Использование современных технических средств и программного обеспечения на уроках истории и обществознания

Использование современных технических средств и программного обеспечения на уроках истории и обществознания

Учитель истории: Шамшева О. А.


В современном образовательном процессе мультимедийные технологии занимают все более значительное место. Их использование на уроках позволяет вносить инновационный компонент в учебный процесс, а также делает труд учителя более эффективным, интересным, максимально приближенным к требованиям сегодняшнего дня .
Компьютер помогает по-новому организовать учебно-воспитательный процесс как на уроке, так и во внеурочное время. Информационные технологии дают возможность учащимся работать с самыми различными источниками информации на уроках и внеурочной деятельности. Учащиеся могут заниматься исследовательской проектной работой используя Интернет-ресурсы., что способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. Ребята учатся анализировать информацию, работать в группе, участвовать в различных конференциях, создают презентации.
На уроках истории и обществознания с использованием компьютерной техники работа сучащимися может быть организована следующим образом:
- просмотр видеофильмов или видеофрагментов;
- выполнение работ по систематизации исторической информации, решение исторических задач, проведение тестирования учащихся при проверке знаний по пройденному материалу и при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию;
- выполнение проектов, презентаций.
Использование презентаций позволяют повысить интерес к изучению предмета и дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Использование информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся развивает у них навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. С помощью Интернет учащиеся могут изучить и ряд архивных документов, увидеть разнообразный иллюстративный материал.
Современные классные вечера, школьные конференции, собрания не обходятся без слайд-шоу и презентаций. Процесс создания презентаций – процесс творческий. У учащихся формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Представление докладов, рефератов, проектов может сопровождаться презентацией., готовя которую, учащиеся проводят огромную научно- исследовательскую работу, используют большое количество источников информации.. все это формирует у ребят логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Во время презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, у них повышается самооценка, повышается интерес к предмету.
Работая с компьютером у учащихся формируются навыки самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. У таких ребят формируется более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. В этой связи возрастает роль учителя в плане раскрытия возможностей мультимедиа при изучении истории и обществознания.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
- возможность конструирования материала для конкретного урока;
- возможность сочетания разных программных средств;
- возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.
Компьютер может быть использован на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков (разнообразный текстовый материал, документы, таблицы, высказывания политиков и т. д.). с помощью компьютера можно изготовить массу раздаточного материала к каждому уроку. Можно использовать и готовые электронные программные продукты (мультимедиа учебники, справочники, галереи, тренажеры для подготовки к ЕГЭ).
В своей деятельности информационные технологии я использую следующим образом:
- при объяснении нового материала, создаю видеоряд из текстов, рисунков , карт, схем;
- презентации, которые позволяют организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроках и дома, так называемые «задачники»;
- презентации, позволяющие приобщить учащихся к шедеврам мировой художественной культуры ( «Мировые музеи»)
Использование информационных технологий на уроках способствуют повышению у ребят интереса к предмету, интереса к тому, что происходит на уроке, они проявляют активность на уроках, быстрее запоминают материал, что обеспечивает устойчивую мотивацию к получению знаний, повышает познавательную активность.


15