Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Синонимы, антонимы, омонимы».
Конспект урока
по русскому языку в 4 классе
на тему:
«Синонимы, антонимы, омонимы»
Учитель Линник Е. В.
Евпатория
2015
Цели: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов- омонимов.
Формируемые УУД
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение , классификация объектов по выделенным признакам, синтез, подведение под понятие;
Коммуникативные сотрудничество с учителем и со сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Регулятивные постановка учебной задачи, сравнение способа действия и его результат с эталоном, оценивание качества усвоения материала;
Личностные нравственно-этическое оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 64 с. 45 (Чтение слов группами по цепочке, объяснение их написания)
Актуализация знаний
Узнайте слова по их лексическому значению, запишите, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Участок земли со стоячей водой. (Болото)
День, следующий за сегодняшним. (Завтра)
Приветствие при встрече. (Привет)
Совместно, сообща. (Вместе)
В какой-то момент в этом месте. (Здесь)
Спустя некоторое время. (Потом)
Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
Выполните звуко-буквенный разбор слова «завтра». (Один ученик работает у доски, коллективная проверка)
Назовите непроверяемую орфограмму в этом слове. (Непроверяемый парный согласный В)
Самоопределение к деятельности
Послушайте стихотворение Б. Бобылевой.
Гиппопотама бегемот
Однажды повстречал:
Вы кто? спросил.
Я бегемот,
Гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
Кто ж я тогда такой?!
А вы, ему ответил тот,
Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот
Сказал: «Вы просто лжец!»
С гиппопотамом бегемот
Рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят, и там
Все не решат:
Кто бегемот,
А кто гиппопотам.
Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? (Они говорили об одном и том же, но не поняли друг друга)
Был ли смысл им ссориться и почему? (Нет, потому что слова гиппопотам и бегемот синонимы)
Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению, но разные по написанию)
Отгадайте загадку.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит,
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять… (Ветер)
Назовите слова, противоположные по значению. (Холод – зной, добрый – злой, загудит – притихнет)
Как называются слова, противоположные оп значению? (Антонимы)
Отгадайте следующую загадку.
Из меня берут порою
Реки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок. (Ключ)
Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
Какие еще значения слова ключ вы знаете? (Музыкальный «скрипичный, басовый», а также инструмент для откручивания гаек) Т.е. значений не два, а четыре.
Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)
Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения? (Омонимы)
Сформулируйте задачу урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы, научиться распознавать такие слова и употреблять их в речи, подбирать к словам синонимы и антонимы)
Работа по теме урока
Работа по учебнику.
Упр. 69 с. 47 (Работа в парах. Коллективная проверка) Какие слова-синонимы вы подобрали? (Алфавит, азбука)
Какие слова-антонимы вы нашли? (Большие-маленькие, белый-черный)
Какие слова-омонимы вы заметили? (Лисички звери, лисички грибы; норка зверь, норка жилище)
Прочитайте предложения, которые вы составили.
Беседа
Для чего в языке нужны слова, близкие по лексическому значению? (Ответы детей)
Главное достоинство синонимов способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Например, слово Отчизна звучит более торжественно, чем слово Родина. А слово друг означает человека, близкого по духу, на которого можно положиться, тогда ка словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
Разные виды синонимов используются в официальной, возвышенной речи, или наоборот, в просторечии, в непринужденной обстановке: очи глазища, прибыть приехать.
Работа по учебнику
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с.48
Подберите антонимы к словам зло, злиться, злой (Добро, успокаиваться, добрый)
Физкульт-минуткаЗакрепление изученного материала
Работа по учебнику (Самостоятельно, коллективная проверка)
Рефлексия
Графический диктант (Учитель читает предложение. Учащиеся записываю его номер и указывают какие слова в нем употреблены: с. синонимы, а. антонимы, о. омонимы)
В глаза хвалит, а за глаза бранит.
Где умному горе, там глупому веселье.
Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
Лодырь и бездельник им праздник и в понедельник.
Ученье свет, а неученье тьма. (Коллективная проверка)
Оцените свою работу на уроке
Подведение итогов урока
Какие слова называются синонимами? антонимами? омонимами? Приведите примеры.
Какую роль они играют в речи?
Домашнее задание
Упр. 73 с.48