Статья Активные методы обучения на уроках географии в условиях введения ФГОС


«Активные методы обучения на уроках географии в условиях введения ФГОС»
В соответствии со стандартами ФГОС второго поколения, основным результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле под УУД понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
При изучении курса «географии» в 5-6 классах начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследования своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
В требованиях к результатам обучения по географии выделяются метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. [1].
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому на уроках географии необходимо решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает использование на уроке активных методов обучения.[3].
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала на разных этапах урока. Они основаны на практической направленности, игровой деятельности, интерактивности. Активные методы дают возможность каждому ребенку проявить себя во время урока.
Активные методы обучения можно подразделить :
- методы начала урока,
- методы постановки целей, ожидаемых результатов,
- методы организации самостоятельной работы,
- методы рефлексии,
- методы выполнения домашнего задания,
- методы подведения итогов. [3].
В начале урока целесообразно применить метод «Улыбайся», забавная игра, когда дети улыбаются сидящим рядом, учителю, детям на первой парте, своему другу и т.п. Такая игра способствует установлению контакта между участниками урока.
При постановке целей урока и определении ожидаемых результатов, возможно применение методов «Мозговой штурм» или «Ассоциации». На доске записана тема урока. Обучающиеся высказывают свои предположения, о чем пойдет далее речь, учитель записывает все мнения или слова-ассоциации на доске. По ходу работы с темой все записи конкретизируются, развиваются, а в конце урока дети делают соответствующие выводы.
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Реальная деятельность состоит из отдельных приемов.
На этапе актуализации знаний использую прием «Ручеек».
Это прием организации индивидуальной работы . По очереди друг за другом, обучающиеся называют то, что знают по ранее изученной теме. Это позволяет выяснить, что знают дети, формируется умение слушать и слышать друг друга.
Прием «Цифровой диктант», набор утверждений, составленный на материале изучаемой темы, можно провести как в устной, так и в письменной форме. Работа индивидуальная. При устной форме ученики сигнализируют с помощью специальных разноцветных карточек. В письменной форме выписываются только верные утверждения. В ответе получается цепочка цифр, ответы легко проверить и оценить, например, обменявшись работами.
Например, при проверке домашнего задания после изучения темы «Открытия древности и Средневековья», провожу небольшой диктант «Какие утверждения верны?»:
1. Древнегреческим ученым были известны все материки нашей планеты.
2. Америка была открыта Джеймсом Куком в 15 веке.
3. Антарктида была открыта русскими мореплавателями.
4. В 17 веке голландские мореплаватели открыли Австралию и обследовали ее северные, западные и южные берега.
5. Америка была открыта Колумбом.
6. Русские мореплаватели первыми совершили кругосветное путешествие.
7. Первым проложил морской путь в Индию - Магеллан.
Обучающиеся должны записать верные ответы: 3, 4, 5.
Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Данный прием может быть использован на любом этапе урока.
При изучении нового материала возможно использование метода «Работа с презентацией». В теме «География – наука о Земле» информацию о семье географических наук представляю в презентации. Перед просмотром презентации предлагаю обучающимся задание: определить, какие из географических наук относятся к физической, а какие к экономической географии. По окончании просмотра презентации проверяем правильные ответы, обсуждаем ошибки.
Интересно и увлекательно осуществляется работа в группах при использовании приема «Пантомима». Например, при изучении темы «Явления в природе», каждая группа показывает пантомимой одно явление природы. Остальные должны угадать и рассказать об особенностях данного явления. Дети демонстрируют и знания, и творческую активность.
Работа с учебником - один из важнейших методов обучения. При работе с учебником серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал. Как сделать эту работу интересной и увлекательной. Я использую электронное приложение «География. 5-6 классы», издательство «Просвещение». Например, при изучении темы «Движения Земли», по ходу просмотра одноименного видеофрагмента, обучающиеся должны заполнить кластер «Как Земля движется».
На этапе рефлексии использую прием «Мой урок сегодня». По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу объяснить значение понятий
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома. Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения. Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление обучающимися опыта самостоятельной работы. [2].
К домашним заданиям подхожу творчески и всегда задаю дифференцированные. Например, после изучения темы «Планета Земля» задаю:
для всех обязательно: прочитать §5 в учебнике, или в электронном приложении «География 5 класс» тему «Планета Земля»,
дополнительно на выбор:
1. Составить рассказ на тему «Планета Земля – мой дом».
2. Используя источники информации из Интернета подготовить сообщение «Есть ли жизнь на других планетах?».
3. Нарисовать рисунок на любую из тем: «Земля –уникальная планета», «Берегите Землю!», «Человек и космос».
К активным методам обучения относятся различные диктанты, головоломки, ребусы, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В начальном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий.
Применение активных методов способствует разнообразному (индивидуальному, групповому, парному) изучению учебных вопросов и проблем, активному взаимодействию учителя и обучающихся, живому обмену мнениями между ними, повышает мотивацию к учению географии, трудный материал становится более доступным, а урок более интересным. [3].
Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

Списки литературы и источников информации:
1. География: программа: 5-9 классы/ [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 320 с. [9].
2. Педагогика: Учебник для студентов. Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с. [219-220].
3. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. – 148 с. [24-25].
















.