Статья на тему Обеспечение деятельностного подхода в процессе дистанционного обучения химии


Г.П. Ольховикова, учитель химии и биологии
КОУ ВО «ЦЛПДО» г. Воронежа
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Деятельностный подход, точнее системно-деятельностный, к обучению определяют новые федеральные государственные образовательные стандарты: «Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;… активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся» [1,3].
Базируется он на психологических и дидактических законах познания мира. Деятельностный подход прост в понимании, но труден в реализации. Самый привлекательный (из-за меньших энерготрат) метод обучения для учителя – это изложить материал (часто в планах уроков встречается как этап «сообщение нового материала»), а затем потребовать от учеников воспроизвести его. Трудно себя преодолеть, но необходимо.
Особенно сложно выдержать данный подход при дистанционном обучении химии детей и подростков с ОВЗ, инвалидов, находящихся дома. Ведь невозможно выполнить программные лабораторные, демонстрационные опыты и практические работы в таком объеме и в такой форме, как в школе. Что же делать?
Воронежский Центр лечебной педагогики и дистанционного обучения создает технические условия дистанционного обучения, дающие возможность использовать и скайп, и программу Adobe Connect. У каждого учителя и ученика есть доступ к серверу Центра с разработками уроков по предмету, включающими видеоматериалы. Также учителя создают собственные методические «копилки».
Таким образом, ученики могут наблюдать демонстрационные и лабораторные химические опыты в записи, участвовать в обсуждении их хода и результатов. Однако, этого недостаточно. В стандарте заложено требование об овладении «основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни…» [2]. Вместе с учениками и родителями мы начали создание домашних мини-лабораторий. Пластмассовые емкости из-под лекарств, соломинки для коктейлей, пластиковые ложки и ножи могут послужить лабораторным оборудованием. Пищевые продукты и содержимое домашней аптечки – реактивами. Так, например, качественная реакция на крахмал – действие йодом и последующий гидролиз крахмала при нагревании его с водой,- вполне осуществимый опыт в домашних условиях. Взаимодействие солей с кислотами (карбонат кальция в виде мела и пищевой уксус), солей с металлами (раствор сульфата меди(II) и железо (гвоздь)), определение среды раствора с помощью индикатора, в роли которого выступает сок черной смородины, денатурация белка куриного яйца, сравнение свойств истинных растворов и коллоидных (эффект Тиндаля) – вполне безопасные и выполнимые эксперименты в домашних условиях. Часть из них выполняется на уроке, а часть – в качестве домашнего задания с фотографированием результатов и представлением фотоотчёта.
Одной из основополагающих идей химии является идея о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ. Изготовление моделей молекул веществ, особенно органических, позволяет проиллюстрировать и понять эту закономерность. В качестве домашнего задания учащиеся конструируют модели из пластилина и спичек, изготавливая шарики разного цвета и размера (модели атомов элементов) и соединяя их. Фотографии моделей присылаются учителю для проверки.

Рис.1. Модель молекулы уксусной кислоты, выполненная учеником 10 класса Клинских Александром.

Рис.2. Модель молекулы бутадиена-1,3, выполненная ученицей 9 класса Коноваловой Кариной.
Домашней работе предшествует работа на уроке с использованием функции «Белая доска» программы Adobe Connect. Учитель изображает молекулярные, графические и структурные формулы веществ изучаемого класса поэтапно, объясняя особенности их строения в ходе эвристической беседы. Для реализации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся им даются задания также по подготовке тезисов, компьютерных презентаций, сообщений.
Теперь перед нами стоит задача определиться с формой, в которую нужно облечь накопленный каждым учеником материал.
Список литературы
1.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1 марта 2012, 11:38
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.). Опубликовано:15 июня 2012 года, 17:14
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования