Качественное (безотметочное) оценивание образовательных результатов в начальной школе
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
МИРОШНИК М.И.
,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 5 г.
Ростов
а
-
на
-
Дону
КАЧЕСТВЕННОЕ (БЕЗОТМЕТОЧНОЕ)
ОЦЕН
ИВАНИЕ
О
Б
РАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Всем учителям известно, что внедряемый в школах страны
Федеральн
ый
государственн
ый
образовательн
ый
стандарт
(ФГОС)
рассматривается как общественный
договор между школой, семьей, обществом и государством, а также как определенная
система требований: к результатам освоения основных образовательных программ
, к их
структуре
и
условиям реализации.
Однако, не все осознают, что
в новых стандартах не
следует искать
нового содержания
образовательного процесса. Содержание
–
та сумма
знаний, которую должен получить ученик на выходе из школы
,
–
останется прежним.
В
ажно то,
что, во
-
первых,
изменятся акценты
в этом содержании, во
-
вторых,
необходимо
измениться самому учителю
. Педагог, его отношение к учебному процессу,
творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка
–
есть
главный ресурс, без которог
о невозможно воплощение новых стандартов образования.
Именно поэтому ФГОС называют
новы
ми
стандарт
ами
педагогического мышления.
Также ФГОС призван обеспечить переход от
знаниевой
парадигмы к парадигме
развития личности.
Впрочем, эта парадигма заявлялась и
раньше. Но проблема как раз в
том, что она именно заявлялась, при том, что в старых стандартах предъявлялись
требования лишь к набору знаний по определенным школьным предметам. Теперь же
эффективность школьной системы должна оцениваться по тому, каких дете
й она
воспитала, какими
универсальными способами познания и освоения мира
они
владеют. Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) создает
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей, включая орга
низацию усвоения, то есть
умения учиться
. Эта
возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные)
–
это обобщенные действия,
порождающие широкую ориентацию учащихся в различных пред
метных областях
познания и мотивацию к обучению.
Следует отметить, что само содержание образования, структура и объем его
фундаментального ядра, содержание образовательных программ не входят в структуру
2
стандарта. Он является фундаментом для эффективного
управления образованием на
долгосрочную перспективу. Однако на этом фундаменте возможно построение системы, в
которой будут реализованы такие давно обсуждаемые новации, как внедрение различных
форм организации учебной деятельности, увеличение доли вариатив
ной части учебного
плана, конечно же, использование
различных видов оценивания достижений учащихся
и т.д.
Не
секрет,
что процесс оценивания напрямую связан с самооценкой ученика,
которая, в свою очередь, является важным аспектом самоопределения ребенка.
За
ниженная самооценка ведет к пассивности и беспомощности сначала в учебе, а потом и
в жизни. Поэтому необходимо внедрять
систему оценивания детей, целью которой
будет повышение личностной самооценки
каждого ученика. Это
–
не
новое
изобретение, такой подход
мы находим еще у В.А. Сухомлинского. Главное, что теперь он
переведен на уровень стандарта.
Система оценки
–
сложная и многофункциональная система, включающая как
текущую
, так и
итоговую
оценку
результатов деятельности младших школьников; как
оценку
деятельности педагогов
и
школы
, так и
оценку результатов деятельности
системы образования
. Поэтому в системе оценки образовательных достижений важно
все: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную
связь она обеспечивает; н
асколько включает учащихся в самостоятельную оценочную
деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Выдел
ены следующие
основные
отличительные особенности системы оценки
,
предполагаемой ФГОС:
-
комплексный подход
к оценк
е предметных, метапредметных и личностных
результатов общего образования;
-
оценка успешности
на основе системно
-
деятельностного подхода
, который
проявляется в способности выполнять учебно
-
практические задачи;
-
использование наряду со стандартизированным
и письменными или устными
работами таких методов оценки как
проекты, практические, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдение
;
-
оценка
динамики
образовательных достижений при помощи накопительной
системы оценивания
–
портфолио (выборки форма
льных и творческих детских работ,
выполненных на занятиях по разным предметам, материалы, характеризующие
достижения учащихся во внеучебной деятельности, результаты наблюдений, оценочные
листы, пояснительные материалы);
3
-
сочетание
внешней
(службы, находя
щиеся вне ОУ) и
внутренней
(ученики,
педагоги, администрация ОУ) оценки как механизма обеспечения качества образования.
Итоговая оценка
выпускника начальной школы, с одной стороны, должна
фиксировать индивидуальный прогресс ребенка, с другой стороны, она
должна позволять
получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого
ребенка и всех учащихся. Поэтому в итоговой оценке выпускника необходимо выделять
две составляющие:
-
результаты, характеризующие динамику
индивидуальных образо
вательных
достижений учащихся (промежуточные работы, материалы портфолио
–
оцениваются
качественно);
-
оценки
за стандартизированные итоговые работы
, отражающие владение
опорной системой знаний и их применение на практике.
В соответствии с
ФГОС
основным
объектом
системы оценки, её
содержательной
и критериальной базой выступают планируемые результаты
освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования, составляющие
содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получ
ит возможность
научиться» для каждой программы, предмета, курса.
Таким образом, система оценивания
образовательного учреждения должна предоставлять возможность:
-
устанавливать, что знают и пони
мают учащиеся о мире, в котором
живут;
-
давать общую и
дифференцированную информацию о процессе преподавания и
процессе обучения;
-
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований
стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального
образования;
-
обеспечивать обр
атную связь для учителей, учащихся и родителей;
-
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Согласно этим
целям система оценивания направлена на получение информации,
позволяющей
:
-
учащимся
–
обрести уверенность в своих познавательных возмо
жностях
;
-
родителям
–
отслеживать процесс и результат обучения и развития своего
ребенка
;
-
учителям
–
оценить успешность собственной педагогической деятельности.
При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет
оценить
личностные
(п
роисходит ли ра
звитие образовательных запросов
детей
, стремятся ли они к углублению
своих знаний?
) и
метапредметные
(с
овершенствуют ли учащиеся полученные умения и
4
навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к
совместной учебной деят
ельности?
) образовательные результаты.
Оценка личностных результатов
осуществляется
в ходе
:
-
внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований
педагога
-
психолога,
учителя
-
логопеда, т.е. специалист
ов
, обладающи
х
необходимой компетенцией
в сфере психолого
-
педагогической диагностики развития личности
;
-
оценки
личностного прогресса ученика с помощью
некоторых разделов
папки
достижений (аналог портфолио).
Основное
содержание
оценки
метапредметных
результатов
на
ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных
результатов проводится в ходе решени
я
задач творческого и поискового характера,
учебно
го
проектировани
я
, итоговы
х
проверочны
х
работ, комплексны
х
работ на
межпредметной основе, мониторинг
а
сформированности основных учебных умений.
В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по
отдельным
предметам с учет
ом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о
сформированности
ряда
познавательных
и
регулятивных
действий учащихся.
Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий
результат, позволяют оценить сформированность
коммуникативных
учебных действий.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в п
а
пке достижений
в виде
аттестационных листов
может быть оценено достижение таких коммуникативных и
регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в
ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, умение сл
ушать и
слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и
позиции в отношении объекта, действия, события и др.
О
ценка предметных результатов
(
планируемых результатов по отдельным
предметам
) подразумевает оценку системы
предметны
х знаний и систем
ы
предметных
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение
знаний, их преобразование и получение нового знания.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оцен
ивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного
оценивания, фиксируются
в
папке
достижений и учитываются при определении итоговой
оценки.
Предметом итоговой оценки освое
ния обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования является достижение предметных и
5
метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для
продолжения образования.
В учебном процессе оценка предметных резул
ьтатов проводится с помощью
диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение
уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех
итоговых работ
–
по русскому языку, родному языку, математике
–
и и
тоговой
комплексной работы на межпредметной основе.
Н
аиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является
папка
достижений
, который демонстрирует усилия обучающегося, прогресс и
достижения в различных областях. П
апка
достижений
–
это не
только современная
эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных
педагогических задач, позволяющее:
-
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
-
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения
и самообучения;
-
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
В с
остав папки достижений входят:
1)
п
одборка детских работ
, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и
глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии;
2)
систематизированные материалы текущей оценки:
отдельные листы наблюдений,
аттестационные листы; выборочные ма
териалы самоанализа и самооценки учащихся;
3
)
материалы итогового тестирования
и результаты выполнения
итоговых
комплексных работ
.
Кроме того, в п
апку достижений
могут быть включены и иные документы,
характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной
и досуговой деятельности.
Качественное (безотметочное) оценивание
–
один из принципов образования в
обновляемой начальной школе, альтернативное средство контрольно
-
оценочной
деятельности, представляющее собой отслеживание, в первую очередь, динамики
разв
ития обучающихся по целому ряду разноплановых показателей, базовое
педагогическое условие для решения проблемы совершенствования учебной
самостоятельности младших школьников как умения расширять свои знания, умения
и способности по собственной
инициативе.
Цел
ями
внедрения качественного (безотметочного) оценивания
являются:
-
о
беспечение содержательного, объективного и дифференцированного оценивания
достижений учащихся
;
6
-
с
оздание оптимальных педагогических условий для развития основ учебной
самостоятельности обучающихся начальных классов
;
-
п
одготовка учащихся
I
уровня к дальнейшему адекватному восприятию отметок.
Основные
задачи
качественного (безотметочного) оценивания
заключаются в
следующем:
-
в
ыработка единой «оценочной политики» на
уровне школы силами
администрации, педагогов, детей и их родителей
;
-
о
писание содержания, форм и критериев контрольно
-
оценочной деятельности
;
-
п
роведение системной разъяснительной работы с учителями, учащимися и их
родителями
;
-
с
оздание путей перехода о
т способов
качественного (безотметочного) оценивания
обучающихся
I
уровня к нормативному оцениванию учащихся на
II
и
III
уровнях
обучения.
Реализация качественного (
безотметочного) оценивания
производится с учетом
ряда
принципов
:
-
в
процедуре оценивания должна присутствовать аргументированная само
-
и
взаимооценка учащихся
;
-
с
одержательное оценивание и качественная самооценка неразрывно связаны с
умением контролировать себя
;
-
р
абота, выполняемая ребенком, представляет собой сумму мн
огих умений,
каждое из которых имеет свой критерий оценивания
;
-
п
режде всего оценивается динамика учебной успешности учащихся относительно
их самих
;
-
п
ри подведении промежуточных итогов накапливаются не отметки за работы
учащихся, а содержательная информ
ация о них.
С 1
-
го по 4
-
ый годы обучения осуществляется следующая п
роцедура
качественного (безотметочного) оценивания
обучающихся начальных классов
.
1.
Качественное (безотметочное) оценивание ведется по следующим основным
направлениям: «Социальное развитие», «Говорение и слушание», «Рабочие умения и
навыки», «Познавательная активность», «Развитие техники чтения», «Развитие умений и
навыков письма», «Разв
итие математических умений и навыков»,
«Развитие умений и
навыков владения
английским языком» (со 2
-
го класса), «Физическое развитие»,
«Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность».
7
2
.
Каждое направление подразделено на показатели, выбор котор
ых в течение
каждого года обучения определяется возрастными особенностями учащихся и
программными требованиями по предметам.
3
.
Оценивание по уровням (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего,
низкий) каждого из показателей осуществляет учитель нача
льных
классов
в
сотрудничестве с учителями
-
предметниками (преподаватели иностранного языка,
физической культуры, изобразительного искусства), медицинской и психолого
-
логопедической службами школы.
4
.
Для отслеживания динамики развития техники чтения, умени
й и навыков
владения английским языком, физического развития и изобразительной деятельности
классным руководителем и учителями
-
предметниками в течение года заполняются
сводные таблицы (
листы наблюдений)
.
5
. Работа с обучающимися 1
-
ых
классов
.
5.1
Выполняемые в
тетрадях работы учащихся проверяются, но не оцениваются.
5.2
Устные ответы комментируются учителем. Комментарий, в первую очередь,
указывает на достижения учеников.
5.3
Постепенно учитель приобщает детей к процедуре само
-
и взаимооценивания, учит
замечать н
е только достоинства, но и недостатки в процессе работы и достигаемых
результатах.
5.4
Особое внимание уделяется разведению понятий «лич
ность человека»
–
«процесс и
результат его деятельности».
5.5
Для доведения до сведения родителей информации о динамике
развития учащихся
используется аттестационный лист, в котором учитель в течение первого и второго
полугоди
й
отмечает уровень успешности детей по ряду показателей, соответствующих
направлениям, указанным в пункте 1
описания процедуры
.
5.6
В учебную часть школы
в конце первого и второго полугоди
й
классным
руководителем предоставляется отчет
по форме, аналогичной аттестационному листу
.
5.7
Для сохранения информации о динамике развития детей и систематизации
полученных сведений учитель создает накопительную папку.
6.
Ра
бота с обучающимися 2
-
ых
и 3
-
их
классов
.
6.1 Классные и домашние работы обучающихся
оцениваются в тетрадях
по четырем
позициям, работа у доски
–
в дневниках по трем основным показателям. По каждой
из позиций проставляются соответствующие результаты
.
ОЦЕ
НИВАНИЕ КЛАССНЫХ РАБОТ
:
1
–
р
абота с классом
;
2
–
с
амостоятельная работа
;
8
3
–
п
равильность
;
4
–
о
формление, аккуратность
.
ОЦЕНИВАНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ
:
1
–
с
амостоятельность
(оценивает ученик)
;
2
–
п
онимание задания
;
3
–
п
равильность
;
4
–
о
формление, аккуратность
.
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ У ДОСКИ
:
1
–
у
веренность, умение
держаться перед аудиторией
;
2
–
п
равильность выполнения задания
;
3
–
п
олнота и грамотность комментария
.
При необходимости подобное оценивание может сопровождаться устным или
письменным словесным комментарием (оценочным суждением).
6.2
Проверочные рабо
ты учащихся, проводимые в рамках вводного и текущего контроля
по русскому языку и математике, выполняются в тетрадях для контрольных работ и
проверяются по двум показателям
–
«правильность», «аккуратность» (при написании
творческих работ добавляется позици
я «содержание»).
6.3
При проведении тестов уровень правильности оценивается в соответствии со
спецификацией, прилагаемой к содержанию работы.
6.4
Продолжается работа по совершенствованию умения
обучающихся проводить
само
-
и
взаимооценк
у
.
6.5
Для отражения дина
мики развития обучающихся, информирования родителей и
администрации школы в течение каждой учебной четверти заполняются,
соответственно, аттестационные листы (
см.
Приложени
е
)
и бланки отчетов.
6.6
Учитель продолжает собирать и систематизировать информацию в
накопительной
папке.
7.
Работа с обучающимися 4
-
ых
классов
.
7.1
Продолжается оценивание в рабочих
тетрадях (классные, домашние
работы) тетрадях
для контрольных работ, дневниках по тем же показателям, что во
втором и третьем
кла
ссах.
7.2
В течение последнего
года обучения качественное
оценивание может сопровождаться
не только устным или письменным оценочным суждением, но и выставлением
отметки.
7.3
Начиная со второго полугодия
четвертого
класса отметки выставляются в журнал.
7.4
Для отражения динамики развития уча
щихся,
доведения этой информации до
сведения родителей и администрации школы используются: в
I
и
II
четверт
ях
–
аттестационные листы и бланки отчета
;
в
III
и
IV
четверт
ях
–
эти же документы в
9
сочетании с выставлением четвертных и годовых отметок в дневника
х учащихся и
сдачей отчетов с количественными показателями в учебную часть.
7.5
Классный руководитель завершает оформление накопительной папки и предоставляет
материал для ознакомления классному
руководителю и учителям
-
предметникам,
которые будут работать с о
бучающимися в
пятом
классе.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем
учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по
русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе
). При этом
накопленная
оценка характеризует
достижение
всей совокупности планируемых
результатов, а также динамику
успешности детей
за период обучения. А оценки за
итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы
знаний по
русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными
действиями.
Таким образом, итоговая оценка позволяет фиксировать индивидуальный
прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные
данные об образовательны
х достижениях каждого ребенка и всех
обучающихся
.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства
образования Российской Федерации от 25.09.2000 г. №2021/11
-
13 с дополнением от 20.04.2001г. № 408/1
3
-
13.
2.
О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в
общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и
содержания общего образования. Письмо Департамента общег
о образования
Минобразования
России от 3
июня 2003г. № 13
-
51
-
120/13.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Ю.
Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
–
2
-
е изд.
–
М.:
Просвещение, 2010.
–
215 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М
-
во
образования и науки Рос. Федарации.
–
М.: Просвещение, 2010.
–
31 с.
5.
Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода
на безотметочное обучение в начальной школе в ходе
модернизации российского образования// Начальная школа. 2002. № 3.
–
С. 89
–
96.
6. Мирошник М.И. Внедрение качественного (безотметочного) оценивания учащихся начальных классов в
рамках реализации системы
Л.В. Занкова// Занковские педагогические чтения
–
2007
в Ростовской области.
–
Самара: Издательство «Учебная литература».
–
С. 152
–
161.
7.
Симонов В.П., Черненко Е.Г. Парадоксы трехбалльной шкалы, или Как заработать «два»// Начальная
школа. 2001. № 1
.
–
С. 91
–
101.
10
Приложение.
Аттестационный лист обучающегося 3 класса
№
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СРОКИ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
I
II
III
IV
Примечания
1
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Самооценка
Желание учиться
Признание школьных правил
Умение
общаться
2
ГОВОРЕНИЕ И СЛУШАНИЕ
Умение слышать учителя
Умение слышать одноклассников
Желание высказывать свое мнение
Доказательность
3
РАБОЧИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Самостоятельность
Целеустремленность, настойчивость
Адекватность скорости
Аккуратность
Умение пользоваться дополнительной литературой
4
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Умение сравнивать обобщать, классифицировать, делать
выводы
Память
Внимание
Владение теоретическим материалом
5
РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
Правильность
Понимание прочитанного
Выразительность
Способ чтения
Темп
6
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПИСЬМА
Умение списывать текст
Знание словарных
слов
Умение писать под диктовку
Выполнение творческих работ (изложение, сочинение)
Скорость письма
7
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Знание таблиц сложения и умножения
Сложение и вычитание
многозначных чисел
без перехода через
разряд
Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд
Внетабличное умножение
Внетабличное деление
Решение сложных выражений
Решение задач
Преобразование задач
Решение уравнений
Работа с единицами измерения
Работа с геометрическим материалом
Скорость счета
8
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ
АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ
Чтение
Говорение
Аудирование
Лексика
Письмо
9
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Быстрота
Сила
Гибкость
Ловкость
Выносливость
10
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Умение действовать по образцу
Использование различных материалов и инструментов
Композиционное, цветовое и линейное решение работ
11
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Знания о музыке
Хоровое пение
Сольное пение
Элементарное музицирование