Статья «Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»


Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»
В. А Сухомлинский
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, по мнению, Сонькина В.Д.– это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки  возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.
Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».
Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:
физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке:
пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;
артикуляционная гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения;
гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения;
дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;
 релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;
гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
 «Технологии обучения здоровому образу жизни»:
урок физкультуры – организованная форма обучения 2 раза в неделю;
урок ЛФК – система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц;
точечный массаж – проводится в осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний;
коммуникативные игры – игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
 «Коррекционные технологии»:
технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;
сказкотерапия – используют для психологической и терапевтической помощи;
технология коррекции поведения – игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;
психогимнастика – упражнения по специальным методикам;
речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без движений.
Предлагаю элементы некоторых  видов технологий, с помощь которых я прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности, лучшей адаптации в социуме. Все виды технологий, используемые мною, сопровождаются движениями и имеют музыкальное сопровождение.
Зарядка-релаксация:
Напряженье улетело,И расслаблено все тело.Будто мы лежим на травке,На зеленой мягкой травке.Греет солнышко сейчас,Руки теплые у нас.Дышится легко, ровно, глубоко.Нам понятно, что такоеСостояние покоя.
Дыхательная гимнастика:
На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.
Гимнастика ортопедическая:
Для начала по порядку – утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья.  Есть хорошее решенье – бег полезен и игра. Занимайся ,детвора! Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.От занятий физкультурой будет стройная фигура.Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем. Вот, поэтому, ребятки, будем делать мы зарядку.Станем прямо, ноги шире, мяч поднимем – три-четыре,Поднимаясь на носки. все движения легки.Все движения разучим Станем крепче мы и лучше.Будем  прыгать высоко, как кузнечики – легко.Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.
Коммуникативные игры:
Добрые слова не леньПовторять нам трижды в день.Кузнецу, ткачу, врачу –С добрым утром! – я кричу.Добрый день! – кричу я вследВсем, идущим на обед.Добрый вечер! – так встречаюВсех, домой спешащих к чаю.
Психогимнастика:
Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой – накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»
Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.
Принцип «Не навреди!» стал моим принципом деятельности, как педагога.