Технологическая карта урока по русскому языку Синонимы и антонимы


Урок 21синонимы и антонимы
Цель деятель-ности учителя Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения Фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная
Образовательные ресурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Толковый словарь русского языка.
3. Словарь синонимов русского языка.
4. Словарь антонимов русского языка.
5. Интернет-ресурсы:
• http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm
• http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/peremena/fizkultminutki/fizminutki_dlja_glaz/63-1-0-158
Окончание табл.
Оборудование Интерактивная доска, проектор (по возможности)
Наглядно-демонстрационный материал Запись задач темы, элементов букв, предложения
Основные понятия и термины Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Слово с непроверяемым написанием. Толковый словарь. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Словари синонимов и антонимов
организационная структура (сценарий) урока
Этапыурока Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж-нения Деятельность учителя Деятельностьучащихся Формыорганизации взаимодействияна уроке Формируемыеумения (универсальные учебные действия) Проме-жуточныйконтроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Проверка домашнего задания Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
– Какое лексическое значение слова «роса» вы нашли в толковом словаре?
– В толковом словаре С. И. Ожегова дано такое толкование слова: «Роса – атмосферная влага, – Выполнить упр. 66 на с. 41 в учеб-нике.
Ответы уча-щихся.
Внимательно слушают. Фрон-тальная.
Индиви-дуальная. Коллективная Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей Правиль-но выполненные задания упраж-нения
осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями».
– Расскажите, какой бывает роса на траве.
– Какое слово из текста вы выбрали и определили его лексическое значение? Ответы уча-щихсяII. Постановка учебной задачи Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем – Откройте учебник на стр. 42. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте название темы урока.
– Что означают слова, составляющие название темы?
– Верно. Вот основные вопросы, которые рас-смотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проек-тора на интерактивную доску):
• Лексическое значение слова.
• Работа с толковыми словарями.
– Продолжим работу с толковым словарем для определения лексического значения слова.
• Переносное и прямое значение слова.
– Приведите слова, которые употреблены в прямом и переносном значениях.
• Синонимы. Антонимы.
– Вспомните, какие слова мы называем синонимами. Можете обратиться к схеме в учебнике на с. 41. – Синонимы и антонимы.
Ответы уча-щихся.
Ответы уча-щихся.
– Синонимы – слова, близкие по значению. Фрон-тальнаяП – ориентируются в учебнике, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.
Р – осознают и принимают учебную задачу.
К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» – Какие слова мы называем антонимами?
– Прочитайте определение на с. 42. Проверьте, вы дали точные определения словам-синонимам и словам-антонимам?
– Будем учиться их распознавать и наблюдать, как они используются в тексте.
• Работа со словарем синонимов и антонимов.
Учитель демонстрирует словарь.
– В этом словаре вы можете найти к словам синонимы и антонимы.
– В учебнике на с. 154–155 тоже есть словарь синонимов и антонимов.
– Будем учиться работать с ним.
– На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? – Антонимы – слова, проти-воположные по значению.
Ответы уча-щихсяIII. Минутка чисто-писанияУпражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начер-таниями – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Заглавной и строчной букв М, м.
Фрон-тальная. Индиви-дуальнаяП – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.
Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют Написание элементов букв
букв, соединений – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных Выполняют задания и контролируют учебные действия IV. Повторение изученного мате-риала.
1. Работа по учебнику, с. 43, упр. 70 Работа над упражнением с целью актуализации знаний о словах в прямом и переносном значениях – Откройте учебник на с. 43, найдите упр. 70. Прочитайте стихотворение И. Бардина. В каком значении (прямом или переносном) употреблено выделенное слово?
– Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действий светофора как живого существа.
– Такой прием в литературе называется «олице-творение».
– Запишите названия трех цветов светофора и подберите к ним синонимы. Можете вос-пользоваться словарем синонимов в учебнике на с. 154. Обратите внимание, что слова в словаре даны в алфавитном порядке.
Можно предложить подобрать синонимы, используя словарь синонимов в конце учебника, к другим словам, например, «белый», «синий» и т. д. – Словоупотреблено в переносном значении.
– Не унывает, стоит, моргает, не оби-жается.
– Красный, алый. Желтый, золотой, янтарный.
Зеленый, травяной.
Выполняют задание Фрон-тальная.
Индиви-дуальная. Коллективная П – используют различные способы поиска информации, владеют навыками смыслового чтения текстов (словарных статей) в соответствии с учебной задачей.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск способов их достижения.
К – слушают взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют Определение прямого и переносного значений слова
свою точку зрения на обсуждаемую проблему 2. Комментированный сло-варный диктант (устный) Работа над словами с непрове-ряемыми написа-ниямиУчитель называет слово и дает задание подобрать к нему антоним или синоним, устно объясняет написание слов:
– Здравствуйте.
– Скучно.
– Говорить.
– Сладкий.
– Метель.
– Тропка.
– Идти Выполняют задание.
– До свидания.
– Весело.
– Молчать.
– Горький.
– Вьюга.
– Дорожка.
– Ходить Фрон-тальная.
Индиви-дуальная.
Коллективная П – используют различные способы поиска информации, владеют навыками смыслового чтения текстов (словарных статей) в соответствии с учебной задачей.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения, планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Использование словарей антонимов, синонимов.
Запись и запоминание словарного слова
3. Словарная работа – Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 43.
– Дайте толкование слову, опираясь на текст на «Страничке для любознательных».
– Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?
– Это орфограмма. Назовите ее.
– Слово «погода» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Погода.
Читают текст, дают объяснение слову.
– «Безударная гласная в корне слова».
Выполняют задания. – Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.
– Дома заучите правильное написание слова наизусть.
– Найдите в тексте и прочитайте пословицу.
– Объясните ее значение.
– Спишите пословицу в тетрадь. Проверьте написанное – Сей под по-году, будешь есть хлеб год от году.
– Сеять надо
в ясное, сухое время, тогда и урожай будет хороший.
Выполняют задания К – слушают взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему 4. Работа по учебнику, с. 44, упр. 72 (устно) Работа над упражнением с целью нахождения анто-нимов в тексте – Откройте в учебнике на с. 44. Найдите упр. 72. Прочитайте текст.
– Почему текст так называется? Какое слово в тексте имеет значение «необычный»? какое – «потеря свежести и яркости»?
– Найдите в тексте антонимы. С какой целью автор их употребил? Выполняют задания.
– Странный.
Увядание.
– Весна – осень, жел-тый – зеленая, поблекшие – зацветающая, Фрон-тальнаяП – ориентируют-ся на страницах учебного пособия, формулируют ответы на вопросы, владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленной Объяснение лексического значения слов.
Подбор анто-нимов – Дома выпишите антонимы в тетрадь теплая – холодный, увяда-ние – расцвет, песни – тишина, грустно – радостно задачей.
Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности.
К – слушают взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свой ответ 5. Работа по учебнику, с. 44, упр. 73 Работа над упражнением с целью подбора синонимов к словам.
Упраж-нения физкульт-минутки– Найдите упр. 73. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках.
– Запишите предложения. Проверьте напи-санное.
– Выполним разбор первого предложения по членам. При необходимости можете вос-пользоваться памяткой в учебнике на с. 144.
Физкультминутка
При выполнении физкультминутки голову держать неподвижно.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. – Холодный, сияют, знойное, промчалась.
Выполняют задания.
Поморгать глазами. Фрон-тальная.
Индиви-дуальнаяП – ориентируются на страницах учебника, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами учебной деятельности.
Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют контроль учебных действий Подбор сино-нимов.
Запись предло-жения.
Разбор предло-жения по членам пред-ложения.
Выполнение физкульт-минутки
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко!
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись! Посмотреть влево-вправо.
Посмотреть вверх.
Закрыть глаза ладонями.
Посмотреть по дуге вверх, вправо, вверх, влево.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, открыть и поморгать (четко следуя инструкции учи-теля)
6. Работа в рабочей тетради, с. 25, упр. 55 Работа над упражнением с целью правильного употребления слов в предло-жении– Откройте рабочую тетрадь на с. 25. Найдите упр. 55. Прочитайте. Закончите предложения, подобрав к выделенному слову слово-антоним.
– Впишите в каждое предложение слово-антоним – Ответы, мало, тишиной, радость, правда.
Выполняют задание Фрон-тальная.
Индиви-дуальнаяП – ориентируются на страницах рабочей тетради, осознанно строят речевое выска-зывание.
Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют конт- Подбор синонимов, антонимов
роль учебных действий 7. Работа по учебнику, с. 44, упр. 74 Выполнение занимательных заданий с целью подбора к словам синонимов и антонимов – Откройте учебник на с. 44 и найдите упр. 74. Подберите к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы антонимы.
– Проверьте себя по словарям на с. 154–155 Выполняют задания Фрон-тальная.
Индиви-дуальнаяП – осознанно строят речевое высказывание.
Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют контроль учебных действий Подбор синонимов, антонимов.
Работа со сло-варемV. Итог урока.
Рефлексия деятельности Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа – Над какой темой работали на уроке?
– Что такое антонимы? синонимы? слова в переносном значении?
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 44, упр. 72 (письменное задание) Отвечают на вопросы Фрон-тальная.
Индиви-дуальнаяП – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственнуюдеятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к пред-мету, стремятся к приобретению новых знаний