Конспект урока русского языка в 7 классе Наречие как неизменяемая часть речи. Разряды наречий.
39 Конспект открытого урока русского языка в 7 классе Цыганова Е.А
Наречие как неизменяемая часть речи. Разряды наречий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: учащиеся должны
знать:
-иметь представление о наречии как неизменяемой части речи;
- морфологические и синтаксические признаки и разряды наречий по значению;
уметь:
- находить в тексте наречия и определять их разряд по значению.
Технологии:
сотрудничества;
здоровьесберегающие.
Методы:;
исследовательский
Формы работы:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Оборудование:
учебник русского языка для 7 класса
раздаточный материал
оценочные листы
Содержание урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:
Хочу идти по жизни не спеша,
Любуясь ею, ожидая чуда,
Чтоб замирала радостно душа
В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)
И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.
2. Целеполагание
-Откройте тетради запишите число и тему урока
Тема нашего урока «Наречие как неизменяемая часть речи. Разряды наречий».
С наречием отчасти мы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи мы изучим её впервые.
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Что мы должны узнать? Чему научиться?
Но прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденное. Приготовьтесь к терминологическому диктанту.
3. Терминологический диктант (повторение)
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, их категории и формы слова.( морфология)
2.Части речи делятся на две группы ( самостоятельные и служебные)
3.Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет( сущ)
4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие( глаг)
5.Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета( прил)
6.Особая форма глагола, имеющая признаки глагола и наречия ( дееприч)
7.Признаки наречия у деепричастия (неизменяемость)
Проверка терминологического диктанта
Критерии оценивания:
«5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка,
«3» - 2-3 ошибки,
«2» - более 3 ошибок.
- А сейчас я предлагаю вам расширить свои знания по теме «Наречие», для этого предлагаю поработать в группах.
II. Изучение нового материала самостоятельно в группах.
1 Исследовательская работа
1 группа Откройте учебник стр. 105 Представить наречие как неизменяемую часть речи.( что обозначает?, с какой частью речи употребляется?, морфологические признаки, синтаксическая роль.) Доказать теоретически и практически.
2 группа Откройте учебник стр 112 Представить группы и разряды наречий.
3 группа Откройте учебник стр 112 На какие вопросы отвечают наречия каждого разряда
4 группа Откройте учебник стр 112 Привести свои примеры наречий к каждому разряду
4. Актуализация нового материала( все записывается в тетрадь)
Отчёт групп
1группа Обозначает признак действия, признак предмета, признак признака
Относится чаще к глаголу, реже к сущ и прилаг
Неизменяемая часть речи
В предложении обстоятельство
Нет окончаний. Образуется при пом суфф. О А Е И -ому, -ему -ьи
Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас расскажите.
(Учащиеся работают с таблицей в учебнике стр 112 Они самостоятельно приводят примеры, формулируют вопросы к наречиям, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).
Разряд
Вопросы
Примеры
Наречия места
Где? Куда? Откуда?
Внизу, направо, издалека
Наречия времени
Когда? Как долго?
Утром, допоздна, завтра
Наречия причины
Почему? По какой причине? Отчего?
Сгоряча, впопыхах, сослепу
Наречия цели
Зачем? С какой целью? Для чего?
Назло, нарочно, специально
Наречия образа действия
Как? Каким образом?
Громко, быстро, шёпотом
Наречия меры и степени
Насколько? В какой степени? Сколько?
Очень, слишком, чересчур
Результат самостоятельной работы заполненная схема.
4. Упражнения на закрепление
4.1.Упр 226 стр107 (устно)
-Найти наречие и определить синтаксическую роль
Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак.
4.2.Вам нужно из предложенного списка словосочетаний выписать только те наречия, которые относятся к вашему разряду.
Слова для анализа: красиво , нарочно скоро по-хорошему, сбоку геройски, наизусть, мало, назло ,близко, вдоволь, спроста, издавна сгоряча, направо, специально, наконец, поневоле, со зла ,чересчур, слишком ,тотчас
Б Учащиеся работают в группах. .
1 группа: наречия места
2группа: наречия времени.
3 группа: наречия причины.
4 группа: наречия цели.
Проверка
1 Сбоку, направо, близко, – места.
2. Завтра, , издавна, скоро, тотчас – времени.
3. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла,– причины
4 Назло, нарочно, специально, наконец – цели.
5.Самостоятельная работа
А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием. В тетрадь записываем только наречие и разряд
Фразеологизм
Наречие
Разряд
Положа руку на сердце
честно
Образа действия
У чёрта на куличках
далеко
наречие места
Битый час
долго
наречие времени
Бок о бок
рядом
наречие места
Душа в душу
дружно
наречие образа действия
Кот наплакал
мало
наречие меры и степени
6. Игра (+ да; нет).
Наречие самостоятельная часть речи.+
Наречие служебная часть речи.-
Наречие не имеет окончания.+
Наречие изменяемая часть речи.-
Наречие обозначает признак предмета по действию.-
Наречие обозначает признак действия.+
Наречие времени отвечает на вопрос когда?.+
В предложении наречие играет роль обстоятельства.+
Наречие цели отвечает на вопрос сколько?-
Наречие причины отвечает на вопрос почему?+
Домашнее задание
Стр 113 упр 241.
Рефлексия
На уроке я узнал
Я научился.
Затруднение вызвало..
Учитель:
Как приятно и отрадно,
Что вам было здесь приятно!
Признаюсь великодушно,
Думала, что будет трудно.
А теперь смотрю я точно:
Собрались вы не нарочно.
Все вели себя прилично,
Потрудились на отлично!
Вот сейчас оценю я вас,
Оценочные листы передайте-ка сейчас!
Ф.И ученика
Задание и его оценка
Оценка
Терминологический диктант «5» - без ошибок; «4» - 1- ошибка; «3» - 2-3 ошибки ;
«2» -более 3 ошибок.
Ответы в течение урока - полный развернутый ответ - 1 балл.
Изучение нового материала самостоятельно в группах. Исследовательская работа
1 группа Откройте учебник стр. 105 ,ваша задача заключается в том, чтобы представить наречие как неизменяемую часть речи.( что обозначает?, с какой частью речи употребляется?, морфологические признаки, синтаксическая роль, способ образования. Доказать теоретически и практически.
2 группа Откройте учебник стр 112 Представить группы и разряды наречий.
3 группа Откройте учебник стр 112 На какие вопросы отвечают наречия каждого разряда
4 группа Откройте учебник стр 112 Привести свои примеры наречий к каждому разряду
4. Упражнения на закрепление
4.1.Упр 226 стр107 (устно)Найти наречие и определить синтаксическую роль
4.2.Из списка слов выписать только те наречия, которые относятся к вашему разряду Слова для анализа: красиво , нарочно скоро по-хорошему, сбоку геройски, наизусть, мало, назло ,близко, вдоволь, спроста, издавна сгоряча, направо, специально, наконец, поневоле, со зла ,чересчур, слишком ,тотчас .
1 группа: наречия места
2группа: наречия времени.
3 группа: наречия причины.
4 группа: наречия цели.
5 Самостоятельно Заменить фразеологический оборот наречием. Определить разряд наречий. В тетрадь записываем только наречие и разряд
Положа руку на сердце У чёрта на куличках Битый час Бок о бок Душа в душу Кот наплакал Ни свет ни заря
Игра (+ да; нет).
Наречие самостоятельная часть речи.
Наречие служебная часть речи.
Наречие не имеет окончания.
Наречие изменяемая часть речи.
Наречие обозначает признак предмета по действию.
Наречие обозначает признак действия.
Наречие времени отвечает на вопрос когда?.
В предложении наречие играет роль обстоятельства.
Наречие цели отвечает на вопрос сколько?
Наречие причины отвечает на вопрос почему?
Рефлексия
На уроке я узнал______________________________________________________
Я научился___________________________________________________________
Затруднение вызвало__________________________________________________
Интересно ли было тебе на уроке?
Оценка за урок
Схема 1Заголовок 315