрой зрительной усталости. Размещать компьютер рекомендуется так, чтобы на мониторе не было теней.
Пыль, оседающая на экране, снижает его освещенность, ухудшает видимость изображения и способствует накоплению статического электричества. Поэтому, начиная работу, еще до включения компьютера необходимо протереть экран мягкой не ворсистой тканью.
В помещениях с компьютерами необходимо ежедневно проводить влажную уборку, не рекомендуется размещать компьютеры в комнатах с коврами, ковровым покрытием и мягкой мебелью, чтобы предотвратить накапливание пыли. При работе с видеомонитором нужно придерживаться режима чередования труда и отдыха, ведь незаметная сначала усталость имеет свойство накапливаться и приводит к разнообразным негативным последствиям - от ухудшения зрения и снижение настроения до учащения простуд и заострения хронических болезней.
Для любого взрослого пользователя длительность непрерывной работы с монитором не должна превышать два часа, после чего необходим перерыв 15-20 минут. Во время перерыва лучше всего, согласно рекомендациям, изложенным в СНиП, выполнить специальный комплекс физических упражнений или просто подвигаться.
Всех этих требований мы будем придерживаться.
4 Актуализация опорных знаний
4.1 Экспресс-опрос
Преподаватель:
Занятие требует от вас творчества и инициативности, эрудиции и внимательности, а главное – умения работать сообща, чувствовать поддержку и учитывать мнение товарища.
Сначала проверим, насколько хорошо вы усвоили материал лекционных занятий. Для этого проведем экспресс-опрос. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, неполный ответ – 1 балл.
Экспресс-опрос:
1. Что называется сушкой?
Возможный ответ студента: (Сушка – это процесс удаления влаги из материала путем испарения за счет подвода теплоты)
2. Какими еще способами, кроме сушки, можно удалить влагу из материала?
Возможный ответ студента: (Влагу можно удалять механическим путем: фильтрацией, отжимом, центробежным способом. Также влага может быть удалена с помощью химических реагентов, например, органических растворителей: спирта, бензина и др.)3. Что такое естественная сушка?
Возможный ответ студента: (Естественная сушка происходит за счет теплоты атмосферного воздуха, который перемещается под действием естественных факторов – ветра, если сушка осуществляется под навесом на открытом воздухе, или вследствие разницы между плотностью горячего и холодного воздуха, если сушка происходит в сушильной установке).
4. Что такое искусственная сушка?
Возможный ответ студента: (При искусственной сушке теплоноситель перемещается принудительно с помощью вентилятора или эжектора).
5. Что называется теплоносителем?
Возможный ответ студента: (Рабочее тело, с помощью которого удаляется влага во время сушки, называется сушильным агентом или теплоносителем).
6. Какие теплоносители используются в сушилках?
Возможный ответ студента: (В качестве теплоносителя в сушилках используют нагретый воздух, топочные газы, перегретый пар, инертные газы, электрический ток).
7. Для чего высушиваются материалы?
Возможный ответ студента: (Материалы сушат для того, чтобы предотвратить замазывание помольных машин и транспортирующих устройств, а также сократить расход электроэнергии во время помола).
8. Для чего высушивается твердое топливо?
Возможный ответ студента: (Топливо высушивают перед помолом и, кроме того, сушка топлива перед сжиганием повышает его теплоту сгорания и температуру горения).
9. Для чего высушиваются изделия?
Возможный ответ студента: (Керамические изделия сушат для того, чтобы придать им механическую прочность, необходимую при укладке на вагонетки и в штабеля для последующей обработки. При производстве гипсовых и минераловатных изделий сушка является завершающей стадией технологического процесса, в результате которой изделия получают необходимые свойства). 10. Какие сушилки используются для сушки материалов?
Возможный ответ студента: (Для сушки материалов используются сушильные барабаны, вихревые, реакторные, аэрофонтанные сушилки).
11. Какие сушилки используются для сушки суспензий?
Возможный ответ студента: (Для сушки суспензий используют распылительные сушилки).
12. Какие сушилки используются для сушки изделий?
Возможный ответ студента: (Для сушки изделий используют камерные, туннельные, конвейерные сушилки).
13. Какая цель теплового расчета сушилок?
Возможный ответ студента: (Во время теплового расчета сушилки находят необходимое для ее работы количество сушильного агента и расход топлива за час, что характеризует процесс сушки).
14. Для чего еще используется тепловой расчет сушилок?
Возможный ответ студента: (Благодаря тепловому расчету можно сравнить работу разных сушилок и выбрать при проектировании наиболее эффективную из них).
Сейчас конструируются и запускаются в производство все новые и новые сушильные установки. Наши студенты подготовили ряд сообщений о таких разработках.
Сообщение «Пневматические сушилки».
4.2 Тестовое задание
Преподаватель:
Следующее задание будет тестовым. Выполнять его вы будете с помощью компьютеров. Мы рассмотрим несколько самых распространенных сушилок для сушки материалов. Вы должны на рисунках указать основные конструктивные элементы сушилок, то есть найти так называемые «активные зоны». Каждый верный ответ оценивается в один балл. Компьютер сам просуммирует набранные вами баллы и результат мы увидим на экране. (Выполнение студентами тестовых заданий с помощью компьютерной программы).
Сообщение «Петлевые сушилки».
4.3 Мозговой штурм
Преподаватель:
Вы хорошо подготовились к занятию и теперь переходим к основной его части.
Вы, наверное, знаете, что для решения проблемных вопросов на предприятиях устраивают «мозговой штурм» где каждый может высказать свое предложение относительно решения какой-то проблемы. Мы сейчас тоже устроим такой «мозговой штурм». А проблема у нас будет самой актуальной – снижение потерь теплоты в сушилке.
Представьте, что карандаш в моей руке - это эстафетная палочка. Я передаю ее первой группе, представитель группы высказывает свое предложение и передает палочку следующей группе. Если группа не имеет никаких мыслей относительно решения данной проблемы, то она передает палочку дальше. Но имейте в виду, что каждое предложение оценивается в 3 балла.
Варианты ответов:
•с целью уменьшения потерь теплоты в окружающую среду использовать для изоляции корпуса сушилки шлаковую вату;
• использовать в качестве тепловой изоляции корпуса диатомитовую засыпку;
• использовать для тепловой изоляции корпуса асбест;
•использовать уплотнители для уменьшения потерь теплоты с газами, выходящими через щели;
•использовать горелки, которые обеспечивают полное сжигание топлива с минимальной затратой воздуха на горение;
•использовать эффективные теплообменники;
•в сушилках для высушивания изделий использовать рециркуляцию теплоносителя;
в сушилках для высушивания изделий использовать воздушные завесы, которые не дают заходить в сушилку холодному воздуху во время загрузки или выгрузки изделий;
в сушилках для высушивания изделий использовать промежуточный подогрев теплоносителя, что позволяет снизить его температуру и экономить топливо;
использовать автоматическую регуляцию температурного режима, что позволяет не только поддерживать необходимый температурный режим, но и экономит теплоту и топливо;
•использовать в сушилках отработанные газы, выходящие из печей;
•использовать сушилки непрерывного действия, более экономичные, по сравнению с сушилками периодического действия;
•для сушки материалов использовать кипящей слой, так как это интенсифицирует теплообмен, ускоряет сушку и экономит теплоту;
•использовать теплоту отработанного теплоносителя в котлах-утилизаторах.
Преподаватель:
Это задание показало, что вы мыслите достаточно креативно, и, действительно, предлагаемые вами мероприятия будут способствовать снижению расходы теплоты в сушилках.
Сообщение «Многокамерные сушилки».
4.4 Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы Преподаватель:
Некоторые из вас для снижения расхода теплоты в сушилке предлагали использование тепловой изоляции. Давайте проверим, действительно ли тепловая изоляция дает такой эффект. Для этого вы с помощью компьютерной программы рассчитаете количество теплоты, теряемой в окружающую среду корпусом сушилки, если тепловая изоляция не применяется, а затем рассчитаете эту же величину, но с учетом тепловой изоляции и сравните полученные результаты. Вам нужно определить, насколько уменьшится потеря теплоты. Вы будете использовать разные виды теплоизоляционных материалов, и мы сможем сравнить их действие. Данные для расчета в карточках-заданиях. Будьте внимательные, ведь результаты вашей работы будут оценены. Правильный ответ – 3 балла. (По окончанию расчета сравниваются результаты).
Преподаватель:
Результат ваших расчетов показал, что действительно использование тепловой изоляции существенно снижает потери теплоты корпусом сушилки, а наиболее эффективным теплоизоляционным материалом является шлаковая вата.
Сообщение «Аэрофонтанные сушилки».
4.5 Ситуативная задача
Преподаватель:
Из сообщений наших студентов вы видите, что конструируются все новые и новые перспективные сушильные установки. Но пока еще в промышленности строительных материалов наиболее распространены сушильные барабаны. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос. Для этого создадим две конструкторских группы. Представьте, что одна из них работала над разработкой сушильного барабана, а вторая – над разработкой реакторной сушилки. И теперь им нужно доказать целесообразность именно их проекта. В первую группу входят (перечень фамилий). Во вторую –(перечень фамилий). Две минуты вам отводится на обсуждение ситуации. Каждое предложение – один балл. Возможные ответы:
.Первая группа: Мы считаем целесообразным установить сушильный барабан, потому что он:
• надежен в работе;
•отличается простотой обслуживания;
•имеет высокий уровень автоматизации и механизации;
•в нем можно высушивать разнообразные материалы с разной влажностью и даже суспензии;
•имеет высокую часовую производительность.
В отличие от сушильного барабана реакторная сушилка:
•может высушивать только однородные по размеру кусков материалы;
•не используется для сушки материалов с размером кусков больше 20 мм;
• имеет высокий уровень пылеуноса, поэтому отходящие газы нуждаются в двухстадийной очистке;
• нуждается в установке мощных вентиляторов.
Вторая группа:
Мы предлагаем установить реакторную сушилку, потому что она:
• имеет удельное паро напряжение, почти в 10 раз превышающее этот показатель в сушильных барабанах;
• имеет высокую производительность по высушенному за час материалу;
• имеет небольшие размеры, небольшую металлоемкость;
• в реакторной сушилке каждая частичка материала омывается со всех сторон теплоносителем, потому теплообмен идет интенсивно и сушка значительно ускоряется, качество сушки высоко.
В отличие от реакторных сушилок сушильные барабаны:
громоздки, металлоемки, занимают значительные производственные площади;
теплота теплоносителя в них используется неэффективно;
они имеют низкое значение удельного паро напряжения. Поэтому мы предлагаем установить реакторную сушилку.
Преподаватель:
Мы видим, что обе установки имеют и преимущества и недостатки. Но в наше время экономичность сушилки, ее тепловая эффективность – это решающие факторы. Поэтому, действительно, более перспективные установки – это реакторные и другие сушилки кипящего слоя.
Сообщение «Шахтные сушилки».
4.6 Решение кроссворда
Преподаватель:
А теперь вам предстоит выполнить еще одно задание, а именно, решить кроссворд. Каждое отгаданное слово оценивается в один балл. (Студенты разгадывают кроссворды).
4.7 Тестовый опрос
Преподаватель:
Вы хорошо поработали сегодня и, для закрепления приобретенных знаний, я предлагаю выполнить с помощью компьютера еще одно тестовое задание. Это задание на соотношение, то есть вам необходимо расставить ответы в правильной последовательности. Максимальное количество баллов – 4. (С помощью компьютерной программы выполняются тесты).
4.8 Решение производственных ситуаций
Преподаватель:
Пройдет немного времени, и вы получите дипломы, устоитесь на работу, где будете сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Попробуем смоделировать некоторые из таких ситуаций. Кто знает их решение, поднимает руку. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
1. Во время работы сушильного барабана машинист обнаружил в работе горелки «отрыв» пламени. Каковы должны быть его действия?
Ответ: остановить работу сушильного барабана, прекратить подачу топлива к горелке, провентилировать топку и по инструкции произвести розжиг.
2. При обслуживании сушилки машинист обнаружил, что цвет пламени в горелке – красный, газоанализатор фиксирует наличие СО и СН4. О чем это говорит? Каковы действия машиниста?
Ответ: все признаки свидетельствуют о том, что происходит неполное сгорание топлива. Машинист обязан вызвать слесаря по газу, прекратить работу горелки.
3. Если сушилка во время работы в местах уплотнения пропускает дымовые газы в окружающее пространство? Каковы могут быть причины?
Ответ: Недостаточное уплотнение загрузочного и разгрузочного устройств сушилки, газоходов.
4. Если высушенная глина потеряла пластичность, какова причина?
Ответ: причиной является слишком высокая температура теплоносителя, что привело к дегидратации глины.
5. Если при помоле высушенной глины обнаружены нарушения зернового состава (укрупненный помол), какова причина?
Ответ: причиной является недосушенная глина, то есть произошло нарушение режима сушки (уменьшилась продолжительность сушки, снизилась температура теплоносителя).
5 Заключительная часть
5.1 Психологическая пауза
Преподаватель:
Во время работы за компьютером вы напрягаете зрение, от чего ваши глаза устают. Врачи настойчиво рекомендуют для предупреждения усталости и профилактики развития патологических состояний в перерывах между занятиями с монитором и после их окончания проводить специальную зарядку. Поэтому сейчас мы выполним несколько несложных упражнений, которые помогут вам восстановить функции организма. У вас на столах листки с комплексом специальных упражнений, можете ими пользоваться.
(Выполняются упражнения для возобновления функций организма).
5.2Подведение итогов занятия и выдача домашнего задания
Преподаватель:
Прежде чем подвести итоги и объявить результаты занятия, я хотела бы узнать, смогли ли вы разгадать ребус. Кто даст ответ? (Ответ: сотрудничество).
Это занятие показало, что вы умеете анализировать, обобщать, делать выводы, но, кроме того, вы умеете работать сообща, слышать друг друга, поддерживать друг друга. Это и есть сотрудничество. Считаю, что цель занятия достигнута.
Вопросы семинарского занятия полностью рассмотрены, подведем итоги. Лучшей мини-группой на сегодняшнем занятии была мини-группа, занимающая ___ компьютер. У нее наибольший рейтинг ____балла. На втором месте группа ___. Она набрала ___ баллов. На третьем месте ___. Их рейтинг ___ баллов. Эти студенты получают оценку 5. Также отличную оценку получают (перечень фамилий). У них рейтинг знаний превысил 28 баллов.
Оценку 4 получили студенты, набравшие от 20 до 27 баллов. Это (перечень фамилий).
Оценку 3 получили студенты, набравшие от 15 до 19 баллов. Это (перечень фамилий). Студенты, набравшие менее 15 баллов, будут оценены на следующем занятии.
На следующее занятие вы должны принести тетради с выполненным домашним заданием: сравнить работу вихревой сушилки и мельницы для одновременной сушки и помола материалов.
Благодарю за сотрудничество.

Д О П О Л Н Е Н И Я

Дополнение А
Тестовое задание для актуализации опорных знаний
Задание 1
Найдите на рисунке конструктивные элементы сушильного барабана:

Рис.1 Сушильный барабан; а — общий вид; 6 — барабан; в — роликовая опора
Бандаж – 2
Шестерня венцовая – 3
Ролик опорный – 6
Ролик контрольный – 13
Электродвигатель – 11
Редуктор - 9
Задание 2
Найдите на рисунке конструктивные элементы сушилки кипящего слоя:
2650581968500

Рис. 2. Сушилка кипящего слоя
Разделительная решетка – 8
Топка – 5
Питатель – 11
Батарейный циклон – 12
Разгрузочный патрубок - 9
Задание 3
Найдите на рисунке конструктивные элементы вихревой сушилки:

Рис. 3. Вихревая сушилкаУстройство загрузочное – 8
Патрубок – 7
Привод вала – 4
Вал с лопатками – 3
Устройство разгрузочное - 5
Дополнение Б
Тестовое задание для закрепления знаний
І Найдите правильный ответ:
1 Теоретический процесс сушки идет по линии…
2 Для действительного процесса сушки…
3 Охлаждение влажного воздуха строится по линии…
4 Температура точки росы соответствует…
5 Подогрев влажного воздуха строится по линии…
Варианты ответов:
1 2 3 4 5
а) φ= 100%; б) і= соnst; в) t=соnstг) d = соnst д) і≠ соnstІІ Подберите формулу для определения расходных статей теплового баланса:
1. На нагревание материала Qм= а) mп* Qнр(1-ηт)
2. На нагревание и испарение влаги из материала Qвип= б) (α общ* L0’+∆V)mп*Іотх3. В окружающую среду Qпот= в) (2493+1,97tкг-4,18tнм) W
4. С отходящими газами Qотх= г) 3,6Sб * (tсрг – tсрм) / ( 1/α1 + δ1/λ1 + 1/ α2 + δ2/λ2)
5. Теплота, потерянная в топке Qтоп= д) G2*см*( tкм- tнм)
Бланк для ответов:
1 2 3 4 5

ІІІ Подберите формулу для определения приходных статей балансу:
1. От сгорания топлива Qгор= а) αобщ* *L0’* Івоз’*mп
2. С воздухом Qвоз= б) mп*QнрБланк для ответов:
1 2
ІV Закончите предложение:
1. Перемещение влаги из внутренних слоев материала к поверхности называется… а) градиентом влагосодержания
2. Переход влаги в виде пара с поверхности материала в окружающую среду называется… б) сушкой
3. Изменение влажности материала во времени называется… в) скоростью сушки
4 Процесс удаления влаги из материала в результате ее испарения называется… г) внешней диффузией влаги
5 Отношение влагосодержания к толщине изделия называется… д) внутренней диффузией влаги
Ключи к тестам:
Номер завдання 1 2 3 4 5
І б д г а г
ІІ д в г б а
ІІІ б а ІV д г в б а

Дополнение В
Вариант 1
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы Диатомитовая засыпкаДано: сушильний барабан 3,5х27 м; Sб = 297 м2; tсрг = 244°С; tокр ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С);
λ2 = 0.2 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 2
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
Диатомитовая засыпкаДано: сушильный барабан 2,8 х20 м; Sб = 176 м2; tсрг = 244°С; tокр ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.2 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 3
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
Диатомитовая засыпкаДано: реакторная сушилка; Sб = 60 м2; tсрг = 244°С; tокр. ср= 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.2 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 4
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
АсбестДано: сушильный барабан 3,5х27 м; Sб = 297 м2; tсрг = 244°С; tокр. ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.116 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 5
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
АсбестДано: сушильный барабан 2,8 х20 м; Sб = 176 м2; tсрг = 244°С; tокр. ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.116 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 6
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
АсбестДано: реакторная сушилка; Sб = 60 м2; tсрг = 274°С; tокр.ср.= 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.116 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 7
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
Шлаковая вата
Дано: сушильный барабан 3,5х27 м; Sб = 297 м2; tсрг = 244°С; tокр. ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.1 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 8
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
Шлаковая вата
Дано: сушильный барабан 2,8 х20 м; Sб = 176 м2; tсрг = 244 °С; tокр. ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.1 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 9
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
Шлаковая вата
Дано: реакторная сушилка; Sб = 60 м2; tсрг = 244°С; tокр. ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.1 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q
Вариант 10
Выполнение расчетов с помощью компьютерной программы
Шлаковая вата
Дано: сушильный барабан 2,2х14 м; Sб = 97 м2; tсрг = 244°С; tокр. ср = 20°С; α1 = 150 Вт/(м2·°С); α2 = 12 Вт/(м2·°С); λ1 = 58.2 Вт/(м·°С); λ2 = 0.1 Вт/(м·°С); δ1 = 0.014 м; δ2 = 0.04 м.
Найти: %Q

Дополнение Г
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения необходимо выполнять, отвернувшись от экрана (лучше всего при этом смотреть в окно), держа голову прямо. Следует максимально напрягать все мышцы, дыхание должно быть ритмичным. Каждое упражнение необходимо повторять четыре-пять раз.
1. На счет 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, потом раскрыть их и, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.
2. На счет 1-4 посмотреть на переносицу и задержать взгляд. Потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
3. На счет 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо, потом перевести взгляд прямо вдаль на счет 1-6. То же самое повторить с фиксацией взгляда вверх, влево и вниз.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали справа вверх - налево вниз, потом посмотреть вдаль на счет 1-6, потом повторить то же в направлении налево вверх - направо вниз.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Выполнять упражнения лучше стоя, повторяя каждое четыре-пять раз. 1. Начальное положение - руки вдоль туловища. На счет 1 - руки к плечам, сжав кисти в кулаки, наклонить голову назад; 2 - локти кверху, голову наклонить вперед; 3 – начальное положение. Темп средний.
2. Начальное положение - руки в стороны. На счет 1-3 рывки согнутыми в локтях руками, правой - вперед, левой - за спину; 4 - вернуться в исходное положение; 5 - 8 - то же в другой бок. Темп быстрый.
3. Начальное положение - руки вдоль туловища, голова прямо. На счет 1 - голову наклонить вправо; 2 -- исходное положение; 3 - голову наклонить влево; 4 - исходное положение; 5 – голову повернуть вправо; 6 - исходное положение; 7 - голову повернуть влево; 8 - Начальное положение. Темп медленный.
Дополнение ДКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОТКРЫТОМ СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ТЕМЕ: «СУШИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ»
Открытое семинарское занятие по дисциплине «Теплотехническое оборудование предприятий» проходило в форме выполнения разнообразных заданий, за которые студенты получали соответствующие баллы. Окончательная оценка знаний студентов зависела от количества полученных баллов.
Зависимость оценки от количества набранных баллов приведена в таблице 1.
Таблица 1- Критерии оценивания
.Количество баллов, полученных студентом на занятииОценка28 - 33 5
20 - 27 4
12 – 19 3
0 - 11 2

11 10 1 8 12
2 3 4 9 5 6 7 Дополнение Е
КРОССВОРДЫ
Вариант 1
По горизонтали:
1 – Устройство для отражения тепловых лучей (экран);
2 – Процесс удаления влаги из материала (сушка);
3 – Приводит в движение сушильный барабан (привод);
4 – Вызывает испарение влаги (теплота);
5 – Служит для сжигания топлива (топка);
6 – Параметр влажного воздуха (влагосодержание);
7 – Расположен в корпусе вихревой сушилки (вал).
По вертикали:
8 – Устройство для улавливания пыли (циклон);
9 – Сушильный … (барабан);
10 – Конструктивный элемент, на котором размещается материал в сушилке кипящего слоя (решетка);
11 – Параметр влажного воздуха (энтальпия);
12 – теплоноситель (газ).
Вариант 2
9 10 6 8 11 1 2 3 7 12 4 5 По горизонтали:
1 - Сушильный … (барабан);
2 – Тип конвейера для транспортировки пыли (винтовой);
3 - Параметр влажного воздуха (влагосодержание);
4 – Передает теплоту высушиваемому материалу (теплоноситель);
5 – Переход молекул пара с поверхности материала в окружающую среду (диффузия).
По вертикали:
6 - Расположен в корпусе вихревой сушилки (вал);
7 – Используется в качестве сушильного агента (воздух);
8 - Параметр влажного воздуха (энтальпия);
9 - Приводит в движение сушильный барабан (привод);
10 – Один из способов передачи теплоты (конвекция);
11 – Удаляется из материала при сушке (влага).
12 - Служит для сжигания топлива (топка).

Дополнение Ж
РЕБУС