Конспект урока по теме Ж.Сорель, его характер и судьба.Душевная борьба героя
Ф.Стендаль. Роман «Красное и черное».
Жюльен Сорель, его характер и судьба.
Душевная борьба героя.
Цель: раскрыть причину конфликта Жюльена Сореля с обществом;
проанализировать периоды жизни героя (Верьер, Безансон, Париж),
показать на примере героя романа Ф. Стендаля противоречивость
характера Жюльена Сореля; разъяснить причину крушения его иллюзий.
Оборудование: текст романа, мультимедийная презентация
У счастья нет завтрашнего дня;
у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего,
не думает о будущем;
у него настоящее –
и то не день – а мгновенье.
И.С.Тургенев
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
I.1. Слово учителя
Как писатель-реалист, Стендаль был убежден, что литература должна быть зеркалом жизни. «Роман, писал он, зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идет человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж большую дорогу с ее лужами».
В своем творчестве он стремился к широкому охвату современной ему действительности, показу всех сторон жизни, правдивому изображению людей всех возрастов, всех социальных групп.
( Слайд № 1- 4)
I.2. Заслушивание коротких сообщений о событиях, повлиявших на взгляды, мировоззрение, эстетику Стендаля, о времени, которое отображено в романе.
I.3. Коммуникативно – ситуативное упражнение
Представьте, что вы – Стендаль – презентуете свой роман читателям.
Идет пресс- конференция. Ответьте на вопросы:
- Какой смысл вкладывали вы в название романа «Красное и черное»?
- Почему «красное» стоит на первом месте, а «черное» на втором?
II. Объявление темы и цели урока.
Работа над темой урока
III.1. Слово учителя
Жюльен Сорель представитель поколения 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: стремление к независимости, яркая индивидуальность, желание изменить свою судьбу. Однако жизнь ставит его перед выбором: жить по законам отцов либо «пробить» себе дорогу к высшей власти, но обречь свою душу на гибель. И он делает выбор.
Жизнь Жюльена можно разделить на три периода: 1) в Верьере;
2) в духовной семинарии в Безансоне; 3) в Париже. (Слайд 5-8)
III. 2. Вопросы к учащимся.
Первый период в Верьере.
а) Какой была жизнь Сореля до того, как он попал в семью де Реналь? (Семья Сореля, его отношения с отцом и с братьями, образование).
б) Жюльен с детства мечтал стать военным, преклонялся перед Наполеоном. Что привлекало Жюльена в нем? (То, что «Бонапарт, безвестный и бедный поручик, сделался владыкой мира с помощью своей шпаги».)
в) Коммуникативно – ситуативное упражнение.
Вы – госпожа де Реналь.
Чем вас привлек Жюльен Сорель? Почему вы полюбили его?
г) Что значило для Жюльена пробить себе дорогу?
( Для Жюльена пробить дорогу прежде всего означало вырваться из
Верьера. Ему была ненавистна мысль, что ему придется всю жизнь жить в этой
грязной компании людей, которые не остановятся ни перед какими
преступленями. Он чувствовал себя очень одиноким.
Второй период в Безансонской духовной семинарии.
(Звучит музыка «Святый Боже, Святый Крепкий.» )
Аббат Пирар сказал о Жюльене так: «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибнет, а если это человек мужественный, пусть пробирается сам».
Вопросы к учащимся:
а) Почему Сорель поставил себе целью сделаться священником?
б) Представьте, что вы – преподаватель семинарии. Какую бы вы дали
характеристику Жюльену Сорели?
в) Не считаете ли вы, что самый трудный период в духовных исканиях Жюльена это безансонский период? (Свой ответ аргументируйте).
Третий период в Париже.
а) Как характеризует дом маркиза Жюльен Сорель?
( часть вторая, глава IV): «В этом особняке не допускались никакие лестные отзывы о Наполеоне, об оппозиционных газетах, о Вольтере, о Руссо, ни о чем бы то ни было, что хоть чуть-чуть отдавало свободомыслием и политикой.
Вывод: Жюльен не выносил этот гнет «морального удушья».
б) Коммуникативно – ситуативное упражнение.
Вы маркиза де Ла – Моль. Чем вас привлек юноша?
Почему вы влюбились в него?
в) Что пишет Матильда де Ла- Моль отцу?
(«Мысль Жюльена не пойдет по избитой тропе, проложенной
посредственностью». «Я избираю, говорит она, себе человека с
характером и безграничным честолюбием. Чего ему недостает? Друзей, денег?
Я дам ему и то и другое». Дамы, которые появлялись на жизненном пути
Жюльена, способствовали тому, что он узнавал людей общества, но своих
взглядов не менял).
IV. Диспут
- Постиг ли Жюльен науку вхождения в общество, которую преподала ему Матильда?
- В произведении есть эпиграф « Мыслить – значит страдать» (слайд 9)
Как вы соотнесете эти слова с жизнью Ж.Сореля?
- После покушения на госпожу Реналь Жюльен терзается, считая свое преступление по отношению к ней чудовищным. Однако он говорит на суде: «Но, будь я и менее виновен, я вижу здесь людей, которые пожелают наказать и раз и навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой. Меня ждет смерть; она мной заслужена».
V. Инсценировка « Ночь перед казнью» Монолог Ж.Сореля.
VI. Звучит песня в исполнении В.Цыгановой «Любовь и смерть», демонстрируются кадры из фильма «Красное и черное»
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
- Какие положительные и отрицательные черты характера присущи Жюльену?
- В чем проявляется закономерность его поступков?
- Как в душе и в жизни Жюльена Сореля распределены «красное» и «черное»?
- Каково ваше отношение к Жюльену Сорелю, считаете ли вы его личностью? - Кто из героев русской литературы похож на Жюльена Сореля?
- Что значила каждая из женщин для Жюльена Сореля? (Слайд 10)
VIII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Представьте себя корреспондентом, который присутствует в зале суда, где
проходит суд над Жюльеном Сорелем.
После процесса вы решили написать статью
« В чем причина того, что так трагически и в таком
раннем возрасте обрывается жизнь молодого человека?» (слайд 11)
13PAGE 15
13PAGE 14115
15