Конспект урока по русскому языку на тему Синонимы. Антонимы (3 класс) 
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока:  «Синонимы  и  антонимы»
Цели урока:
Создать условия для:
 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения
  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении. В результате чего ученик:
- применяет знания, полученные ранее;
- находит признаки синонимов и антонимов;
- знакомится с  их ролью  в предложении;
- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, 
  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:
- развивает свою устную и письменную речь;
- учится контролировать себя, давать самооценку;
 - воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность, 
  коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.
  Оборудование урока: Учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  печатные карточки.
                          1.Организационный момент.
Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
Эмоциональная мотивация
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок. 
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
Цель: оценить свою готовность к уроку.
Вывод:  готовы к уроку.
                                                                                         2. . Повторение изученного материала. Актуализация  знаний:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.
( На доске буквы: г  у  р  щ д  ц)
Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
       Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
       Эта буква обозначает гласный звук.
       Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось?
- Что вы можете сказать об этом слове?
- Какая орфограмма в этом слове?
- Подберите родственные слова.
- Докажите, что это родственные слова. 
- (запишите их в тетради)                   
 - А как вы понимаете лексическое значение слова друг?
-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
( Показываю этимологический словарь  поясняя откуда взяла толкование этого слова) 
-  А какие пословицы вы знаете о дружбе?
Мобилизация внимания.
Цель:  подготовиться к работе на уроке.
Открывают тетради, записывают число,
-Друг.
-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.
-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.
-Парная согласная в корне слова.
-Проверка друг -нет друга.
-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.
 -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.
- Лексическое значение - это то, что обозначает слово.
- Самостоятельные части речи.
- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
 - Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Дети читают с.43 уч.                                                                      
( вывешиваю на доску)
 Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
 Друг познается в беде.
Используется методы беседы.
                                                                                   3.  Постановка проблемы урока.
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Мобилизация внимания.
- Подберите к слову друг слова близкие по значению.
- Что общего у этих слов?
- Такие слова называются  (синонимы.)
Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. 
    Далеко мой стук
    Слышится вокруг.
    Червякам я враг,
     А деревьям друг.   
-  Что общего у этих слов?
- Такие слова называются ( антонимы.)
Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.
-Приятель, товарищ.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
     - Слова близкие по значению.
- Враг – друг.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. 
- Слова, противоположные по значению.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы. 
Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.
фронтальная беседа.
                                                                                                               4. Введение в тему урока.
Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль; 
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание 
-Вы  догадались  какая тема  нашего урока?
-  Для  каких целей мы  будем применять  в своих работах синонимы и антонимы?
Цель: оценить как усвоены новые понятия
Вывод: 
·Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Работа с учебником: с.42 правило
                                                                                                         5. Изучение нового учебного материала.
Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
- Прочитайте внимательно текст упражнения  72 с.44 
Почему он так называется? А какое настроение вызывает  вас осень?
Найдите в тексте  и выпишите из  него  все антонимы 
-Какой вывод можем сделать об антонимах?
- Синонимы  и антонимы  могут встречаться как в разговорной  , так и в литературной  речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами
Работа по учебнику стр. 43 упр. 70
- Прочитайте.
- Вставьте пропущенные орфограммы
-Прочитайте внимательно выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном? Как можно сказать по- другому? ( это текстовой синоним , т. е. так можно сказать о человеке , а здесь говорится о туче , какой приём использует автор?)
Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с  его отработкой.
Физминутка
-Выполняем движения все вместе.
Зарядка для  глаз:
 закройте глаза – откройте ( 2раза),
 посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
 далеко - близко ( 3 раза).,
 налево - направо (3 раза)
- Кто  был внимателен  какие антонимы я вам назвала?
сформулировать  понятие «синонимы и антонимы».
Выполняют  задания  по вариантам :
Выписывает существительные;
Прилагательные.
( зачитывают  выписанные антонимы)
 Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Выполняют движения.
Работа по учебнику стр. 43 упр. 70
                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.
Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД); 
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки. 
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше  . драки.
Горькая  правда лучше  лжи.
Лучше враг умный, чем друг   .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
-  Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно   Давайте сделаем ещё один вывод:
Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.
-Закрепление.
   ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)
Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.
Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.
                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-  Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
- Пришло время оценить вашу работу:
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».
представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
Рефлексивное оценивание работы на уроке
                                        8. Сообщение домашнего задания.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Подвести итог, 
записать домашнее задание (с. 44 упр. 73)
осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.
Запись в дневник домашнего задания.
На дом предполагается творческое задание,  которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы
15